Правовой статус и порядок создания физкультурно-спортивной организации в форме общественного объединения
Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных и управленческих целей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1статьи 66.2 ГК РФ).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
14) государственных корпораций.
Законодательством также допускаются и иные формы. Другой федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. предусмотрел создание общественных объединений в следующих организационно-правовых формах:
– общественная организация;
– общественное движение;
– общественный фонд;
– общественное учреждение;
– орган общественной самодеятельности.
Данные организационно-правовые формы некоммерческих организаций отличаются по целевой направленности, системе членства, вещными правами на имущество организации.
Согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. такие физкультурно-спортивные организации как: Олимпийский комитет России, Паралимпийский , Сурдлимпийский комитеты России, Специальная Олимпиада, местные, региональные и общероссийские спортивные федерации вправе создаваться только в форме общественного объединения, мало того, спортивные федерации вправе быть организованными в форме «общественных организаций» с особенностями и условиями, содержащимися в данном законе:
1) по одному виду спорта может быть аккредитована только одна региональная общественная спортивная федерация;
2) официальное наименование организации должно отвечать требованиям закона и содержать указания на ее организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу деятельности, вид спорта, в целях развития которого она создана;
3) в число членов общероссийской федерации должны входить аккредитованные региональные федерации, действующие на территории более половины субъектов РФ. Исключением могут являться в этом случае, спортивная федерация, созданная по виду спорта, который не может культивироваться на территории большинства субъектов и других особенностей;
4) уставом федерации может быть исключено членство в ней физических лиц;
5) не менее 75 % голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в ее руководящем органе должно принадлежать аккредитованным региональным федерациям»;
6) не могут создаваться и действовать общероссийские спортивные федерации по национальным видам спорта.
Федеральный закон содержит требования к уставу, перечень прав и обязанностей, порядок реорганизации и ликвидации общероссийских спортивных федерации (см. ст.ст. 13, 14, 15, 16, 17, 18 федерального закона о физической культуре и спорте от 2007 г.).
Спортивные клубы в отличие от спортивных федераций могут создаваться в различных организационно-правовых формах как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Согласно базовому федеральному закону о физической культуре и спорте спортивные клубы вправе рассчитывать на содействие органов власти всех уровней при строительстве, реконструкции, ремонте объектов спорта и спортсооружений, аренде помещений, зданий, сооружений на льготных условиях, обеспечение спортинвентарем, оборудованием и др.
Многие некоммерческие организации физкультурно-спортивной сферы являются социально ориентированными некоммерческими организациями в области физической культуры и спорта. К ним относятся спортивные федерации, спортивные общества, такие как ОГО ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России», РФСО «Локомотив», Общество «Спартак» и др., которые имеют значительный потенциал и опыт подготовки спортивного резерва. Они располагают существенной материальной базой, высококвалифицированными кадрами, сложившейся структурой управления, позволяющей обеспечивать подготовку спортсменов высокого класса на многие годы.
Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) предусмотрел комплекс мер для экономической поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в области физической культуры и спорта.
В этом плане Федеральный закон № 40-ФЗ ввел ряд изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также - Федеральный закон о некоммерческих организациях) и, в частности, социально ориентированными некоммерческими организациями определил некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также деятельность в области образования, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также другие виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными данным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления должны оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях в приоритетном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005т. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с формами поддержки, перечисленными выше, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона о спорте и в свете международного сотрудничества Российской Федерации в области физической культуры и спорта на территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных гроз/сдан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом.
Все перечисленные выше организации являются субъектами права, т.е. юридическими лицами.
Технология создания физкультурно-спортивной организации включает три основные процедуры, алгоритм выполнения которых жестко задан такими законодательными актами, как:
– Гражданский кодекс РФ;
– федеральный закон «Об общественных объединениях»;
– федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
– федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
– федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В группу основных процедур входят:
1) выбор организационно-правовой формы;
2) институционализация;
3) лицензирование.
Вспомогательными процедурами являются: порядок финансирования, обеспечение необходимым инвентарем и оборудованием, кадрами и др.
1) Процедура выбора организационно-правовой формы заключается в решении следующих вопросов:
а) вид организации: коммерческая или некоммерческая;
б) выбор конкретной организационно-правовой формы: ;
в) приобретения либо не приобретение прав юридического лица в том случае, если организация будет в форме общественного объединения.
Согласно федеральному закону «Об общественных объединениях» создаваемые общественные объединения могут регистрироваться и в связи с этим приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В последнем случае физкультурная организация не может вести собственную финансово-хозяйственную деятельность. Следовательно, тренерско-преподавательская и иная деятельность такой общественной организации может осуществляться лишь в форме индивидуального предпринимательства, либо на общественных началах. Поэтому нужно принять решение.
2) Процедура институционализации общественного объединения включает десять операций, осуществляемых руководителем или иным лицом, ответственным за государственную регистрацию:
1) формирование группы учредителей (не менее трех физических лиц, достигшие 18 лет). В состав учредителей могут входить и юридические лица, иностранцы и лица без гражданства. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе быть учредителями, членами и участниками общественных объединений;
2) разработка устава – основного учредительного документа общественного объединения;
3) проведение общего собрания, общей конференции учредителей, где принимается решение о создании общественной организации, определяется цель деятельности, наименование, символика, регион деятельности, адрес органа управления, порядок вступления и выхода из организации. На собрании утверждается устав, избирается руководитель исполнительного органа, ревизионная служба, назначается ответственный за регистрацию, по итогам общего собрания оформляется протокол. С момента принятия данных решений общественное объединение считается созданным и может осуществлять свою уставную деятельность, за исключением прав юридического лица. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации.
4) государственная регистрация.
Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:
– заявление;
– устав (три экземпляра);
– выписка из протокола общего собрания;
– сведения об учредителях;
– квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию;
– документ о предоставлении общественному объединению юридического адреса;
– документы, подтверждающие полномочия на использование общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности.
Пакет юридических документов подается на государственную регистрацию не позднее трех месяцев со дня проведения общего собрания.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным регистрирующим органом субъекта Российской Федерации (н-р, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области);
5) изготовление печати;
6) постановка на учет в органе государственной статистики;
7) постановка на налоговый учет в налоговом органе;
8) постановка на учет во внебюджетных фондах:
– Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС);
– Пенсионном фонде (ПФ РФ),
– Фонде социальной защиты (ФСС РФ)
– Фонде занятости населения (ФСН РФ);
9) открытие расчетного счета;
10) в случае деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг организации необходимо:
– получение заключения Роспотребнадзора,
– получение заключения Госпожнадзора,
– получение лицензии в случае оказания услуг медицинского массажа.