Этап 2. Заполнение бланка теста
Оценка качеств производится по трем параметрам: «Я», «Отец», «Мать» (см. приложение).
После заполнения бланка ведущий просит выделить качества, набравшие максимальное количество баллов у самого испытуемого и посмотреть сходства и отличия с образом матери и отца. Затем данные можно обобщить на доске в виде таблицы. В результате получается, что с образом каждого родителя связаны те или иные качества. В большинстве случаев это традиционное разделение, но бывают случаи противоположные, когда традиционно мужские качества заимствуются у матери, а традиционно женские — у отца. Часть качеств связана с обоими образами (красота, порядочность и т. п.).
Этап 3. Обсуждение результатов теста
Здесь уместно будет поговорить о понятии идентификации, о том, что формирование половой идентичности связано с усвоением не только женских или только мужских качеств, но мужского и женского сознания, что способствует более адекватной адаптации (тем самым, вернувшись к работе Э. Фромма). Можно рассказать о концепции андрогинии С. Бэм.
Студентам предлагается работа в парах.
Вопросы для обсуждения
1. Действительно ли в жизни можно наблюдать сходство выделенных вами качеств? Вспомните конкретные ситуации и чувства, которые вы переживали при этом.
2. Мешают или помогают данные качества вам как мужчине или женщине в жизни?
В качестве вывода можно привести высказывание Х.-Д. Шмидта (Schmidt H.-D.): «Жизнь начинается как судьба», и добавить: «а продолжается — как ее преодоление», то есть установки, качества изначально (в дошкольном детстве) приобретаются нами в семье, не осознанно, а путем идентификации. В дальнейшей жизни мы либо миримся с тем, что приобрели, либо пытаемся измениться. В этом случае важно понимание, анализ, рефлексия нашего опыта.
Следующим этапом обсуждения может стать проблема того, что идентификация предполагает не только усвоение образцов поведения своего пола, так как родитель противоположного пола выступает в качестве модели или образца поведения другого пола, на основе которого будет в последующем выстраиваться образ сексуального партнера. В контексте данной мысли можно предложить студентам сравнить оценку своих родителей и тех качеств, которые они считают предпочитаемыми в поведении своих сверстников (конечно, это не значит, что предпочитаемый образ будет однозначно похож на созданный родительский образ; напротив, он может быть противоположным; здесь просто следует обратить внимание на то, что служит критерием для отбора предпочитаемых качеств).
В продолжение разговора можно затронуть тему о роли отца в период пубертата для девочки и его значимости для развития личности мальчика, а также ввести понятие депривации и материнской депривации, рассказав о значении данного явления для развития личности ребенка.
В завершение можно познакомить студентов с мнением Ф. Ариеса и Ф. Дольто о субъективности восприятия ребенка взрослыми, о том, что интерпретации тех или иных явлений не совпадают у взрослого и ребенка, поскольку для взрослых часто важен не сам процесс рождения, а то, что ребенок позволит им занять другие социальные роли и выполнит тем самым их желания. Это приводит к тому, что родители в своем воспитании прежде всего ориентируются на стереотипы (личные, общественные), а не на реального ребенка, его индивидуальные особенности. Обращение к этому вопросу возможно через домашнее задание: участники занятия должны попросить родителей описать свои психологические черты, то есть представить психологический портрет своих детей.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается психологическое значение мужчины для развития личности ребенка?
2. На основе научных данных, существующих на сегодняшний день, раскройте психологическое значение женщины для развития личности ребенка.
3. Могут ли быть функции отца и матери взаимозаменяемы в процессе воспитания?
4. Каково ваше отношение к понятиям отцовской и материнской любви?
Литература
1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999.
2. Джонсон Р. А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.
3. Джонсон Р. А. Она: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.
4. Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург — XXI век, 1997.
5. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея-пресс, 2000.
6. Захаров А. И. Ребенок до рождения. — СПб.: Союз, 1998.
7. Здравомыслова О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. - М, 1999. - С. 184-192.
8. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России / Социологические исследования. — 2000. — № 3. — С. 98-107.
9. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000.
10. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 1998.
11. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе / Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. - 2001. - Март. - С. 20-23.
12. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988.
13. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. — М.: Знание, 1990.
14. Левинсо А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. — М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 43-65.
15. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. Ю. А. Асеева — М.: Наука, 1988.
16. Моз Л. де Психоистория: Пер. с англ. А. Скуратова — Ростов/н/Д: Феникс, 2000.
17. Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, философских психологических концепциях // Этнографическое обозрение. - 1990. - № 5. - С. 48-59.
18. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви: Пер. с англ. Л. А. Чернышевой — ТПЦ Полифакт, 1990.
Приложение 1
Отрывок из книги Э. Фромма
«Искусство любви»