Принцип взаимодействия ПУ и семьи
1. Принцип гуманизма. В основе этого принципа лежит идея способности человека и общества изменяться, развиваться. Понимание педагогом возможности изменения в лучшую сторону, помогая самой семье измениться.
2. Принцип объективности – опирается на изучение закономерностей развития семьи в историческом процессе с учетом этнокультурных факторов.
3. Принцип системности. Семья – это ограниченное единство, составляющее сложную систему структурных элементов и эмоциональных взаимодействий. Все эти элементы связаны между собой, взаимодействуя на какой – либо эффект в целом.
4. Принцип фамилиоцентризма. Требует, чтобы при социальной поддержке интересы семьи всегда стояли на первом месте.
5. принцип толерантности. Профессиональная сдержанность, отсутствие осуждения по отношению к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим (не допустимо высокомерие) особенностям.
6. Принцип позитивного образа семьи. В основе принципа лежит понимание института семьи, как естественной семьи для формирования личности.
7. Принцип равной ответственности. Важно определить меру ответственности каждого субъекта семьи, и представителя государства.
Стили семьи
Тема 2.4. Мониторинг качества воспитания
Сущность, цели и задачи мониторинга качества воспитания студентов. Диагностика приоритетных направлений духовно-нравственного, эстетического и гражданского воспитания студентов. Роль педагогической диагностики в формировании и совершенствовании модели системы воспитания в ССУЗе.
Тема 2.5. Организация и методика направлений воспитательной работы
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача – вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований;
- развитие познавательных интересов;
- развитие потенциальных возможностей личности;
- формирование познавательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;
- вооружение учащихся методами познавательной деятельности.
Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
- обучение новым видам движениям;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости);
- формирование гигиенических навыков;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:
- формирование трудовых действий;
- ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений;
- изучение орудий труда и способов их использования;
- обретение опыта посильной трудовой деятельности различных сферах труда;
- формирование интереса к производственной деятельности;
- развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства;
- развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органом власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:
- формирования эстетических знаний;
- воспитания эстетической культуры;
- овладения эстетическим и культурным наследия прошлого;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- развития эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;
- развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.
Традиционные задачи дополняются новыми.
В области духовного и нравственного воспитания:
- развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;
- воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;
- усвоение привычек духовного и нравственного поведения;
- привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;
- воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;
- развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.
В области интеллектуального воспитания:
- усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;
- развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;
- удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;
- развитие потребности учится, постоянно пополнять свои знания.
В области физического воспитания:
- понимание связи между телесным и духовным;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию
- формирование потребности постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.
В области трудового воспитания:
- понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;
- формирование привычки много и настойчиво работать;
- привитие ответственного отношения к работе;
- воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжении жизни.
Тема 2.6. Коллективная творческая деятельность учащихся и ее организация
Многообразные формы воспитательного процесса. Совместно-разделенная деятельность как основа КТД. Этапы и приемы КТД. Личностная ориентированность – основа КТД. Классный час как «час классного руководителя». Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы. Картотека организационных форм воспитания. Система организационных форм воспитания.
Тема 2.7. Воспитательная работа с разными категориями детей
Социально- экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение восстребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, беспризорность среди несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создание целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования детей, родителей, воспитателей, руководителей.
Девиантное поведение как аспект «запущенного воспитания»
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения позволило выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики.
Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически запущенные дети» и ряд других.
Дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называются трудными или трудновоспитуемыми.
Трудновоспитуемость – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами.
Трудновоспитуемость детей рассматривается через явление, которое называется девиация(отклонение). Поведение детей может быть отклоняющееся и нормальное.
Нормальное поведение ребенка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации.
Отклоняющееся поведениеможет быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, следствия отсутствия адекватного учета средой, особенности его индивидуальности. Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезодаптации:
- дети, не посещающие школу;
- дети – сироты;
- социальные сироты;
- дети, употребляющие наркотики и токсические вещества;
- дети, совершившие противоправные действия.
Девиация включает в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведения.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются: демонстрация, агрессия, самовольное и самокритическое отклонение от учебы, ухода из дома, бродяжничество, пьянство, алкоголизм, ранняя наркотизация и попытки суицида.
Делинквентное поведение – повторяющееся, ассоциальное действие детей и подростков:
- агрессивно-насильственное поведение (побои, поджоги, ссадистские действия);
- корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта);
- распространение и продажа наркотиков.
Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности (14 лет) служит основанием для возбуждения уголовного дела.