Менеджмент в контексте новых обстоятельств. Менеджер XXI века
Теоретические модели А.Файоля и Г.Минцберга, описывающие функции и роли менеджера, концепции Р. Стюарт носят универсальный характер, выдержали испытания временем и, очевидно, не потеряют своего значения и в будущем.
Однако конкретный характер работы менеджеров, ее специфика со временем претерпевают определенные изменения, их необходимо рассматривать в контексте сегодняшних противоречий, напряженности и изменений. Исследования последних лет позволили выявить основные тенденции изменений в организациях и соответствующих изменений в характере управленческой деятельности на границе XX и XXI веков:
- Авторитарный стиль руководства будет становиться все более и более непригодным.
- Число уровней управления будет сокращаться.
- Расширится практика делегирования полномочий подчиненным.
- Оплата будет теснее связана с квалификацией и/или результатами.
- Большинство работ будет выполняться межфункциональными командами.
- Менеджеры вместо периодического тренинга будут обучаться непрерывно.
- Менеджеры будут иметь географически рассредоточенный персонал, управление которым будет осуществляться с помощью новых информационных технологий.
- Менеджмент будет сосредоточен в основном на управлении людьми.
- Возрастет спрос на универсальных менеджеров, в то время как спрос на узких специалистов и специалистов, владеющих техническими навыками, снизится.
- Будут широко использоваться внештатные сотрудники, работающие на контрактной основе, при сохранении в организации небольшого штата постоянных работников для ведения основного вида деятельности.
- В своей деятельности организации будут уделять возрастающее внимание не только акционерам, но и более широкому кругу обладателей ресурсов, например, местным жителям.
- Деятельность организаций станет менее диверсифицированной.
Из изложенного выше вытекают требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать менеджер XXI века. Эти требования приводятся в порядке убывания степени их важности:
- Стратегическое мышление (видение долгосрочной перспективы, широкий взгляд на вещи, предвосхищение событий и т.д.).
- Реагирование на изменения и управление изменениями.
- Ориентация на тотальное качество и удовлетворение потребителя.
- Управление финансами (понимание роли и смысла основных финансовых показателей).
- Создание условий для эффективной работы подчиненных.
- Понимание роли информации и информационных технологий.
- Словесное общение (логичность, убедительность и т.д.).
- Знание организации (понимание сущности работы других отделов).
- Оценка риска при принятии решений.
Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что от менеджеров будущего века будет требоваться
очень высокий уровень
КОМПЕТЕНТНОСТИ и ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
ПРАВИЛА
- Берите на себя ответственность за ошибки других сотрудников
- Выполняйте обещания
- Признавайте свои ошибки
- Не участвуйте в распространении сплетен, интригах
- Не говорите дурно об отсутствующих
- Не отзывайтесь плохо о конкурентах
- Не делайте никому замечаний в присутствии посторонних
- Не делайте широким достоянием публики своё несогласие с начальником или коллегами
- Защищайте других от несправедливых нападок
- Давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте
ВАШ ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ
Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке плана личного развития.
- Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.
- Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе. Цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить.
- Будьте довольны скромным прогрессом. Часто говорят, что большой дуб вырастает из меленького желудя. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становиться чертой отношения данного человека к работе.
- Рискуйте в незнакомых ситуациях. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходиться выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. То же время неопределенность новой ситуации становится негативным факторам и тормозит прогресс.
- Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор- учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки,- сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.
- Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.
- Не упускайте возлюжностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.
- Будьте готовы учиться у других. У окружающих можно многому научиться.
- Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если вы неправы, будьте готовы признать это.
- Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах.
Изложив свою позицию и точку зрении, вы получаете шанс увидеть
реакцию на них со стороны окружающих. - Приносите пользу организации, в которой работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли.
- Ставьте реальные сроки. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.
- Слова не должны расходиться с делом. Люди скептически относятся к людям, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делам.
- Получайте удовольствие от своего развития. Обучение идет успешнее всего, когда от него можно получить удовольствие и вы это удовольствие получаете. Наиболее продуктивен для обучения такой климат, который заставляет преодолевать настоящие трудности и дает шансы на успех.