Структура и функции воспитания дошкольников.
Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.
Воспитание в широком смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность его к жизни и труду.
Воспитание в узком смысле – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
Воспитание в локальном смысле – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.
В последнем понятии заложена суть и основная функция воспитания – формирование системы отношений ребенка к миру, себе, другим людям, воспитание качеств его личности, основ нравственной культуры.
Понятие «воспитание» тесно связано с рядом близких ему понятий: самовоспитание, взаимовоспитание, перевоспитание. Процессы само- и взаимовоспитания работают на развитие личности. Их отличает источник воспитательного воздействия. В первом случае – это сам ребенок, во втором – другие люди (дети, взрослые).
Взаимовоспитание – это разновидность отношений между людьми, возникающих в процессе взаимодействия, направленного на нравственное, социальное, эмоциональное развитие участников взаимодействия, их взаимообогащение, взаимообмен личным опытом.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Побудительной силой самовоспитания дошкольников является потребность в одобрении, положительной оценке деятельности и поведения взрослыми. Процесс носит ситуативный характер и требует подкрепления со стороны взрослого.
Перевоспитание – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.
Источником перевоспитания, как правило, является взрослый, который целенаправленно воздействует на нежелательные черты, преобразуя их. Перевоспитание – значительно более сложный процесс, так как в основе сформированных черт и отношений личности лежат закрепленные условные рефлексы, которые трудно разрушить. Как следствие, процесс не всегда результативен.
Структура процесса воспитание (Ю.К. Бабанскому):
1. Стимульрующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.
2. Целевой – отражение цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.
3. Содержательный – определяет содержание воспитания дошкольников – тот объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации, необходимый для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
4. Операционно-деятельностный – характеризует процессуальную сторону воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.
5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.
6. Оценочно-результативный – обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.
Движущей силой процесса воспитания являются противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса:
· Между требованиями общества к уровню воспитанности детей и фактическим ее уровнем у дошкольников;
· Между потребностями ребенка быть хорошим, действовать в соответствии с нормами морали, требованиями взрослых и реальными возможностями их удовлетворения;
· Между знаниями и умениями ребенка и целью, поставленной извне;
· Между старыми и вновь приобретенными знаниями ребенка об окружающем, о нормах и правилах поведения, общения.
Наличие этих противоречий продвигает процесс воспитания, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.
Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны. Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основных функции:
1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности.
2. Воспитательная (доминирующая функция в воспитании) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, к себе, основ мировоззрения, ценностей, а также в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения.
3. Развивающая функция состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.
Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они связаны между собой, и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.