Учебно-методическая карта практики
Наименование этапа практики, срок проведения работы | Содержание деятельности студентов |
1-я неделя | Участвовать в работе установочной конференции. Составить индивидуальный план прохождения практики. Познакомиться с руководством и специалистами учреждения базы практики, условиями прохождения практики и основными направлениями работы учреждения. Ознакомиться с условиями, основными направлениями и спецификой работы учреждения. Составить характеристику физкультурно-оздоровительной (спортивной), туристской, коррекционной работы, проводимой в учреждении базы практики. Описать условия проведения физкультурно-оздоровительных (туристских) занятий. Ознакомиться с содержанием документов планирования и проведения физкультурно-оздоровительной (спортивной), туристской работы, правилами составления и оформления календаря, документов планирования и учета физкультурно-оздоровительных (спортивных) или туристских мероприятий. Оформить необходимые документы в отчете. Посетить 4 занятия физкультурно-оздоровительной (спортивной или туристской) направленности. Составить расписание проведения физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий (кружков). Составить список занимающихся в физкультурно-оздоровительной (тренировочной) или туристкой (с указанием вида спорта) группе (кружке). Провести и оформить педагогическое наблюдение за подготовкой и проведением физкультурно-оздоровительного (туристского, тренировочного) занятия. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. |
2-я неделя | Посетить собрание группы в университете. Составить медицинский листок специальной медицинской группы (СМГ) или детей детского сада, занимающихся оздоровительной физической культурой. Провести и оформить педагогическое наблюдение за подготовкой и проведением физкультурно-оздоровительного (туристского, тренировочного) занятия. Составить 3 (три) индивидуальных комплекса упражнений для самостоятельных занятий для лиц с ограниченными возможностями (школьников), имеющих определенную патологию (кроме учреждений туристкой направленности и ДДУ). Сделать их графическую и терминологическую запись. Составить не менее 5 индивидуальных комплексов утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Сделать их графическую и терминологическую запись (кроме учреждений туристской направленности). Составить индивидуальный комплекс упражнений для занятий на тренажерах комплексного и локального воздействия (для физкультурно-спортивного клуба инвалидов). Провести 2 УГГ: 1 в средней группе, 1 – в старшей. Составить картотеку подвижных игр на переменах. Провести 2 подвижные игры. Составить план-конспект беседы (лекции) по физкультурно-оздоровительной (туристской) тематике. Провести 6 физкультурно-оздоровительных (тренировочных, туристских) занятий. Провести первичные исследования для оценки эффективности физкультурно-оздоровительной (туристской) работы. Определить функциональное состояние и уровень физической подготовленности занимающихся. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. |
3-я неделя | Посетить собрание группы в университете. Составить сценарий контрольного физкультурно-оздоровительного (туристского) мероприятия. Провести 1 беседу (лекцию). Провести 2 УГГ: 1 в средней группе, 1 – в старшей. Провести 2 подвижные игры. Провести 6 физкультурно-оздоровительных (тренировочных, туристских) занятий. Составить план-конспект беседы (лекции) по физкультурно-оздоровительной (туристской) тематике. Составить комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей (кроме физкультурно-спортивного клуба инвалидов). Составить не менее 5 индивидуальных комплексов утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Сделать их графическую и терминологическую запись (кроме учреждений туристской направленности). Составить анкету по физкультурно-оздоровительной (туристской) тематике, или тематике здорового образа жизни с инвалидами, школьниками, родителями или воспитателями ДДУ. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. |
4-я неделя | Посетить собрание группы в университете. Провести 2 УГГ: 1 в средней группе, 1 – в старшей. Провести 2 подвижные игры. Провести 6 физкультурно-оздоровительных (тренировочных, туристских) занятий. Провести 1 беседу (лекцию). Провести анкетирование по физкультурно-оздоровительной (туристской) тематике, или тематике здорового образа жизни с инвалидами, школьниками, родителями или воспитателями ДДУ. Утвердить программу физкультурно-оздоровительного (туристского) мероприятия. Описать систему закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДДУ. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. |
5-я неделя | Посетить собрание группы в университете. Провести 2 УГГ: 1 в средней группе, 1 – в старшей. Провести 2 подвижные игры. Провести 6 физкультурно-оздоровительных (тренировочных, туристских) занятий. Провести медико-педагогический контроль за учащимся во время физкультурно-оздоровительного (туристского) занятия. Обработать результаты анкетирования, оформить их в отчете. Провести контрольное физкультурно-оздоровительное (тренировочное) или туристское занятие. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. |
6-я неделя | Посетить собрание группы в университете. Провести 2 УГГ: 1 в средней группе, 1 – в старшей. Провести 2 подвижные игры. Провести 6 физкультурно-оздоровительных (тренировочных, туристских) занятий. Провести контрольное физкультурно-оздоровительное (туристско-спортивное) мероприятие (физкультурно-спортивный праздник, День здоровья, спортивное соревнование и др.). Провести контроль эффективности физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий. Заполнить дневник практики с подписью руководителя за каждый день. Оформить отчет по практике в соответствии с установленными требованиями. Подготовить фотоотчет о прохождении практики. Принять участие в работе итоговой конференции. |
Информационная часть
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов, которые проходят практику по специализации «ОФОРТ» в качестве педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы и туризма в физкультурно-спортивном клубе инвалидов.
Основная:
1. Жиленкова, В. П. Врачебно-педагогические аспекты адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие / В. П. Жиленкова, Е. С. Ульрих ; под ред С. П. Евсеева. – Санкт Петербург: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 40 с.
2. Курдыбайло, С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова ; под ред. С. Ф. Курдыбайло. – Москва : Советский спорт, 2003. – 184 с.
3. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. Сб. материалов / Сост. Н. А. Слодкова. – Москва : Советский спорт, 2003. – С. 2–6.
4. Сладкова, Н. А. Типовой план-проспект учебной программы для физкультурно-спортивного клуба инвалидов / Н. А. Сладкова. – Москва, 2003. – 83 с.
5. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учеб. пособие / О. Э.Аксенова, С. П. Евсеев ; под ред. С. П. Евсеева. – Москва : Советский спорт, 2005. – С. 95–109, 145–146, 171–173, 197–210.
Дополнительная:
1. Жиленкова, В. П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / В. П. Жиленкова ; под общ. ред. С. П. Евсеева. – СПб. : СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 83 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры : в 2 т. / редкол. С. П. Евсеев (глав. ред.) [и др.] 2-е изд. – Москва : Советский спорт, 2005. – Т. 1 : Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев [и др.]. – 296 с.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры : в 2 т. / редкол. С. П. Евсеев (глав. ред.) [и др.] 2-е изд. – Москва : Советский спорт, 2005. – Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / С. П. Евсеев [и др.]. – 448 с.
4. Физическая реабилитация / С. Н. Попов [и др.] ; под общ. ред. С. Н. Попова. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – С. 528, 567-568.
5. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Царик. – Москва : Советский спорт, 2000. – С. 12.
6. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры : методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова; под ред. С. П. Евсеева. – Москва : Советский спорт, 2001. – 152 с.
Для студентов, которые проходят практику по специализации «ОФОРТ» в качестве педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы и туризма в государственных учреждениях образования (школах, лицеях, гимназиях).
Основная:
1. Булич, Ю.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Ю.Г. Булич. – М. : Высшая школа, 1986. – 254 с.
2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. – М. : ФиС, 1985. – 173 с.
3. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л.Д. Глазырина. – Мн. : НМ Центр, 1995. – 240 с.
4. Дорофеева Т.В. Физкультурно-оздоровительная работа с населением по месту жительства : курс лекций / Т.В. Дорофеева, В.В. Леонова ; Бел. гос. ун-т физ. культуры. – Мн. : БГУФК, 2005. – 178 с.
5. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М.Д. Рипа [и др.] ; под ред. М.Д. Рипы. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с.
6. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. – Мозырь : «Белый ветер», 2003. – 172 с.
7. Массовая физическая культура в вузе / В.А. Маслякова [и др.] ; под общ. ред. В.А. Масляковой, В.С. Матяжова. – М. : – Вышэйшая школа, 1991. – 240 с.
8. Настольная книга учителя физической культуры / Кофман Л.Б. [и др.] ; под ред. Л.Б. Кофмана. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – С. 47–94.
9. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа М.Б. – Мн. : Тесей, 2003. – 528 с.
Дополнительная:
1. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) / В.И. Дубровский. – М. : ГИЦ Владос, 2001. – С. 542–580.
2. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов [и др.] ; под общ. ред. С.Н. Попова. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – С. 255–260.
3. Петровский, В.С. Физическая культура и спорт в местах отдыха / В.С. Петровский. – К. : Здоровья, 1976. – 124 с.
4. Программа физического воспитания населения. – Мн.: Госкомспорт, 1994. – 26 с.
5. Саноян, Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся / Г.Г. Санонян. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 152 с.
Для студентов, которые проходят практику по специализации «ОФОРТ» в качестве инструктора по туризму в школьных и внешкольных государственных учреждениях образования (школах, лицеях, гимназиях, туристических клубах, центрах детско-юношеского туризма и экскурсий).
Основная:
1. Алешин, В.М. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебреников. – М. : Профиздат, 1985. – 160 с.
2. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2004. – 208 с.
3. Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование / В.И. ганопольский. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 240 с.
4. Ганопольский, В.И. Уроки туризма / В.И. Ганопольский, – Мн. : НМ Центр, 1998. – 216 с.
5. Колесникова, Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика / Л.В. Колесникова. – М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 56 с.
6. Кулинкович, Е.К.Организация спортивно-оздоровительного туризма : учеб. пособие / Е.К. Кулинкович. – Мн. : БГЭУ, 2002. – 88 с.
7. Правила соревнований по спортивному ориентированию // Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://rctkum.com/downloads.php?page_id=62. – Дата доступа : 06.09.2010.
8. Правила соревнований по туристско-прикладным многоборьям // Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://rctkum.com/viewpage.php?page_id=9. – Дата доступа : 06.09.2010.
9. Спортивное скалолазание. Правила соревнований // Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://rctkum.com/viewpage.php?page_id=9. – Дата доступа : 06.09.2010.
10. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков ; под ред. Ю.Н. Федотова. – М. : Советский спорт. 2004. – 328 с.
Дополнительная:
1. Ганопольский, В.И. Туризм в комплексе ГТО/ В.И. Ганопольский. – Мн. : Физкультура и спорт, 1973. – 73 с.
2. Курилова, В.И. Туризм / В.И. Курилова. – М. : Просвещение, 1988. – 224 с.
3. Лукьянов, П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукьянов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
4. Половцев В.Г. Организация велопутешествий / В.Г. Половцев, С.Я. Юранов, А.В. Плащинский. – Мн. : Народная асвета, 1988. – С. 5–63.
5. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию / Сост. Б.И. Огородников, А.Л. Моисеенков, Е.С. Прийлюк. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.
6. Федотова, А.А. Туристские походы, слеты, соревнования : учеб.-метод. пособие / А.А.Федотова. – СПб. : СПБГУ ИТМО, 2007. – 59 с.
7. Шляпов Л.П. Походы выходного дня / Л.П. Шляпов, А.В. Рогаткин. – М. : Профиздат, 1985. – 80 с.
Для студентов, которые проходят практику по специализации «ОФОРТ» в качестве руководителя физического воспитания в детском дошкольном учреждении (ДДУ).
Основная:
1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.И. Адашкявичене. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 126 с.
2. Боковец, Ю.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Ю.В. Боковец. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 102 с.
3. Диагностика и коррекция физического развития дошкольников / Карманова Л.В [и др.]. – Мн. : Вышэйшая школа, 1993. – 173 с.
4. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. – Мозырь : «Белый ветер», 2003. – 172 с.
5. Косенюк, Р.Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения / Р.Р. Косенюк //Здаровы лад жыцця. – 2003. – № 9. –С. 39–40.
6. Шестакова, Т.Н. Оздоровительная и лечебная физическая культура для дошкольников / Т.Н. Шестакова, Т.Ю. Логвина. – Мн. : НМ Центр, 2000. – 154 с.
7. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / М.Ю. Кистяковская [и др.] ; под ред. М.Ю. Кистяковской. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 146 с.
Дополнительная:
8. Анищенко, О.А. Впереди школа: физическое и умственное развитие дошкольников при подготовке к системному обучению / О.А. Анищенко, М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. –Мн. : НМ Центр, 2000. – 165 с.
9. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л.Д. Глазырина. – Мн. : НМ Центр, 1995. – 240 с.
10. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях : практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 109 с.
11. Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб. : Феникс, 2002. – 87 с.
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 206 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Требования к оформлению отчета
1. Студенты оформляют отчет на листах формата А4.
2. Каждый раздел отчета оформляется с новой страницы.
3. Название раздела пишется вверху страницы.
4. Нумерация страниц начинается со второго листа справа вверху с цифры 2.
5. Отчет оформляется в рукописном или компьютерном варианте и предоставляется в папке.
6. Все записи в отчете должны быть аккуратными и разборчивыми.
Содержание разделов отчета
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Краткие сведения об учреждении.
4. Индивидуальный план работы.
5. Характеристика физкультурно-оздоровительной (спортивной), туристской, коррекционной работы, проводимой в учреждении базы практики.
6. Условия проведения физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий.
7. Календарь или документы планирования и учета физкультурно-оздоровительных (спортивных) или туристских мероприятий.
8. Расписание физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий (кружков).
9. Список занимающихся в физкультурно-оздоровительной (тренировочной) или туристкой (с указанием вида спорта) группе (кружке).
10. Медицинский листок группы СМГ и детей детского сада, занимающихся оздоровительной физической культурой.
11. Планы-конспекты физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий (30).
12. Индивидуальные комплексы УГГ (10).
13. Индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий (3).
14. Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей (2).
15. Индивидуальный комплекс упражнений для занятий на тренажерах (2).
16. Система закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДДУ.
17. План-конспект подвижных игр (10 карточек с описанием подвижных игр).
18. Педагогическое наблюдение за подготовкой и проведением физкультурно-оздоровительного (тренировочного) или туристского занятия (2).
19. Медико-педагогический контроль за учащимся во время физкультурно-оздоровительного (тренировочного) или туристского занятия (протокол хроно- и пульсометрии).
20. План-конспект беседы или лекции (2).
21. Анкета и результаты анкетирования.
22. Сценарий физкультурно-оздоровительного (туристско-спортивного) мероприятия.
23. Определение функционального состояния и уровня физической подготовленности занимающихся.
24. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных (тренировочных) или туристских занятий.
25. Дневник практики.
26. Фотоотчет о прохождении практики.
27. Предложения для прохождения практики.
Титульный лист
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
Кафедра спортивных дисциплин
ОТЧЕТ