Выигрывающие и проигрывающие

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей

Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще

никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать

в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает.

Каждый имеет свои индивидуальные возможности -- способности и ограничения.

Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком

-- продуктивной личностью, Выигрывающим.

Слова "Выигрывающий" и "Проигрывающий" имеют много значений. Когда мы

говорим о личности как о Выигрывающей, мы имеем в виду не того, кто

заставляет кого-либо проигрывать. Для нас Выигрывающий -- это тот, кто

аутентично (подлинно) реагирует на все как личность и как член общества,

проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий --

это тот, кому не удается быть аутентичным. Мартин Бубер делает, видимо, то

же различие, когда пересказывает старую историю о раввине. Когда раввина,

находящегося на смертном одре, спросили, готов ли он вступить в мир иной, то

раввин ответил утвердительно. Но там его не спросят: "Почему ты не был

Моисеем?" Его только спросят: "Почему же ты не был самим собой?" (1).

Редко кто является стопроцентным Выигрывающим или Проигрывающим. Каждый

из нас в чем-то Выигрывающий, а в чем-то Проигрывающий. Но возможность стать

Выигрывающим увеличится, если стремиться к этому. Данная книга поможет

ускорить этот путь.

Выигрывающие

Выигрывающие (Победители) имеют различные возможности. Для них самым

важным в жизни являются не "достижения, а аутентичность (возможность быть

собой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь

все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою

неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.

Аутентичные личности -- Выигрывающие -- не посвящают свою жизнь

фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собою, они не

заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающие

умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим,

привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понимают, что

существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и

поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Выигрывающим не

нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая

себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугает

Выигрывающих.

У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро

проходят. Выигрывающие могут быть независимыми в течение длительных периодов

времени. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако,

несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное -- веру в себя.

Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания.

Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы

на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те

говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие

могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них

полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают

благоговения перед другими.

Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в

обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.

Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными

руководителями и знают это.

Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на все

адекватно ситуации. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегают

значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающие знают, что

для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.

Время быть энергичным и время быть инертным,

Время быть вместе и время быть одному,

Время ссориться и время любить,

Время работать и время отдыхать,

Время плакать и время смеяться,

Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,

Время говорить и время быть молчаливым,

Время спешить и время ждать.

Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по

принципу "здесь и теперь". Жизнь в настоящем не означает бездумное

пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скорее

наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и

смотрят вперед в будущее.

Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их,

не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах.

Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать

другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию,

способны любить и быть любимыми.

Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда

предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы,

когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к

жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы,

пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным

достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.

Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут

откладывать удовольствия, могут дисциплинировать себя в настоящем, чтобы

усилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, но

следуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся к

безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на

неудачу.

Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных

общественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются за

улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий

Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы

сделать мир лучше.

Проигрывающие

Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет

беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Выигрывающие

успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем

к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) -- нет. С какого-то момента

своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за

собственную жизнь.

Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим или

полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних

областях и Проигрывающими в других. Кем является человек, Выигрывающим или

Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.

Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание,

конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная

физическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многих

факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих. Эти условия

мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и

самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети

приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования

им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип

поведения. Выигрывающие стремятся избавиться от них,, проигрывающие

прикованы к ним.

Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но

тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но

несчастных.

Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны

стремиться к чему-либо, "полуживые" или до смерти скучные. Проигрывающие не

могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку,

сами роют себе яму и сами себе наскучили. Проигрывающие редко живут в

настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на

воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые

живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых

личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то,

как "могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную

судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою

неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя

являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом,

могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:

"Если бы только я женился на ком-нибудь другом..."

"Если бы только я имел другую работу..."

"Если бы только я окончил школу..."

"Если бы только я был красивым..."

"Если бы только мой супруг бросил пить..."

"Если бы только я родился богатым..."

"Если бы только я имел лучших родителей..."

Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после

которого они смогут "зажить счастливо". Вместо того чтобы следовать своей

собственной жизни, Проигрывающие ждут -- ждут волшебного спасения. Какая

замечательная жизнь начнется, когда:"Когда наконец явится прекрасный принц

или идеальная женщина..."

"Когда я кончу школу..."

"Когда вырастут дети..."

"Когда представится новая работа..."

"Когда босс умрет..."

"Когда я разбогатею..."

В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения,

некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в

воображении предвкушение того, что если:

"Что если я потеряю работу..."

"Что если я лишусь рассудка..."

"Что если что-нибудь упадет на меня..."

"Что если я сломаю ногу..."

"Что если я не понравлюсь им..."

"Что если я допущу ошибку..."

Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают

тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий --

реальных или воображаемых -- проверок, уплаты счета, любовной истории,

кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в свои

сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.

Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их

беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами

себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.

Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих

ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом

зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни

затруднено. .

Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь,

манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на

сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет:

"Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя

презирается в лучшем случае как бедный родственник" (2). Для играющего роли

Проигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность.

Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и

адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не

подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного

жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и

прежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные

ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.

Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают

в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие

пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их

ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить,

следуя ожиданиям других (3).

Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности

не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При

рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидные

предлоги. При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустым

красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми,

нереализованными и неосознанными. Подобно сказочной Царевне-лягушке

Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не

самим собой.

Методы изменения

Человек, желающий открыть и изменить свои черты Проигрывающего, чтобы

больше походить на Выигрывающего, может использовать гештальт упражнения и

Трансакционный анализ. Это два увлекательных психологических подхода к

человеческим проблемам. Первому дал жизнь д-р Фредерик Перлз, второй был

развит д-ром Эриком Берном.

Перлз родился в Германии в 1893 году и покинул ее когда к власти пришел

Гитлер. Берн родился в Монреале в 1910 году. Оба ученых изучали психоанализ

Фрейда, оба порвали с применением ортодоксального психоанализа, оба обрели

свою наибольшую популярность и признание в США. Мы занимались у обоих, у

Берна и Перлза, и нам нравятся их методы, потому что их методы работают.

В этой книге мы надеемся показать, как теория трансакционного анализа,

дополненная упражнениями, как созданными нами лично, так и полученными из

гештальттерапии, может использоваться для развития и углубления черт

Выигрывающего. Мы верим, что каждый, по крайней мере в некоторых своих

проявлениях, имеет возможность быть Выигрывающим -- быть подлинной

личностью, чуткой и осознающей.

Наши рекомендации