Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников; сопоставление поставленных целей, достигнутых результатов.
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. (Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?)
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций, в основе которых лежит нравственный выбор.
6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.
7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений.
Перечень методов может быть продолжен, раскрыты составляющие их приемы. Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. При организации жизни' детей важно знать, что воспитание — процесс непрерывный, он должен протекать естественно, при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка. При выборе методов важно учитывать конкретные цели и содержание воспитания, личностные, организационные, психолого-педагогические условия; использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание; не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников; детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Необходимым условием эффективности воспитания является ориентация на закономерности развития детей дошкольного возраста, соблюдение принципов воспитания.
Ведущими принципами в современной личностно-ориентированной воспитательной парадигме являются:
· ориентация на развитую личность ребенка как на главный результат образования;
· воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня детей;
· единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов;
· опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми его особенностями;
· гуманизация воспитательного процесса;
· сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, самостоятельности и творчества ребенка;
· соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;
· принцип диалогичности во взаимодействии с детьми. Формы и методы нуждаются в обыгрывании, наглядной опоре. В качестве таких вспомогательных материалов выступают воспитательные средства.
Средства воспитания — система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Средствами воспитания дошкольников могут быть различные бытовые предметы, природный материал, игрушки, наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фильмы), технические средства, книги, журналы, разнообразные виды искусства, разносторонняя деятельность детей. В качестве ведущих в этой системе средств в дошкольной педагогике выделяются общение со взрослыми, игра как ведущая деятельность в дошкольный период. Как особые средства выделяют личность педагога (его внешний облик, эмоции, поведение, речь) и детский коллектив, общественное мнение.
Л.С. Выготский отмечает, что всестороннее воспитание личности — процесс овладения средствами материальной и духовной культуры. Следовательно, все средства воспитания можно условно разделить на две группы.
1. Средства материальной культуры — игрушки, посуда, предметы окружения, технические средства обучения, игры, одежда, дидактические материалы и др. Они развивают практический интеллект.
2. Средства духовной культуры — книги, предметы искусства, речь в разных ее формах.
Целый ряд педагогов (И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова) добавляют к классификации средств воспитания Л. С. Выготского третью группу.
3. Явления и объекты окружающего мира — явления природы, растительный и животный мир.
Совокупность форм, методов, приемов и средств, их сочетание и режимы применения в процессе передачи социального опыта составляют, по мнению П. И. Пидкасистого, технологию воспитания.
Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров определяют технологию воспитания как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания - и развития личности детей, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов воспитательного процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Технология конкретизирует методики. Таким образом, система форм, методов, приемов и средств выступает как основа технологии, делающей воспитательный процесс управляемым и воспроизводимым. Разработка таких технологий в дошкольном воспитании является современным, значимым и актуальным направлением дошкольной педагогики как науки и педагогической практики, перспективной линией их дальнейшего развития.
Результатом целостного воспитательного процесса является достижение воспитательных целей — генеральной (всестороннее гармоничное развитие дошкольников) и субцелей, раскрывающих основную. Субцели, как мы отмечали выше, делают ведущую педагогическую цель конкретной и диагностич-ной. Соотнесение цели и результатов воспитания, степень их совпадения позволяют делать выводы об эффективности воспитательного процесса.
Для оценки результатов воспитания в дошкольной педагогике используется система показателей, доступных наблюдению специалистов. В качестве таких показателей выделяют речь, поведение, складывающееся из отдельных поступков ребенка; реакции на действия детей и взрослых; систему взаимоотношений детей с окружающим миром, взрослыми и детьми; внешний облик; отношение к себе и другим; избирательность в деятельности и общении.
Мы установили, что по содержанию в воспитании дошкольников выделяют ряд основных направлений — физическое, социально-нравственное, умственное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое, правовое. Результаты воспитания по каждому направлению отслеживаются с помощью своих критериев и диагностических методик. Так, например, результаты физического воспитания оцениваются исходя из уровня заболеваемости, развитости основных движений, физических качеств, отношения к своему здоровью, сформированности культурно-гигиенических навыков. Результаты трудового воспитания оцениваются с позиций отношения детей к своему труду, труду взрослых, освоенности ими трудовых процессов. Трудолюбие выступает как качество личности, желание трудиться для себя и других.
Остановимся на показателях нравственной воспитанности, уровне сформированности нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения, степени самостоятельности в их выполнении, яркости проявлений нравственных чувств и качеств. Вопросами нравственной воспитанности активно занимались Р. С. Буре, Л. Ф. Островская, С. Д. Якобсон, Т. В. Артемова и др. Ими было выделено 3 уровня нравственной воспитанности дошкольников.
Высокий уровень — нравственные нормы усвоены на уровне применения, являются регуляторами поведения и отношений. Поведение устойчиво, самостоятельность и инициатива проявляются без напоминания взрослого. Ярко проявляются положительные нравственные чувства и качества. Ребенок способен оценить собственное поведение и поведение других детей с точки зрения нравственных норм.
Средний уровень — нравственные нормы усвоены на уровне воспроизведения, но по указанию или напоминанию взрослого. Навыки и привычки нравственного поведения находятся в стадии формирования; поведение неустойчиво, самостоятельность наблюдается редко, нравственные чувства проявляются ярко, но не систематически. Могут оценить поведение других, требуют соблюдения социально принятых нравственных норм от других детей и взрослых.
Низкий уровень — нравственные нормы усвоены на уровне узнавания, т. е. осознаются вмомент совершения поступка. Нравственные нормы не являются регулятором поведения и отношений, дети не применяют правила в повседневной жизни, не требуют их реализации от других. Навыки и привычки поведения в соответствии с нравственными нормами не сформированы.
Таким образом, мы рассмотрели процесс воспитания дошкольников, показали его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты. Воспитание — сложный, длительный, системный, непрерывный процесс освоения человеком социального опыта, культуры человечества, правил деятельности и взаимоотношений, принятых в обществе. Это активный процесс становления личности человека с первых лет его жизни, приобретение личного опыта поведения, общения, самопрезентации, это процесс стихийного и целенаправленного развития индивидуальности человека.