Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

13Л. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса

Применительно к технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» программирование1 представ­ляется одним из основных элементов ее структуры. Програм­мируются:

- цели циклов технологии;

- содержание образования;

- формы организации учебной деятельности учащихся и учи­теля;

- средства и методы взаимодействия субъектов программно?» вания, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации.

При этом формулируются цели цикла технологии; определя­ются педагогические задачи, решение которых обеспечивает дос­тижение цели; устанавливаются последовательность изучения уже отобранного содержания образования, последовательность при­менения методов обучения в рамках конкретных форм организа­ции деятельностей преподавания и учения.

Термин программирование традиционно используется в сфере электронно-вычислительной техники. Его адаптация к управле­нию учебно-воспитательным процессом обусловлена своеобра­зием содержания и структуры технологического подхода. Здесь программирование как бы заменяет планирование — инвариант­ную составляющую методического подхода к преподаванию фи­зической культуры в школе. Поэтому оба термина имеют много общего.

' Программирование (от греч. programma) — процесс составления программы. Последнее, в свою очередь, представляет собой расчленение какого-либо зада­ния на простейшие (элементарные) операции и подготовку плана действий (см. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1976. — С. 480).

Намеченные действия (операции), как правило, ориентированы на достиже­ние определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностях.

Во-первых, оба действия — инвариантные элементы различ­ных подходов к реализации одного и того же процесса (учебно-воспитательного) по одной и той же учебной дисциплине.

Во-вторых, оба связаны с разработкой документов, определя­ющих пути достижения цели.

В-третьих, итоговые результаты осуществления содержания программирования —планирования отражают последовательность действий учителя физической культуры по циклам технологии и методики преподавания данной дисциплины. Отсюда действия могут быть перспективными, оперативными и текущими.

Чем различаются программирование и планирование учеб­но-воспитательного процесса?

Во-первых, программированию учебно-воспитательного про­цесса предшествуют целеполагание и отбор оптимальных целевых установок, других составляющих дидактических процессов содер­жания образования, средств, форм и методов обучения, воспита­ния, развития.

Во-вторых, документы программирования не рассматривают­ся в качестве таковых, если в них не представлены конкретно сформулированные педагогические цели и задачи данного техно­логического цикла. В методике преподавания планы работы на учеб­ный год и его периоды в абсолютном большинстве случаев лише­ны целей и задач.

Программирование рассматривается нами как проекция в ожи­даемое будущее, образ которого обозначен целью цикла техноло­гии, или как процесс преобразования информации о будущем в директивы для целенаправленного учебно-воспитательного про­цесса.

Отсюда программирование в рассматриваемом аспекте — это важный компонент технологии, сущность которого — предваритель­ное осмысление учителем предстоящего учебно-воспитательного про­цесса в целом, его этапа (учебный год, полугодие, семестр, чет­верть, период, месяц, неделя, урок) с установлением последова­тельности его осуществления с ориентацией на достижение цели преподавания.

Результатом программирования должны быть четко сформули­рованная цель, конкретно определенные задачи, этапы реализа­ции, средства, формы и методы их достижения.

Поскольку научно обоснованное программирование базирует­ся на анализе итогов функционирования процесса обучения в пре­дыдущем цикле, начальный момент, определяющий содержание программирования — анализ результатов учебно-воспитательно­го процесса в истекающем учебном году (если составляется план на год), в периоде (или четверти) учебного года (если речь идет о полугодовых или четвертных планах), на предыдущем уроке (если речь идет о поурочном плане). На программирование влияют ус-




программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре - student2.ru программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре - student2.ru ловия, в которых будет проходить учебно-воспитательный про­цесс (в новом учебном году, полугодии, четверти, на уроке), и много других факторов.

Назначение программирования учебно-воспитательного процес­са по предмету «Физическая культура» — объединение в непре­рывное и целостное явление физкультурного образования учащихся общеобразовательных школ, осуществляемого на протяжении всего периода пребывания детей в школе.

Функции программирования:

- обеспечение целенаправленности учебно-воспитательного
процесса по дисциплине по годам обучения школьников;

- установление целесообразной последовательности, непрерыв­ности изучения разделов (блоков) учебной программы по ступе­ням школы, годам обучения и периодам учебного года;

- определение рациональной взаимосвязи образования, вос­питания, развития учащихся, укрепления их здоровья, формиро­вания здорового образа жизни для достижения личной физиче­ской культуры в соответствии с особенностями роста и развития детей, подростков, юношей.

Таким образом, программирование как компонент технологии учебно-воспитательного процесса, его назначение и функции в управлении данным явлением имеют большое значение для пре-* подавания предмета «Физическая культура». Программирование позволяет педагогу видеть перспективу и динамику процесса; про­гнозировать возможные затруднения и выбирать эффективные средства и методы их профилактики. Если затруднения все же воз­никли, нужно обосновать пути их преодоления. Отсюда програм­мирование — важнейший инструмент оптимального функциони­рования учебно-воспитательного процесса по физической куль­туре в общеобразовательной школе.

Наши рекомендации