Основные характеристики развития коллектива
1. Адаптация – формирование групповых норм, принятия закона, определение цели, группы, выделение лидеров и начало формирования групповой структуры. На этом этапе, когда идет освоение территории, выделяют три группы детей:
· Пассивные – молча осматриваются, чего-то ждут, не предпринимают решения
· Любознательные – задают вопросы, могут выделяться лидеры
· Эсперементируются – совершают действия против ведущих и старших групп на какую-либо реакцию. Далее эта реакция оценивается, и по ней составляется представление к данному человеку о том, что здесь можно, что нельзя, что за это будет
2. Группирование – идет разделение на группы, по общности недовольства на основе знакомств до того как сформировалась, организовалась группа. Идет постоянное образование новых групп, это необходимо для образования новых связей, преодоления старых стереотипов, расширение круга знакомств и друзей. После сплочения в образованных микро группах происходит деление. Постепенно побывав в разных группах, получив опыт объединения с разными подростками, дети выходят на новый уровень межгруппового сплочения, слияния мелких групп в одну, выбирается дело с коллективными связями.
3. Кооперация и сотрудничество – выход на кооперацию происходит только в сплоченной группе в момент очень высокого подъема. На подъем группа может выполнять любую работу. Выход на этот этап переходит обычно в результате какого-либо яркого удачного дела.
4. Коллектив – здесь важнее всего общее дело, результат, общественно полезная деятельность, наличие коллективных связей и лидеры.
5. Признаки кооперации – группа начинает замыкаться в себе, плохо относиться к переменам, постепенно развитие прекращается. Работать на этом этапе очень сложно, а иногда вообще невозможно. Поэтому важно не допускать его образование изначально. Для этого необходимо: чтобы дети видели перспективу развития; новые дела; новые перемены; новые выходы на другие группы. Тактика кооперации – необходимо резко поставить группу в новые неожиданные условия, сбить ее до уровня адаптации, далее развитие начинать сначала.
6. Ролевая структура группы – при отсутствии работ с группой может возникнуть конфликт. Поэтому здесь рассматриваются системы личностного роста. Создаются условия для самореализации.
Перспективы работы с детским коллективом
Перспектива – метод педагогического стимулирования, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путем выдвижения перед ними увлекательных значимых целей. При этом их достижения становятся личным стремлением, желанием и интересом воспитанника.
Метод перспективы – позволяет педагогу последовательно направлять (органом ученического коллектива) развитие коллектива, обогащать содержание его жизни и деятельности. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в системе.
- Близкая перспектива – осуществляет ту самую завтрашнюю радость, без которой нет и не может быть оптимистического настроя личности. Во-первых, в коллективе могут родиться нежелательные перспективы общественного значения, которые равны нулю.
- Средняя перспектива – это ожидаемое событие несколько отодвинутого времени. Коллектив живет этими перспективами, стремится к ним по жизни средней перспективы выстраиваются близкие.
- Дальняя перспектива – это жизненный план у детей, связанный с выбором профессии, поиском призвания.
Тема 2.3. Воспитательная работа с родителями
Семья –особого рода социальная группа, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении, и на этом этапе самоуважения
Функции семьи
- Репродуктивная (продолжение рода)
- Воспитательная
- Рекреативная (поддержка – моральная, физическая, материальная, психологическая)
- Экономическая (распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства)
- Коммуникативная (общение)
- Фемицитологическая (ощущение счастья)
Уровни развития семьи
1. Уровень обслуживания ребенка (кормление, одевание).
2. Уровни развития личности ребенка.
3. Стабильная семья (как личность каждый член семьи).
4. Социальная роль в семье (формирует гражданина своей страны, общества).
Основы эффективности семьи
1. Структура семьи (поколение).
2. Состав семьи (полная, неполная, многодетная, многодетная).
3. Материальная эффективность.
4. Бытовая (на 1человека должна быть комната).
5. Образовательный уровень (развитие родителей).
6. Профессиональный уровень (60% - женщины работают, 40% - мужчины).
7. Педагогический потенциал родителей (4-5 раз в год – родительские собрания)
· Организационные родительские собрания.
· Текущие родительские собрания.
· Итоговые родительские собрания.
· Общие родительские собрания.
· Тематические родительские собрания.
8. Опыт и стаж семьи. Либеральное воспитание (бабушки и дедушки). Второго ребенка воспитывают не так как первого (более строго или более мягко).
9. Уровень коммуникации – искусство уметь «молчать».
10. Совместная деятельность.