Особенности воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе воспитание имеет общие и специфические особенности. Рассмотрим особенности воспитания детей в дошкольный период. Разделим их на две группы. Первая группа особенностей — общие, имеющие свое продолжение на последующих этапах становления человека. Вторую группу составят особенности, соотносимые с дошкольным этапом развития детей.
Первая группа особенностей.
Целенаправленность воспитания положительных качеств личности, привычек, умений и навыков поведения дошкольников, формирования взрослыми системы отношений ребенка к окружающему миру, к себе и другим людям.
Многофакторность процесса воспитания — в процессе воспитания проявляются многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса. Социальный заказ дошкольному воспитанию, уровень экономического, правового, политического развития общества, уровень профессиональной подготовки педагогов, характер образовательной среды и эмоциональный климат, уровень воспитанности детей, политика ДОУ, педагогическая грамотность родителей, атмосфера в семье — это совокупность факторов, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс и результат воспитания дошкольников.
Непрерывность воспитания — процесс протекает во всех видах деятельности ребенка в режиме дня. Воспитание происходит стихийно и целенаправленно в каждый момент жизни ребенка. Процесс воспитания не конечен. Конечность условна, соотносится с окончанием возрастного периода, определенного отрезка времени. Такая условная конечность воспитательного процесса важна для оценки его качества, диагностики результатов воспитанности, коррекции воспитания в семье и ДОУ.
Комплексный характер процесса воспитания включает многообразие взаимодействующих компонентов (целевых, содержательных, процессуальных), которые действуют во взаимовлиянии и взаимоподчинении:
• содержательные элементы воспитания (физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, правового, полового, экологического и др.);
• структурные компоненты воспитательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты);
• субъекты — участники воспитательного процесса (дети, сверстники, родители, педагоги, психологи и другие взрослые);
• условия протекания воспитательного процесса (психологические, педагогические, организационные, методические, материально-технические).
Двусторонний характер воспитания, построенный на обратных связях между детьми и взрослыми. Чем больше информации у взрослого о ребенке, его восприятии, воспитанности, особенностях личности, тем выше контактность и результат воспитания.
Неоднозначность и неопределенность результатов воспитания — в одних и тех же условиях воспитываются дети с различными личностными характеристиками, привычками, уровнем воспитанности, линией поведения. Результаты в одних и тех же условиях могут быть соверщенно различными, так как действует субъективный фактор.
Ко второй группе особенностей относятся:
Определяющая роль взрослого в воспитании дошкольников. Взрослые на этом возрастном этапе выполняют воспитательную, обучающую, развивающую, адаптационную, организационную, координирующую и интегрирующую функции.
Отсроченность результатов воспитания во времени — в дошкольный период закладываются основы воспитанности, которые развиваются, углубляются, расширяются и перерастают в воспитанность личности на последующих возрастных этапах.
Поведение и деятельность ребенка-дошкольника регулируются непосредственными чувствами, эмоциями, побуждениями.
Особая значимость положительной оценки, одобрения поступков, действий, качеств личности ребенка со стороны взрослых.
Необходимость постоянной наглядной опоры, положительного практического примера в воспитании личности дошкольника.
Неустойчивость воспитанных качеств, привычек, умений, необходимость постоянного повторения, закрепления, применения в разных жизненных ситуациях.
Обусловленность воспитания дошкольников рядом физиологических и психологических факторов, необходимость их учета в построении и организации воспитательного процесса в семье и ДОУ:
• быстрая утомляемость ребенка, истощаемость нервных кле
ток;
• неустойчивость внимания и восприятия;
• невысокий уровень произвольности психических процессов,
который увеличивается к старшему дошкольному возрасту;
• преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
• высокая пластичность психики, высокая эмоциональность детей, восприимчивость к окружающему;
• наличие наглядно-образного типа мышления;
• быстрое освоение и вместе с тем непрочность формируемых умений, навыков, привычек поведения;
• постоянное стремление к познанию и освоению нового, любознательность;
• сензитивность воспитания черт, качеств личности, привитие норм поведения и общения, формирование личностного опыта ребенка;
• игра как ведущий вид деятельности дошкольников, в которой оптимально и естественным путем формируются новообразования личности, ее знания, качества, отношения, умения, способности.
Названные нами особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.
Рекомендуемая литература
1. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает.— СПб., 2002.
2. Ваидавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.
3. Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. — М., 1994.
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.
5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. Пер. с англ. — М., 1995.
6. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
7. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.
8. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.— М., 2005.
9. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с англ. - М, 1992.
10. Леей В. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993.
11. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ.— М., 1991.
12. Лихачев Б. Т. Философия воспитания.— М., 1995.
13. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. — Самара, 1995.
14. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— М., 1988.
15. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.
16. Стеркина Р. Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ.— М., 1997.
17. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. - М., 1993.