Нормативно-правововое регулирование паралимпийского, сурдлимпийского движения и специальной олимпиады

Ключевой по данному вопросу является статья 12 Федерального закона о спорте. Статья содержит четыре основных положения:

1. Паралимпийское, сурдлимпийское движение России, Специальная олимпиада России – это части соответствующих международных движений.

2. «Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России возглавляются соответственно Паралимпийским комитетом России, Сурдлимпийским комитетом России, Специальной олимпиадой России по правовому статусу являющимися ( как и ОКР) – общероссийскими общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, уставами соответствующих международных спортивных организаций и на основе признания международными спортивными организациями, а также в соответствии со своими уставами».

3. Паралимпийский, Сурдлимпийский комитеты и Специальная олимпиада России представляют спортивные сборные команды страны на Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, которые проводятся под эгидой соответствующих комитетов.

4. Паралимпийский, Сурдлимпийский комитеты и Специальная олимпиада России исполняют свои задачи за счёт собственных источников финансирования, в т.ч. добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счёт средств федерального бюджета.

По факту в последнем случае реальная ситуация с законом расходится: подавляющую часть средств названные выше движения получают из федерального бюджета страны. Уровень развития благотворительности в России пока не допускает другой возможности.

Фактически деятельность, например, Паралимпийского комитета России выглядит следующим образом. Раз в два года собирается Паралимпийское собрание, которое раз в четыре года является отчётно-выборным. Собрание вносит изменения в Устав, избирает Паралимпийский комитет России. В Паралимпийский комитет входят юридические и физические лица. Созданы региональные отделения, которые организуют деятельность паралимпийского движения на соответствующей территории. Первоначально движение было сравнительно мало упорядоченным. В последнее время оно приведено в соответствие с действующим законодательством.

Паралимпийское движение расширяется, профессионализируется и в связи с этим получает не только достижения, но и проблемы большого олимпийского спорта. К этим проблемам относятся борьба за финансовые потоки, угроза использования допинга и т.п. К чести движения надо заметить, что на паралимпийском уровне они пока проявляются намного менее остро.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте» предусматривает также участие спортивных организаций инвалидов в развитии Паралимпийского, Сурдлимпийского движения и Специальной олимпиады. Однако деятельность, например, спортивных федераций, спортивных клубов, объединяющих спортсменов-инвалидов, с точки зрения нормативно-правового регулирования, не отличается от деятельности обычных спортивных федераций. В настоящее время в России существуют федерация спорта слепых, федерация спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, фехтования, лыжных гонок и биатлона, настольного тенниса, гребли на байдарках и каноэ, другие федерации. Однако специфика их регулирования отсутствует.

Анализ нормативно-правовой основы регулирования паралимпийского спорта не позволяет обойти и Модельный закон о паралимпийском спорте СНГ 25 ноября 2008 года, хотя он носит и рекомендательный характер. Сферой его действия является регулирование правовых отношений в области паралимпийского спорта между государством, муниципальными образованиями, общественными объединениями, физическими лицами и иными субъектами права. В Модельном законе сформулированы принципы законодательства о паралимпийском спорте, определены меры государственной поддержки с учетом специфики паралимпийского спорта , государственные социальные гарантии и формы финансирования, организационно- нормативные основы паралимпийского спорта с учетом его особенностей. Модельный закон предусмотрел действие таких основополагающих в области паралимпийского спорта документов, как классификация спортсменов по степени их функциональных возможностей; спортивная классификация; календарный план спортивных соревнований; правила соревнований; учебно - тренировочные программы по паралимпийским видам спорта и др..

В Модельном законе по многим проблемам паралипийского спорта не только определены правовые нормы, но и дан ряд механизмов их реализации.

Наши рекомендации