Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы
3. Вопросы государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью в последние годы становятся все более актуальными для Российской Федерации, поскольку именно сейчас идет процесс выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной нашей страной в 2012 году.
Важной частью этих процессов является создание в России условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в различных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения, что является одной из целей Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, продленной Распоряжением Правительства от 27 октября 2014 г. № 2136-р до 2020 года.
В российском законодательстве нормы, определяющие основы правового регулирования обеспечения доступности, содержатся в статьях 14, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данные нормы предусматривают обеспечение доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и коммуникации, издание литературы для инвалидов по зрению на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, введение системы субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, предоставление услуг по сурдопереводу, предоставление сурдотехники и тифлосредств. Таким образом, нормативно предусмотрено обеспечение доступности во всех сферах, обозначенных статьей 9 Конвенции о правах инвалидов.
Наличие доступной среды является основным и системообразующим условием для реализации основных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако положения действующего российского законодательства в области создания доступной среды для инвалидов часто носили декларативный характер.
Статья 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит положения о необходимости создания условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственного пользования транспортом. Указанная статья также запрещает планировку и застройку городов, населенных пунктов, разработку разрешений на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним людей с инвалидностью.
Однако ни федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни каким-либо другим нормативно-правовым актом, в том числе и законами субъектов Российской Федерации, не был предусмотрен механизм реализации мер по адаптации объектов социальной инфраструктуры, жилых помещений, транспорта для беспрепятственного доступа.
Именно отсутствие четкого механизма реализации указанных положений федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», позволяло должностным лицам уклоняться от выполнения мероприятий по ее созданию.
Региональное законодательство (также создавало правовую основу, но не решало в полной мере проблему обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
По мнению законодателей и правительства, именно для реализации таких мер и принята Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы», которая постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 утверждена и продлена до 2020 года.
Ключевая цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
В числе основных задач:
· обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
· обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
· обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
В составе программы выделено три подпрограммы:
1. "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
2. "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
3."Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы".
Реализация Госпрограммы проходит в два этапа: 2016–2018 годы и 2019–2020 годы.
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы:
· - Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 14,4% в 2011 году до 68,20% к 2020 году)
· - Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 32,20% в 2011 году до 52,50% к 2020 году)
· - Увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующей типовой программе субъекта Российской Федерации в общем количестве субъектов Российской Федерации (с 12,00% в 2017 году до 44,70% к 2020 году)
· - Увеличение доли специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам в общем количестве таких специалистов (с 13,40% в 2018 году до 90,00% к 2020 году)
· - Увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (с 42,10% в 2011 году до 46,50% к 2020 году)
· - Увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (с 54,20% в 2011 году до 57,00% к 2020 году)
· - Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (с 28,20% в 2014 году до 40,00% к 2020 году)
- Увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10,00% в 2011 году до 100,00% к 2016 году).