Почему же Яков Петрович Голядкин не дрался на дуэли?
Анализируется образ “маленького человека”, определённые психологические черты героя «Двойника» Ф. М. Достоевского, доказывается, что его можно отнести к этому образу. Психология Голядкина описана на базе теории Р. Жирара, проведено его сравнение с фигурой идеального дуэлянта.
Научный руководитель: Стефано Алоэ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1-Й ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
21 апреля, 1030, 21 ауд. 3 корпуса
Эксперты: д-р филол. наук, профессор О.А. Дашевская, д-р филол. наук, профессор М.А. Хатямова, канд. филол. наук, доцент З.А. Чубракова
Председатель: Д.В. Шепетовский
Секретарь: Л.И. Дивина
1. Шаврина Ксения Сергеевна, аспирант, НИ ТГУ (Томск)
Автобиографическое начало в рассказах А.И. Куприна 1920-30-х годов
Рассмотрение произведений малых жанров А.И.Куприна, относящихся к эмигрантскому корпусу текстов, в автобиографическом аспекте.
Научный руководитель: Чубракова Зинаида Анатольевна
2. Ворошилова Юлия Алексеевна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Концепция детства в прозе А. П. Платонова конца 20-30-х годов («Происхождение мастера» и «На заре туманной юности»)
Рассматривается философия детства в повестях А.П. Платонова «Происхождение мастера» и «На заре туманной юности». Внимание писателя к образам детей и подростков обусловлено его интересом к категории «наивности» как «бессознательного бесстрашия». Писателя волнует также оппозиция мира детей и мира взрослых – христианский мотив «вечной правды ребенка» в «мире взрослой кривды». Сопоставление двух повестей позволяет выявить разные аспекты этих взаимоотношений, а также увидеть эволюцию важного для творчества Платонова мотива «отцы и дети» от конца 1920х годов к 1940-м.
Научный руководитель: Дашевская Ольга Анатольевна
3. Андриянова Дарья Максимовна, студентка НИ ТГУ (Томск)
Образ музы в поэзии А. Ладинского.
В поэзии русского эмигранта первой волны Антонина Ладинского. рассматривается образ музы, занимающий важное место в книгах поэта разных лет. Выявляется типология стихотворений, лирические сюжеты которых «цементируются» темой поэта и поэзии и наличием образа музы: 1) восходящие к античной семантике; 2) отсылающие к классике; 3) содержащие индивидуальную поэтическую логику. Таким образом, показывается своеобразие эстетической парадигмы и концепция поэтического творчества, в основе которой находится глубинная связь поэта с национальной традицией и контекстом западной словесности.
Научный руководитель: Сваровская Анна Сергеевна
4. Шепетовский Денис Владимирович, аспирант, НИ ТПУ (Томск)
Код русской культуры в рассказе Н.Н. Берберовой «Его супруга»
Рассматривается аллюзивность сюжета рассказа Н.Н. Берберовой «Его супруга»; игровое воспроизведение идеи жизнетворчества героем в эмигрантском сообществе.
Научный руководитель: Хатямова Марина Альбертовна
5. Шаламатова Елена Олеговна, магистрант, КемГУ (Кемерово)
Диккенсовский претекст в стихотворении Б. Л. Пастернака "Январь 1919"
Выявляется обращение Б. Л. Пастернака к творчеству Ч. Диккенса через конкретный поэтический текст. Обращение Б. Л. Пастернака открывает новую грань в изучении творчества поэта, восприятие которого отображает развитие русско-английского литературного диалога.
Научный руководитель: Налегач Наталья Валерьевна
6. Колмакова Ольга Александровна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Символика дат и чисел в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны»
Анализ дневниковых записей главного персонажа в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны». Особое внимание уделено раскрытию символики дневниковых дат в контексте христианской истории — сопоставлению событий романа с событиями Нового Завета с активным привлечением православного календаря. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Научный руководитель: Дашевская Ольга Анатольевна
7. Иркова Анна Валентиновна, магистрант, КемГУ (Кемерово)
Мотив преодоления разрыва времен в микроцикле А.А. Ахматовой «Три стихотворения» (1944-1960), посвященном памяти А.Блока
Рассматривается мотив преодоления разрыва времен как смыслообразующий элемент в микроцикле А.Ахматовой «Три стихотворения» (1944-1960), посвященном памяти А. Блоку. Этот мотив раскрывает способность к осуществлению поэтического хора голосов в звучащем слове лирической героини. Такое представление о роли поэта в этом многоголосье как посредника между веками связано с целью статьи – выявление динамики смыслового наполнения мотива восстановления диалога времен в контексте художественного целого лирического цикла. Обращение к поздней поэтике А.Ахматовой, представляющей индивидуально-авторское творчество, с его особым активным использованием чужого слова являет включенность собственного единичного произведения в мировой текст, создававшийся эпохой-хором.
Научный руководитель: Налегач Наталья Валерьевна
8. Дивина Лилия Ильинична, магистрант, НИ ТГУ (Томск)
Структура повествования в путевых очерках И. Эренбурга о Берлине 1920-нач.1930-х
Рассматриваются приемы и формы организации повествования в путевых очерках И. Эренбурга, определяющие создаваемый образ реальности и образ автора. Путевая проза И. Эренбурга включена в контекст советских травелогов 1920-нач. 1930-х годов.
Научный руководитель: Чубракова Зинаида Анатольевна
9. Ярошенко Евгения Юрьевна, студент, АГУ (Барнаул)
Хиазм как один из способов выражения антитезы в лирике А. Блока
Рассматриваются основные принципы создания образов в лирике А. Блока при помощи таких фигур речи, как антитеза и хиазм. Кроме того, в статье отражены функции антитезы и хиазма в стихотворном тексте, сделан вывод о роли антитезы в структуре хиазма.
Научный руководитель: Романова Екатерина Геннадьевна
10. Назаренко Иван Иванович, студент, НИ ТГУ (Томск)
Мотив распада атома в творчестве Г. Иванова
Рассматриваются формы реализации мотива распада атома на разных уровнях художественной структуры поэмы в прозе «Распад атома» и развитие этого мотива в поздних стихах Г. Иванова. Исследование дополняет существующие представления о семантическом диапазоне мотива распада атома в творчестве писателя.
Научный руководитель: Сваровская Анна Сергеевна
11. Галькова Алёна Вадимовна, аспирант, НИ ТГУ (Томск)
Словесный пейзаж в мемуарно-автобиографической прозе русских художников первой трети ХХ века
Рассматриваются особенности словесного пейзажа в мемуарно-автобиографических произведениях "Мои воспоминания" А. Н. Бенуа, "Воспоминания" М. В. Добужинского, "Моя жизнь" К. А. Коровина. Анализируется взаимодействие вербального кода описания и живописного кода изображения природы в синтетическом тексте мемуарно-автобиографических произведений художников-модернистов, важной составляющей которых было создание пейзажных живописных полотен.
Научный руководитель: Воробьева Татьяна Леонидовна
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-Й ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
21 апреля, 1030, 25 ауд. 3 корпуса
Эксперты: канд. филол. наук А.Н. Губайдуллина, канд. филол. наук Т.Л. Рыбальченко, д-р филол. наук В.А. Суханов
Председатель: Я.В. Демидова
Секретарь: А. В. Малькова
1. Грущенко Денис Анатольевич, магистрант, НИ ТГУ (Томск)
Концепция истории советского государства в повести В. Тендрякова "Кончина"
На анализе фабулы повести «Кончина» (1968) о рождении и развитии одного колхоза выявляется авторская модель истории советской системы: исторические корни в общинном крестьянском труде; роль государства в искажении коллективистской экономики; значение личности народного руководителя, превращающегося в диктатора; роль интеллигента в организации социальной системы; связь экономических и нравственных законов в социальном развитии. Доказывается, что повесть была не только иносказательной оценкой сталинского периода в жизни народа, но началом поиска В. Тендряковым общих законов исторического развития общества.
Научный руководитель: Рыбальченко Татьяна Леонидовна
2. Макрушина Юлия Александровна, студент, КемГУ (Кемерово)
Отголоски «русской идеи» в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (1976)
Интерпретируется авторское понимание "русской идеи" в повести В. Г. Распутина "Прощание с Матёрой" (1976). Анализ историко-философского понятия "русская идея" открывает причины разрушения связи между человеком и родной землей, патриархального мира, преемственности законов устройства бытия.
Научный руководитель: Ащеулова Ирина Владимировна
3. Асланиди Мария Андреевна, магистрант, КемГУ (Кемерово)
Рассказчик в субъектной организации новеллы С. Д. Довлатова "Компромисс первый"
Проясняется ценностно-смысловая позиция рассказчика в новелле С. Довлатова "Компромисс первый" (1979). Соотнесение с позициями других персонажей позволяет говорить о том, что рассказчик занимает ироническую позицию. Ирония рассказчика, направленная на развенчание шаблонов и выявление подлинной жизни, оказывается для него единственным способ сохранения свободы.
Научный руководитель: Фуксон Леонид Юделевич
4. Кузьмина Дарья Дмитриевна, магистрант, НИ ТГУ (Томск)
Экзистенциальное время в романе Ю. Трифонова «Время и место» (1980)
Рассматривается специфика и процесс формирования экзистенциального времени и пространства в прозе Ю. Трифонова, соотношение бытового, бытийного и экзистенциального времени. Анализируется новый тип героя, который появляется в романе «Время и место», обладающий не только памятью, но и «чувством времени», способностью замечать переломные события.
Научный руководитель: Суханов Вячеслав Алексеевич
5. Демидова Яна Валерьевна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Миф о бессмертии в романе Ольги Славниковой «Бессмертный»
В романе О. Славниковой «Бессмертный» (2001) идея бессмертия воплощена, а) в изображении раннего постсоветского («перестроечного») общества, которое не способно расстаться со старыми советскими стандартами и символами; б) в сюжете главного героя романа, бывшего разведчика и персонального пенсионера Харитонова, который, пройдя войну, научился строить свою жизнь с опорой на экзистенциальные смыслы, а не на символику. В его сюжетной линии преломляется миф об Арахне, обреченной Афиной на вечное существование в образе паука.
Научный руководитель: Рытова Татьяна Анатольевна
6. Пантюхина Алёна Игоревна, аспирант, НИ ТГУ (Томск)
Мифологии персонажей в романе В. Шарова «Воскрешение Лазаря»
Рассматривается система мифов персонажей романа В. Шарова «Воскрешение Лазаря» (2002) об исторической реальности (прошлого, настоящего и будущего). Центральный сюжет романа – познание опыта прошлых поколений, участников исторического процесса ХХ века – открывает тот факт, что индивидуальные мифы «отцов» свидетельствуют о наличии метаисторического смысла русской истории, в том числе, о значимости испытания «коммунистическим проектом», дающим мученический опыт нации. Персональные мифы персонажей рождаются из национальных представлений о русской истории как метафизическом процессе и имеют онтологический характер. В работе исследуется не только манифестация идей персонажей (форма писем, пересказов идей), но и сюжет трансформации идей, их проверки или отказа в историях персонажей.
Научный руководитель: Рыбальченко Татьяна Леонидовна
7. Малькова Алина Викторовна, аспирант, НИ ТГУ (Томск)
Миф о сатире и нимфах в романе В. Маканина «Испуг»
Рассматривается мифологический мотив сатира и нимфы в романе В. Маканина «Испуг» (2006). Изображение повторяющейся ситуации в романе – блуждание главного персонажа (старика) в поиске «лунной женщины», как способ преодоления/замещения чувства неизбежности смерти, сопротивление собственному физиологическому разрушению. Активная старость, по В. Маканину, форма сопротивления абсурду жизни.
Научный руководитель: Рыбальченко Татьяна Леонидовна
8. Сулакшина Екатерина Степановна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Реальный и сказочный Вильнюс в «Сказках старого Вильнюса» Макса Фрая: принципы и приемы моделирования фантастического пространства
Работа посвящена анализу принципов и приемов моделирования фантастического пространства в «Сказках старого Вильнюса» (2012-2014) Макса Фрая (Светлана Мартынчик). Важную роль играет «двоемирие»: Вильнюс реальный и Вильнюс-двойник, где действуют иные законы. Граница между ними четко не обозначена, что ведет к дроблению реальности и фантастическому допущению. «Двоемирие» определяет существование каждого героя «Сказок старого Вильнюса» как единый «путь к себе».
Научный руководитель: Новикова Елена Георгиевна
9. Дугинова Светлана Андреевна, магистрант, НИ ТГУ (Томск)
Трансформация тыняновского сюжета в романе В. Пелевина «Смотритель»
Выявляется цель и назначение использования сюжета Ю. Тынянова (повесть «Подпоручик Киже», 1927) в романе В. Пелевина «Смотритель» (2015). Обнаруживается схождение писателей в проблеме сознания и реальности, а также власти и реальности. Ю. Тынянов фиксирует социальный абсурд, миражность власти, чьи установления подчиняют реальность и уподобляют знаки человеку (рождение и судьба ошибки писаря, подпоручика Киже). В. Пелевин редуцирует социальную природу фантомности власти. В романе бессилие сознания перед реальностью показано, во-первых, как потребность в бегстве от реальности в вымышленный мир, а во-вторых, как обречённость постоянно обращаться к реальности (намеренно создавать фантомы Киже), чтобы получать импульс убегания в искусственный текстовый мир от неподвластной сознанию человека реальности.
Научный руководитель: Рыбальченко Татьяна Леонидовна
10. Янкус Андрей Геннадьевич, студент, НИ ТГУ (Томск)
Сюжет познания в романе Анатолия Королёва "Дом близнецов"
Роман Анатолия Королёва "Дом близнецов" рассматривается как преломление классического жанра мениппеи в постмодернистской поэтике. Детективная фабула становится основой познания особого мира, созданного сознанием персонажей как антиномия реальности. Личное познание Хегевельда дополняется сюжетом познания бытия в процессе философских диспутов. Сюжет открывает не истину бытия, а невозможность истинного суждения о нём.
Научный руководитель: Рыбальченко Татьяна Леонидовна
11. Рябцева Валерия Станиславовна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Жанровые особенности рассказа А. Иличевского «Точка росы»
Рассматривается рассказ «Точка росы» (2016) в аспекте жанровой семантики и в аспекте синтеза постмодернистской, модернисткой и реалистической традиций.
Научный руководитель: Рытова Татьяна Анатольевна
12. Плотникова Юлия Владимировна, магистрант, АГУ (Барнаул)
Медные и безголовые всадники Апокалипсиса: интертекстуальные особенности рассказа Т. Толстой «Ураган»
Рассматриваются интертекстуальные особенности рассказа Т. Толстой «Ураган». В статье рассматриваются отсылки к произведениям русской и зарубежной литературы, а также библейские аллюзии. Особое внимание уделяется образу всадника.
Научный руководитель: Романова Екатерина Геннадьевна
13. Семеновская Анна Евгеньевна, студент, НИ ТГУ (Томск)
Тема пития в поэтическом мире М. Амелина
Исследуется тема пития на материале всего поэтического творчества М. Амелина. Семантика вещного мира стихотворений, трансформация традиционных мотивов, связанных с питием, позволяют судить о трактовке пития как моменте экзистенциального выбора лирического героя.
Научный руководитель: Суханов Вячеслав Алексеевич
14. Масяйкина Елена Владимировна, магистрант, НИ ТГУ (Томск)
Образ Сибири в литературе русского зарубежья: на материале литературной периодики США 1990-2000-х гг.
Исследование реализаций образа Сибири в метатексте литературных альманахов США на русском языке 1990-2000-х гг., коллективных представлений о регионе, их типологии и характеристики источников формирования. Выясняются факторы, определявшие эволюцию семантики топонима «Сибирь», историческое и личное содержание геополитического компонента национального самосознания. Наиболее популярно преломление образа как «места ссылки», обращение к репрессиям 30-х гг. XX века. Распространено представление о регионе как о нетронутом, природном пространстве. Замыкает ряд видение Сибири как утраченной родины.
Научный руководитель: Никонова Наталья Егоровна
15. Колесникова Анна Юрьевна, аспирант, НИ ТГУ (Томск)