Региональные нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта
Весьма важной составной частью международного физкультурно-спортивного права являются региональные нормативно-правовые и рекомендательные акты. Термин «региональные правовые акты» означает, что эти акты имеют характер международных договоров, охватывающих группу государств в какой-либо определенной географической области – Европейских стран, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии, Океании и других регионов.
Страны, объединяющие свои усилия в области развития физического воспитания, спорта и туризма руководствуются тем, что спорт способствует сотрудничеству между народами, содействует взаимопониманию и добрососедским отношениям, а значит, и делу мира в регионе.
Как показывает практика последних десятилетий, сотрудничество на региональном уровне в области ФКиС дает весьма плодотворные результаты не только в сфере спорта высших достижений, инвалидного и детского спорта, в деле повышения спортивной активности пожилых людей, но и придает позитивный импульс развитию таких отраслей, как туризм, бизнес, научные и культурные обмены. Все это в комплексе качественно улучшает социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе, создает обстановку открытости и свободы реализации личности.
Очевидно, что практическая реализация отмеченных направлений регионального сотрудничества в сфере ФКиС не может быть эффективно осуществлена без надлежащего правового оформления. Закрепление общих принципов национально-территориального сотрудничества производится в правовых актах в виде региональных хартий, манифестов, кодексов и иных документах.
Рассмотрим наиболее важные межгосударственные, межправительственные нормативные акты Европейского региона.
Особое место в этом плане принадлежит нормативным актам Совета Европы.
Совет Европы (далее – СЕ) – межгосударственная организация, расположенная в Страсбурге и имеющая своей целью работу, направленную на благо мира и прогресса, укрепление демократии, прав и свобод граждан Европы.
Совет Европы был первой европейской организацией, созданной после Второй мировой войны в 1949 году. В настоящее время в Совет входит 47 европейских государств. Россия присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года.
Совет тесно сотрудничает с Европейским Союзом и Советом по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ.
Совет Европы включает:
1. Совет министров иностранных дел (законодательный орган);
2. Парламентскую Ассамблею (исполнительный орган);
3. Конгресс местных и региональных руководителей европейских стран;
4.В исключительных случаях созывается Совет глав государств и правительств.
5. Международный секретариат в составе 1500 официальных представителей из всех стран-членов СЕ. Возглавляет СЕ Парламентская Ассамблея.
Целью Совета Европы является выработка скоординированной политики и применение выработанных им законов и стандартов в странах-членах.
Для выполнения своих целей СЕ проводит разного уровня заседания, встречи, дискуссии на уровне парламентариев, министров, правительственных чиновников, экспертов, представителей местных и региональных объединений, молодежных организаций, международных правительственных и неправительственных организаций.
За время, прошедшее с даты своего создания, Совет Европы разработал и принял свыше 170 конвенций, а также множество рекомендаций государствам и правительствам по различным аспектам деятельности. Наиболее известными из них являются Конвенция по правам человека, Европейская культурная конвенция, Европейская спортивная хартия (1992 г.), Кодекс спортивной этики, Программа СПРИНТ (реформы в спорте, инновации, подготовка кадров). Программа «спорта для всех» впервые объявлена в 1975 г. и служит основой равноправия и демократизации развития ФКиС для широких слоев населения.
Для выработки политики в области спорта проводятся конференции министров спорта европейских стран. При Совете Европы имеется Генеральный секретариат, в него входит Директорат образования, культуры и спорта.. Основным направлением спортивной деятельности Совета Европы является программа «улучшения качества жизни через спорт для всех».
Спортивное сотрудничество в рамках Совета Европы осуществляется Комитетом по развитию спорта (CDDS), который был создан в 1978 г. В состав членов CDDS входят 47 стран Европы.
Комитет по развитию спорта Совета Европы (CDDS) – это единственная межправительственная организация в сфере спорта на Европейском континенте.
В соответствии со ст. 3 и 6 Европейской культурной конвенции (ЕКК) в части, касающейся спорта, призван стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах – членах ЕКК.
Он готовит и принимает проект программы своей деятельности, обеспечивает ее выполнение с учетом средств CDDS Спортивного фонда и главным образом субсидий, предоставляемых Комитетом Министров.
Для выполнения данной работы в 1993 г. было создано Бюро CDDS в составе девяти представителей стран-членов с двухгодичной ротацией.
Бюро CDDS следит за выполнением Европейской спортивной хартии, Кодекса спортивной части, Конвенции против применения допинга, Конвенции против насилия и поведения зрителей на спортивных мероприятиях, в частности во время футбольных матчей и др.
Значительное место в работе CDDS уделяется программе СПРИНТ (спорт, инновации, подготовка кадров) по развитию системы демократических основ спорта, пропаганде этических ценностей и социальной интеграции в спорте.
Бюро CDDS проводит в странах-членах парламентские слушания по вопросам ФКиС и совершенствованию законодательной базы в данной сфере деятельности с учетом положений Европейской спортивной хартии и других основополагающих документов, а также большое количество семинаров, конференций, готовит предложения для регулярных совещаний министров спорта стран-членов Совета Европы.
Спортивная Хартия Европы.
Спортивная Хартия Европы была принята в мае 1992 г. министрами по спорту государств Европы на VII конференции, прошедшей на о. Родос (Греция). Принятие Хартии создало основу для единой правительственной политики европейских стран в сфере спорта. Спортивная Хартия Европы представляет собой довольно краткий правовой документ, который включает в себя 13 статей, где отражены общие принципы политики стран-участниц в физкультурно-спортивной сфере.
Целью Хартии, согласно ст. 1, является содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, для чего правительствам рекомендуется:
1 Позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности:
а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками;
б) гарантировать возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях;
с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте;
2 Защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создать гарантии спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы.
Далее в Хартии подчеркивается специфическая роль государства в развитии спорта. В частности, в ст. 3 отмечается: «Роль государственных органов состоит, прежде всего, в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными и спортивными организациями способствует осуществлению целей Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта».
Очевидно, что количество людей, вовлеченных в ФКиС, напрямую зависит от количества и качества спортивных сооружений. Поэтому ст.ст. 4-7 оговаривают меры по увеличению количества и качества спортсооружений, а также свободный доступ к спортсооружениям всех желающих..
Статья 8 определяет способы предоставления помощи спорту высших достижений. В ней указывается: «Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры».
Важное место в Хартии уделяется спорту в плане подготовки спортивных специалистов. В статье 9 отмечается, что следует поощрить создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи и т.п.).
В Хартии увязываются проблемы спорта и окружающей среды. Так, статья 10 определяет: «Заботясь об улучшении физического, социального, психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в т.ч. в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно:
– учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений;
– поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды;
– повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией.
Статья 11 регламентирует научные и информационные обмены. В статье говорится, что должны быть созданы структуры по сбору и распространению информации о спорте по разным направлениям. Следует поощрять и проведение научных исследований по всем аспектам спорта. Должны быть достигнуты договоренности о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях.
Статья 12 посвящена финансам. В ней говорится, что следует сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т.е. централизованных, региональных и локальных) с целью выполнения задач Хартии.
В заключительной статье, посвященной внутреннему и международному сотрудничеству, говорится, что следует создать соответствующие структуры для надлежащей координации развития и содействия спорту как между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, так и с общественными организациями на всех уровнях.
Другим важнейшим документом Совета Европы является Европейский Манифест «Молодые люди и спорт».
Появление специального правового акта, посвященного проблеме молодежного спорта не является случайным. Дело в том, что в последние десятилетия в среде европейской молодежи проявились и стали нарастать такие негативные явления, как увеличение численности физически слаборазвитых молодых людей и лиц с избыточным весом из-за малоподвижного образа жизни, увеличение количества преступлений, совершенных молодыми людьми. Со всей остротой перед развитыми европейскими странами встала проблема молодежной наркомании, алкоголизма, табакокурения. Решение этих острейших социальных проблем невозможно без развития ФКиС, без создания соответствующих условий молодежи для занятий спортом, без интенсивной пропаганды физической активности и здорового образа жизни.
Понимание общественностью европейских стран глубины возникших проблем в молодежной среде привело к появлению Европейского Манифеста «Молодые люди и спорт», который был принят министрами стран-участниц Евросоюза в мае 1995 г.
Цель принятого Манифеста – благоприятствовать политике, которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям ФКиС, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и закладывать основы для занятий физической активностью на протяжении всей жизни. В соответствии с этой целью общественные власти на всех уровнях отвечают за создание разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях.
Согласно статье 3 Манифеста, физическая активность является для молодых людей естественной формой движения, основанной на элементах игры.
Занятия спортом должны быть нацелены на:
– развитие психических, физических и социальных качеств;
– обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;
– воспитание уважения к себе и другим людям, в т.ч. к группам меньшинства;
– обучение терпимости и ответственности, как предпосылкам жизни в демократическом обществе;
– воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;
– пропаганду здорового образа жизни.
В Манифесте отмечается, что семья и школа играют уникальную роль в пропаганде активного, здорового образа жизни. Школе надлежит решить жизненно важную задачу – заложить через ФКиС основы здорового баланса межу физической и умственной деятельностью.
Статья 6 Манифеста подчеркивает, что для вовлечения в спорт молодежи необходимы хорошо продуманные и сбалансированные программы, которые должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них.
В то же время занятия спортом на всех уровнях – как в школе, так и за ее пределами – должны вести квалифицированные и подготовленные учителя и тренеры, независимо от того, работают ли они на добровольной или профессиональной основе.
Далее Манифест определяет, что каждая школа должна иметь необходимое оборудование для занятий ФКиС. Все молодые люди, в т.ч. инвалиды и дети, должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям.
В заключительной статье говорится, что правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста.
Особое место СЕ было уделено борьбе с допингом.
Каждому спортсмену хорошо знаком термин «допинг», который происходит от английского слова dope – наркотик, дурман. Давно было подмечено, что некоторые вещества оказывают на спортсменов стимулирующее действие, – после их приема результаты повышались на три, пять, а иногда и более процентов. Нужно ли говорить, что в тех видах спорта, где счет идет на десятые и даже сотые доли секунды такой прирост в спортивных результатах является колоссальной величиной. В свою очередь, повышение результатов ведет к новым европейским, мировым и олимпийским рекордам, к победам и получению больших сумм призовых денег. Поэтому соблазн найти и применить стимулирующие вещества для спортсменов и их тренеров весьма велики.
Так, например, руководители китайского спорта вынуждены были пойти на беспрецедентный в истории Олимпиад шаг – сократили свою делегацию в Сиднее на 10 %, так как опасались, что ряд их ведущих спортсменов не пройдет допинг-контроль. За год до сиднейских Игр китайцы сами внесоревновательным допинг-контролем уличили и дисквалифицировали 10 ведущих спортсменов и их тренеров.
На чемпионате мира 2001 г. по зимним видам спорта в Лахти шесть ведущих финских лыжников были уличены в применении запрещенных веществ. Других примеров применения допинга в современном спорте необычайно много.
Последствия применения допинга весьма негативные. Во-первых, применение стимулирующих препаратов ставит спортсменов в неравные условия, - выигрывает не тот, кто объективно сильнее, а тот, кто обладает более мощным допинговым препаратом. Такое положение противоречит правилам честной игры.
Вторая отрицательная сторона допинга состоит в том, что его применение ведет к мутациям в организме человека. Например, употребление гормонов роста – таких, как самотропин или генотропил, – ведет к таким изменениям, как укрупнение носа, подбородка, ушей. Кроме того, гормоны роста вызывают также неконтролируемый рост внутренних органов, что чревато тяжелыми дисфункциями. Передозировка стимуляторов ведет подчас к инвалидности, и даже смерти спортсменов.
Перечисленные обстоятельства побудили мировое спортивное сообщество заняться законодательным регулированием применения стимулирующих препаратов спортсменами. В частности, в ноябре 1989 г. государствами-членами Совета Европы и некоторыми другими странами была подписана Конвенция против применения допинга.