ЗЛ. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура»
Системный подход — одно из направлений методологии решения какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Он ориентирует учителя на раскрытие целостности учебного процесса по физической культуре. При этом учитель выявляет разнообразные связи с интересующей его проблемой (в данном случае в учебном процессе преподаваемого предмета) и сводит их в определенное единство.
В разработке и осуществлении системного подхода к преподаванию физической культуры необходима методология. Приемлемыми методологиями могут быть материалистическая диалектика, антропософизм или такая совокупность общих установок, исходных принципов и методов, которые обслуживают педагогические системы восточных оздоровительно-гимнастических систем и боевых искусств.
Платформой педагогической системы предмета «Физическая культура» в данном случае выступает материалистическая диалектика как основа методологии. В наше время, особенно в связи споявлением начал демократии в общественной жизни и науке, в частности в гуманитарных науках, возникла тенденция отхода от господствовавших в стране идеологии и методологии. Однако альтернатива обсуждаемой идеологии или иная методология, с позиции которой возможно исследовать явления общественной жизни, все еще не обоснованы. Кроме того, методологическая платформа диалектического материализма позволила нашей науке выйти на передовые позиции в мире.
Педагогическая система учебного предмета «Физическая культура» направлена на обоснование эффективных путей реализации функций общего образования средствами данного предмета. Образование, будучи общественным явлением, связано с объективной необходимостью передачи социального опыта одних поколений другим (общественные отношения, организация производства и навыки труда). Поэтому образование носит социально-де-
2 Железняк 33
терминированный характер, так как его развитие обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции развития общества, национальные особенности этносов, интернациональные влияния. Отсюда источники развития человека находятся вне его самого, и его формирование происходит под влиянием социальной среды, в том числе воспитания, образования, включая сферу физической культуры. Вместе с тем человек как личность — не пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Рассматриваемая методология исходит из определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании.
Диалектический материализм исходит из всеобщей взаимосвязи элементов и явлений в природе и общественной жизни. Отсюда вытекает диалектический системно-структурный подход к процессам образования и воспитания. Он опирается на изучение всех сторон и связей познаваемого предмета и явления, исследование его в самодвижении и развитии, рассмотрении его в единстве теоретических и практических аспектов, анализе предмета в его связи с окружающими условиями.
Другое важное положение диалектического материализма — идея целостности. Она предполагает изучение педагогической системы предмета «Физическая культура» с позиций диалектиче-, ского единства целого и частей в одновременной диалектической их противоречивости. В соответствии с данной концепцией целое (педагогическая система) в его исходном значении выражает объект, образованный путем взаимосвязи его элементов и обладающий качественно новыми свойствами. В трактовке педагогической системы как целостного объекта познания выделяются во взаимосвязи две тенденции: полного разностороннего охвата свойств, сторон, связей системы и характеристики целого как внутренней обусловленности объекта.
Диалектический системный подход рассматривает во взаимосвязи следующие составляющие дидактических оснований предмета «Физическая культура»: цель, задачи, содержание образования, учитель, учащиеся, формы организации их взаимодействия, метод его реализации, технология реализации учебного процесса по дисциплине и другие элементы. При этом педагогическая система учебного предмета представляется во взаимосвязи с общественными системами вышестоящих уровней, системой общего среднего образования и школьного звена национальной системы, системой образования и системой физического воспитания национального (государственного) уровня.
Основываясь на методологии материалистической диалектики, можно относительно целостно представить состав дидактических процессов, обосновать целевой, содержательный, операционно-действенный (формы и методы дидактических процессов), сти-
мулирующе-мотивационный, контрольно-оценочный и оценочно-аналитический компоненты технологии учебного процесса по физической культуре в школе. Отсюда целостный деятельностный подход к педагогической системе предмета «Физическая культура» позволяет более полно, разноаспектно, в определенной последовательности представить ее основные элементы и компоненты технологии учебного процесса по данной дисциплине, более конкретно определить позиции субъектов, объектов и реальных условий учебно-воспитательной работы, охватить во взаимосвязи ее социальный (цели, содержание), психологический (мотивы, воля, внимание), кибернетический (программирование, организация, корректирование, контроль, обратная связь) аспекты. Последние структурированы не как сумма элементов. Они синтезированы качественно, по-новому, смоделированы в собственно дидактическом описании целостной системы и педагогической технологии ее реализации.
Под системным подходом понимается такая методология специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы1, или «одна из фундаментальных стратегий научного исследования, включающая в себя сложный комплекс принципов и методов»2. Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических способов, или элементаристского принципа познания, которые не всегда оказывались эффективными для достижения поставленных целей, особенно в тех случаях, когда в изучаемом объекте необходимо соотнести его части и целое, установить взаимосвязь внешне несопоставимых фактов, накапливаемых в рамках даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях различной природы.
Потребность в такой методологии анализа явлений и предметов привела к зарождению нового научного направления, которое впоследствии получило название системного подхода. В рамках системного подхода изучаются, осознаются характер, состояние и соответствие (или несоответствие) наличных или создаваемых методологических средств, специфических задач исследования и конструирования сложных объектов. Вопросы теории и методики физического воспитания разрабатывались Л. П. Матвеевым, Н. Г. Озолиным, А.А.Тер-Ованесяном, А. А. Новиковым и другими учеными.
Педагогическая система предмета «Физическая культура» относится к классу абстрактных систем, источником развития которых служат материальные системы (социальные системы разных уровней и организаций).
' Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 587.
2 Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. — М., 1972. — С. 4.
Отсюда определение понятия «педагогическая система», установление его внутренней организации, состава элементов и другие характеристики основываются на общественных и более конкретных педагогических системах.
Рассматриваемая система учебного предмета по вертикали иерархии социальных систем непосредственно не выводится из последней. Социальные системы дифференцируются до уровня государственной (национальной) системы образования, ее разновидностей, например, систем общего, профессионального или дополнительного образования. Педагогическая система учебного предмета проходит два этапа конкретизации: теоретического представления и собственно учебного предмета.
На уровне теоретического представления содержания образования, структурным элементом которого является учебный предмет, формируется обобщенный образ системного характера с охватом цели, функций структуры учреждения образования или его подразделений (ступень школы, учебный класс, факультет, отделение, кафедра), состава содержания образования, субъектов образовательной деятельности и др. (первый уровень). На этом уровне осознаются место и функции учебного предмета в структуре государственного образовательного стандарта; уточняются сведения об источниках информационной энергии, которая впоследг. ствии обусловит, востребует возникновение элементов формирующейся педагогической системы.
На уровне учебного предмета возникает конкретное представление о цели и задачах преподавания, содержании образования, о том, как опыт педагогической системы субъектов образовательной деятельности превратить в элементы и механизмы этого превращения (трансформации).
Таким образом, последовательно возникают представления вначале о цели и в дальнейшем о содержании образования школьной физической культуры; определяются внутренняя взаимосвязь этих двух системообразующих начал. Цель и содержание образования, будучи взаимосвязанными, не обеспечивают достижения социального заказа государства в области физического совершенствования учащейся молодежи. Необходим механизм передачи учащимся содержания образования по предмету «Физическая культура» в виде знаний, двигательных навыков и умений с последующим преобразованием их в элементы структуры личности детей, подростков, юношей, формирующей физическую культуру личности учащегося. В качестве такого механизма появляется новый элемент — дидактические процессы. Он включает в себя деятельности преподавания и учения, формы организации и методы реализации их взаимодействия. Новый элемент благодаря внутренней его взаимосвязи с целью, содержанием образования, деятельностью учителя и учащихся, как бы «оживляет» комплекс, придает
данной совокупности процессуальность — становится системой с конкретными функциями.
Методологическая разработанность вопросов системного подхода в общефилософском аспекте, распространение идей системности на изучение проблем общественной жизни, анализ зарубежного опыта в этой сфере и его освещение в литературе способствовали проникновению данной тенденции в педагогику.
В педагогической литературе применяют синонимичные понятия педагогическая система и дидактическая система. Мы исходим из установившегося в отечественной науке мнения, что дидактика — часть педагогики или отрасль педагогической науки, имеющей в свою очередь собственный автономный, понятийно-терминологический аппарат, предмет, специфическое содержание и методы исследования. Понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» соотносятся друг с другом как понятия целое и его часть. Первое понятие более емкое, широкое. При сопоставлении определений этих понятий выявляется, что и в одном, и в другом случаях имеется в виду системность элементов, которые во взаимосвязи и совокупности представляют собой педагогическое явление, связанное дидактическим взаимодействием его субъектов — педагога и учащихся.
В педагогической литературе при изложении проблем системности в сфере образования понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» вплоть до 1980—1990-х гг. использовались крайне редко. Для обозначения структуры и строения органов управлений образования, воспитания, просвещения широко применялись термины и понятия «система народного образования», «система просвещения», «система физического воспитания», «буржуазные системы образования», «воспитательная система».
Развитие в стране системных исследований создало благоприятные условия для возникновения и применения этих и других терминов. Как правило, это было связано с инновационными подходами к анализу и интерпретации педагогических явлений и процессов. В силу новизны проблемы анализ и интерпретация понятийно-терминологического аппарата все еще дискутируются (обсуждаются). Одни авторы в своих публикациях обходят определение данного понятия. Другие в качестве ключевых выражений или слов, несущих логическую нагрузку, применяют различные, не всегда совпадающие, слова и их сочетания. К примеру, «совокупность» чего-либо, «структура», «комплекс элементов», «группа объектов», «организация», «множество», «целое», «организация» и др. Очевидно, что одно и то же явление не может определяться таким многообразием терминов, которое не отражает сущности определяемого.
В связи с этим возникла потребность описать изучаемый объект в терминах педагогики. В общей теории систем и философии наи-
более признаны подходы Л.Берталанфи и А.Н.Аверьянова. Как ключевые выражения, конкретизирующие определяемое понятие, они используют слова «комплекс» и «множество», имеющие значение объединения различных элементов, процессов, явлений, т. е. идею целостности чего-либо.
Отсюда педагогическая система предмета «Физическая культура» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов, взаимодействие которых ориентировано на достижение цели его преподавания.
В определении выражен ряд важных положений.
Во-первых, признание объективности существования некоего множества, которое состоит из определенного количества конкретных элементов, исторически сложившихся как составляющие дидактических основ школьной физической культуры. Однако отсутствие их внутренней взаимосвязи не формировало требующуюся структуру как целостность.
Во-вторых, наличие вполне определенных взаимосвязей элементов обсуждаемого множества, его переход в целостность и приобретение им нового качества.
В-третьих, приобретенная целостность придает функционированию системы динамичный характер.
В-четвертых, функционирование системы становится подчерк- „ нуто целенаправленным. Взаимодействие элементов приводит к достижению заранее поставленной цели.
В-пятых, целостность выражает завершенность процесса формирования системы и приобретение ею состояния относительной устойчивости.
На этом этапе совокупность элементов создает новую форму движения. Система начинает динамично функционировать. Учебно-воспитательный процесс, опирающийся на такую систему, радикально отличается от прежнего своей результативностью.
Слово «самоуправляемая» в составе определения данного понятия выражает способность системы самостоятельно реагировать на внешние воздействия, а слово «упорядоченная» передает информацию о логически обусловленных взаимосвязях элементов в структуре системы «цель — содержание образования — дидактические процессы».
Обсуждаемая система совместима с другими подобными, сама воспроизводит аналогичные субсистемы, она стабильна, функциональна, адаптируется к окружающей среде, способна самосовершенствоваться адекватно потребностям общества.
В качестве функций дидактической системы предлагаются две из возможного множества. Первая — функция самосохранения, поддержания ее устойчивого состояния, которая применительно к организмам человека и животных в физиологии получила название гомеостазиса. Однако этот термин использован в те-
ории социальных систем для выражения описываемой нами функции. Из этой функции вытекает то положение, что деятельность субъектов (учителя и учащихся), выступающих как элементы дидактической системы, нацеливается на практическое осуществление функций сохранения самой системы и на ее воспроизводство.
Вторая — функция совершенствования. Нетрудно заметить органическую связь обеих функций. Это обстоятельство рассматривается в теории социальных систем в качестве одного из основных отличительных признаков.
Педагогическая система относится к классу открытых систем. Это связано с тем, что системы постоянно взаимодействуют со средой, где они функционируют. Если функции педагогических систем заданы извне, т.е. по социальному заказу национальной или государственной системой образования, и постоянно регулируются субъектами управления и путем систематических и целенаправленных коррекций, то система не может рассматриваться замкнутая структура.
Педагогическая система предмета «Физическая культура» получает информационную энергию для своего возникновения из дидактической системы общего образования, последняя — из национальной системы общего образования. Национальная, или государственная, система образования черпает информационную энергию для своего возникновения и развития из социального заказа общества или государства в сфере образования. Однако таким источником для дидактической системы школьной физической культуры может, а скорее должна быть цель национальной системы физического воспитания.
Педагогическая система учебного предмета, обладая признаками сложной, динамичной, функциональной системы, постоянно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий окружающей среды.
Факторами, обусловливающими те или иные коррекции в целевой установке, выступают условия окружающей среды, материально-техническая база, особенность контингента учащихся и многое другое. Открытость обсуждаемой системы для восприятия и учета корректирующих воздействий извне может быть рассмотрена как потенциал для ее систематического обновления, модернизации, гарантия защиты от консерватизма и отрыва от потребностей общества. Жизненной может быть лишь та система, которая способна адаптироваться к изменяющимся условиям среды, адекватно реагировать на них и непредвиденные внешние влияния.
Педагогическая система данной учебной дисциплины может быть дифференцирована на множество подсистем в соответствии с циклами технологии учебного процесса по физической культуре: ступени учреждений общего образования, учебный год, его
периоды (семестры, четверть, система уроков, посвященных циклам, темам, и отдельно взятые уроки).
Таким образом, педагогическая система предмета «Физическая культура» является частью системы образования, содержит в себе основные признаки, характерные для социальных систем, относится к классу абстрактных и открытых систем; обладает функцией самосохранения, взаимодействует со средой, стремится к самосовершенствованию; характеризуется организацией и упорядоченностью, целостностью.
Данная система представляет собой упорядоченную целостность (структуру) определенно установленных взаимосвязей ее элементов. Педагогическая система предмета «Физическая культура» становится самоуправляемой, способной самостоятельно реагировать на внешние влияния, получает информацию, перерабатывает ее и принимает решение для успешного функционирования, выступает как основа для создания циклов технологии учебного процесса.
В педагогической системе школьной физической культуры, как и в любой другой системе, выделяются ее состав и структура, от характера которых во многом зависит способность динамично функционировать.
т