Упражнения для пальчиков и рук
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам — шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим. (Руки сложили накрест перед грудью.)
Вот помощники мои
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони.)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И работать захотели. (Потираем руками.)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши.)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши.)
Где же наши руки?
Где же, - где же наши руки,
Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)
Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка — ну, пожалуйста. (Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин,
И Сергею блин,
А Никитушке — мятный пряничек. (Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Игры для пальчиков
-Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек (допустим, только зайчика).
— Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.
— Сравнить две мягкие игрушки на ощупь (чем похожи? чем различаются?).
— На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.).
— Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.
—При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет, стоящий на столе. На ощупь вдеть шнурки в игрушку — планшет.
— С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.
Лошадка
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Поочерёдное продвижение рук по столу вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
Массаж для пальчиков рук
(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Затем хлопают в ладоши.)
Вышли пальцы погулять. (А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца.)
Этот пальчик самый сильный. (Левого большого пальца:)
Самый толстый и большой. (Правого указательного пальца.)
Этот пальчик для того... (Левого указательного пальца.)
Чтоб показывать его. (Правого среднего пальца.)
Этот пальчик самый длинный... (Левого среднего пальца.)
И стоит он в середине. (Правого безымянного пальца.)
Этот пальчик брымянный... (Левого безымянного пальца.)
Он избалованный самый. (Правого мизинца.)
А мизинчик хоть и мал... (Левого мизинца.)
Очень ловок и удал! (После этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их.)
Маша
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь? (рекламация детьми стихотворения сопровождается движениями
Непосильный труд
Нитку вдеть — для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города. (Движения для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание.)
Ну-ка, братцы, за работу
Ну-ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Дед Мороз
Дети становятся в круг, руки согнуты в локтях ладонями вверх (показывают ладошки Морозу); в центре круга — Мороз, который старается заморозить (коснуться) детские ладошки. Дети должны успеть спрятать руки за спину.
Жуки
Дети сидят на стульях, воспитатель произносит:
«Ж-ж-ж, — сказал крылатый жук, — посиж-ж-ж-ж-у».
Дети обнимают себя за плечи, произносят:
«Поднимусь и, полечу; Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».
Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2—3 минуты).
Котята
Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу».
Котята и собачки
Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.
Летчик и самолеты
По команде воспитателя «заводятся моторы» — произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолеты — «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах - «у-у-у-у»; садятся на посадку — «ух-ух-ух».
Медвежонок
Дети ложатся на спину, руки — под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе — «похрапывают». Воспитатель комментирует:
«Медвежата спят в берлоге...»
«Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и... опять «засыпают, похрапывая».
Мотылек, журавль, жаба
Дети перемещаются по залу.
На команду «мотылек» — активные взмахи руками; на команду «журавль» — приостановка и удержание равновесия на одной ноге; на команду «жаба» — прыжки на четвереньках — сначала на руки, потом на ноги с произношением на выдохе «ква-ква-ква».
Надуй шарик
Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков; воспитатель предлагает им поиграть с настоящим воздушным шариком.
Найди свой цветок
Дети располагаются на полянках-«домиках» трех цветов (зеленая, желтая, красная). В зале «растут» цветы. По команде «солнышко» — дети собирают цветы, соответствующие цвету своего домика; по команде «ветер» убегают в свои домики на полянки.
Паровоз с грузом
Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошел по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносится на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил... и начинается разгрузка вагонов) — передается мяч по кругу в другую сторону. (Игра продолжается 3—4 минуты.)
Поймай пчелу
Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре круга. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчелка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчелку над головой детей. Дети ловят пчелку с произнесением «ж-ж-ж-ж».
Пузырь
Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся тугой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося Слова, дети постепенно расширяют круг.
После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.
Снежинки и ветерок
Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4—5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.
Солнышко и дождик
Воспитатель говорит:
«Солнышко, можно гулять».
Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.).
На слова «дождь пошел» — дети приседают и на выдохе произносят:
«Кап-кап-кап-кап».
Игра продолжается 3-4 минуты.
Спрятался
Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения: пальчик о пальчик тук-тук-тук, ножками быстренько туп-туп-туп, личико спрятали - ух (закрыли лицо
руками).
При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.
Сугробы
Позалу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. По команде «вьюга» — приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2—3 минуты).
Ходим в шапках
Воспитатель предлагает «надеть» детям шапки (положить на голову мешочки с песком). Дети передвигаются по залу приставными шагами, на носках, пятках на четвереньках и стараются не уронить шапки. Дыхание не задерживать, дышать через нос.
Хомячки
Дети сильно надувают щеки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по залу. По сигналу кулачками надавливают на щеки, выпуская при этом воздух через рот «щечки, как у детей».
Игра повторяется 5—6 раз; можно выполнять в ходьбе.
Цветы распускаются
Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся). (Повторять 4—6 раз.)
Чей самолет улетит дальше
Дети располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолетик. Воспитатель предлагает «запустить» самолетики как можно дальше.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М., 1993.
2. Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри!
3. Борисова Р. И. Физическое воспитание детей в семье. — М., 1985.
4. Волина В. Праздник числа, Учимся играя. — М., 1994.
5. Выгодская И. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М., 1984.
6. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. — 2-е изд. — М., 2004.
7. Кузнецова 3. И. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы. — М., 1970.
8. Курамшин Ю. В., Попов В. И. Теория и методика физической культуры. - СПб., 1999.
9. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. — М., 1985.
10. Матвеев Л. П., Новиков А. А. Теория и методика физического воспитания. — М. 1976. Т. 1—2.
11. Минаев Б. Н., ШиянБ. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических специальных высших учебных заведений. — М., 1989.
12. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. — Ярославль, 1998.
13. Нестерюк Т. Е. Гимнастика маленьких волшебников.— «ДТД», 1993.
14. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей / Под ред. И. В. Макаренко. - М., 2003.
15. Сайкина Е. Г., ФирилеваЖ. Е. Физкультпривет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. — СПб., 2004.
16. Фирилева Ж. Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе.— Л., 1987.
17. Хрущев С. В. Физическая культура в режиме продленного дня школы. - М., 1986.
18. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - СПб., 1997.
19. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2000.