Понятие спортивного права как комплексной отрасли системы права
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью – обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметомпризнаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группыобщественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.
Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, т.е. субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отраслей, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких, как предпринимательское, информационное, транспортное, муниципальное, бюджетное и др.
Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, согласно позиции С.С. Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей»[1]. По мнению С.С. Алексеева, «комплексные отрасли права – это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований».
Таким образом, в системе российского права имеются образования комплексного характера, например маркетинговое, транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Физическая культура и спорт – это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и очень специфичную социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать законодательство.
Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих его от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему и потому требующие использования специфических подходов к правовому урегулированию:
– современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортивной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;
– существуют специфические функции спорта – экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;
– система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
– гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;
– отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;
– физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;
– управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;
– организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
– существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно- технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере субъектов Российской Федерации и отдельных спортивных организаций;
– физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативно-правовых актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство Российской Федерации;
– наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации на саморегулирование через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций;
– имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности – состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта – трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Дополнительным отличительным признаком отрасли является метод правового регулирования. Исходя из теории права необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Вместе с тем, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.
В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:
– использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
– обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
– использование физической культуры и спорта как средство подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства, табакокурения и преступности;
– учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
– учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
– ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
– обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
– возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или в процессе этой деятельности;
– восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК);
– учета направленности физкультурно-спортивного движения на консо-лидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
– ориентации на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;
– учета самостоятельности и равноправия физкультурно-спортивных объединений, независимо от уровня, который они занимают в сфере физической культуры и спорта, в том числе равенства их прав на государственную поддержку;
– поощрения конкуренции в спорте и деятельности предприятий спортивной промышленности, защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;
– обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
– целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
– учета правил спортивной этики и др.
Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.
Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Спортивное право – это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.
Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для дальнейшего изучения спортивного права. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. французский философ Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование и вы освободите мир от половины заблуждений».
Исходя из соотношения понятий «спорт» и «физическая культура» как частии целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом», однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право». Существует традиция обозначать название отрасли одним словом – это удобно для чтения, понимания и применения законодательства, преподавания предмета.
Таким образом, спортивное право может быть выделено в особую комплексную отрасль права по такому признаку, как спортивные отношения. Спортивное право служит правовой формой выражения и закрепления государственной политики в области физической культуры и спорта как важного субъективного фактора формирования и развития этого комплексного правового образования. Юридическую основу для формирования соответствующей отрасли права составляет спортивное законодательство, которое складывается в результате законодательной деятельности государства и существует в зависимости от содержания нормативных актов и системы законодательства.
Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности и метода их регулирования в учебном пособии рассматриваются вспомогательные критерии, по которым строится спортивное право. К ним относятся государственная политика в сфере физической культуры и спорта, принципы спортивного права, нормативный материал – важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.
Спортивное право по содержанию и закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений гоcударства, заинтересованного в комплексном правовом регулировании спортивных отношений. Спортивные отношения, являющиеся предметом спортивного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, государственном и муниципальном секторах экономики.
Спортивные отношения, регулируемые спортивным правом, в соответствии с их правовой природой, структурой и особенностями можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования спортивного права; с другой – как процесс правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы спортивного права.
Все нормы спортивного права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать спортивное законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.
Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Спортивный кодекс Российской Федерации. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно-излагающего законодательную базу, поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта.
1.4 Принципы спортивного права
Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.
Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».
Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.
Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта.
Обозначим следующиеобщеправовые принципы:
1 Принцип законности.В его основе применительно к горизонтальным отношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования. Этим правилом в своей предпринимательской деятельности руководствуются, в частности, физкультурно-спортивные организации. Напротив, органы государства, воздействуя на физкультурно-спортивные отношения, должны применять другой принцип – запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование).
Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях.
2 Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие профессиональным спортом) с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной физкультурно-спортивной хозяйственной деятельности, как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе физкультурно-спортивной предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей спортивных товаров и услуг).
В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, серти-фикация физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров, работ и услуг). Отсюда вытекает следующий общеправовой принцип.
3 Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений.Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов – Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности предприятий, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов. При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников хозяйственной деятельности в сфере физической культуры и спорта с публичными интересами государства и общества.
Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обуславливают содержание правовых принципов, получивших нормативное закрепление в нормах спортивного права.
Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Подспециальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурной, спортивной, производственной и хозяйственной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве. К ним можно отнести следующие:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к ФК и С как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия ФК и С для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области ФК и С на всей территории РФ;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области ФК и С с саморегулированием таких отношений субъектами ФК и С;
4) установление гос. гарантий прав граждан в области ФК и С;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области ФК и С;
6) безопасность жизни и здоровья участников и зрителей на спортивных мероприятиях;
7) соблюдение международных договоров по ФК и С;
8) содействия развитию ФК и С инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения нуждающихся в повышенной соц. Защите(дети сироты, дети из многодетных семей)
9) взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней с общественными организациями по ФК и С;
10) непрерывность и преемственность физ.воспитания граждан различных возрастных групп;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности соц. Образовательной функции вида.
Будучи юридически закреплены, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права.