Начало эпохи металла. Освоение человеком меди и бронзы, ранние очаги производства на тер. Россиии.
Ме́дный век, медно-каменный век,, энеолит — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Термин предложил в 1876 г. венгерский археолог Ф. Пульский для уточнения первоначальной классификации Томпсена, в которой за каменным сразу следовал бронзовый век.
Медный век приблизительно охватывает период IV—III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные. Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, а в Чатал-Гуюке на границе VII—VI тысячелетий научились выплавлять медь из руды и начали применять её для изготовления украшений. В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх). В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава). К началу IV тысячелетия до н. э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы. С IV тысячелетия до н. э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.
Тут же 18 вопрос Майкопская культура.
Майкопская культура — археологическая культура Кубани эпохи бронзового века IV тыс. до н. э. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой. Основные характеристика носителей майкопской культуры : 1) владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. 2) владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь. 3) селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн). 4) на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим важдями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех.Ещё в начале 20 века, ученые определили наличие местного, Майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур. Основа хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Они также знали колесо. Керамика красная, сделанная при помощи гончарного круга.Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии, где они растворились в среде степняков ямной культуры. Культура имела распространение до территории Чечено-Ингушетии, при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная). Граница на Дону - А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969–1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры. Граница на Ставрополье - в 1977 году - Курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край. Граница в Осетии - в в 1993-1996 гг. В.Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут. Преемниками Майкопской культуры стали северокавказская культура и меотская культура.