Религиозные представления и развитиеискусства в древнюю сутки на территории Украины

Свидетельством распространения религиозныхпредставлений на территории Украины стали находки человеческих захоронений, найдены в пещере Киик-Коба,и других местах в Крыму. Умерших хоронили в специальных ямах, в сокращенномвиде, на боку. Это свидетельствует о появлении в неандертальцев простейшихпредставлений о существовании у человека души и жизни в потустороннем мире, присущихпочти всем древнем человечеству. Захоронение устраивали в пределах жильясвидетельствовало об отсутствии в тогдашней человека ужаса к умершему (по древнимпредставлениями считали, что они заснули) и веру в сохранение кровных связейпоследних с живыми.

В среднем палеолите появились первыеобразцы первобытного искусства на наших землях. Древнейшими произведениями искусствачеловека является изображение на костях животных. На днестровской стоянке вс. Молодово найдено лопатку мамонта с композицией, в центре которойстилизованная фигура оленя в окружении волнистых линий, треугольников и следовмногих ударов. Некоторые ученые считают, что эта находка связана с давнимиритуалами охотничьей магии.

Высокого уровня духовного развитиядостиг в период позднего палеолита (35-11 тыс. лет назад) кроманьонец.Первобытное искусство тогда было тесно связано с магическими обрядами, которыеосуществлялись в специальных местах. Остатки такого сооружения открыто на стоянкеМизин. Здесь были найдены фигурки и "шумный" браслет из костей мамонта,одевался во время магических церемоний. Среди находок также есть набор расписныхмамонтовых костей и молоток из рога северного оленя, используемых в качествеударные музыкальные инструменты. Современные ученые попытались воссоздать магическоезвучания этих первобытных музыкальных инструментов и записали их на грампластинку.Раскрашенный череп и ударные молотки найдены также на стоянкеМеждуречье.

Одним из самых известных святилищ натерритории Украины, где в течение длительного времени (от позднего палеолита до эпохибронзы) происходили магические обряды, есть гроты Каменной Могилы возле Мелитополя.

Вера в существование у человека души и еежизнь в загробном мире развивалось и в мезолите. Среди захоронений людей этойсуток встречаются завалены сверху камнями. Вероятно, это было сделаносоплеменниками с целью недопущения возвращения души умерших. В найденных наДнепропетровской могильниках скелеты посыпанные охрой - естественной краснойкраской. Этот обряд, считают ученые, олицетворял веру человека в очистительную силу огня.В гротах Каменной Могилы найдены каменные гальки и плитки, покрытые геометрическимиузорами со следами сплошного окрашивания охрой. Это были так называемые чуринги,которые имели важное мистическое предназначение и считались вместилищем души человека.

Нашли отражение в духовном миречеловека изменения, происходившие за неолита. Среди земледельческо-скотоводческих племенполучил распространение культ матери-земли, о чем свидетельствуют многочисленные находки вещей,необходимых в загробной жизни, теперь вместо оружия преподавали глиняную посуду иорудия труда. В религиозных представлениях охотников главное место, по-прежнему занималкульт животных, которые были объектами охоты. При захоронений осуществлялисьтризны, сопровождавшиеся избиениями глиняных сосудов, наполненных жертвеннойблюдом. Об осложнении религиозных представлений населения Поднепровья свидетельствуютнаходки захоронений, где в одной яме находилось около 40 черепов умерших, авсе остальные кости были прикопанные во второй яме рядом. Во многих могильникахнайдено скелеты, которые свидетельствуют, что умерших перед погребением было прочносвязано. Возможно, живые чувствовали так перед умершими и таким образомпытались их обезвредить.

Проявлениями вкусов человеканеолита являются находки разнообразных украшений. Одежду, пояса и головные уборыукрашали нашивными пластинками, вырезанными из клыков кабана и покрытымиорнаментом. Украшением женщин были бусы из полированной кости, ракушек иполудрагоценных камней. Широкое распространение за неолита приобрел обычай украшатьКстати орнаментом. Им покрывали не только каменные изделия и керамику, но,вероятно, вещи из дерева и кожи, которые не сохранились до наших времен.

17. Трипольская культура.

Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.

Характерные особенности Трипольской материальной культуры:

Ø поселение строилось на открытых местах без оборонительных сооружений.

Ø Жилища строились по кругу, одно около другого, середина круга оставалась незастроенной.

Ø Дома были каркасными, двухэтажными, промежутки между каркасом сплетались лозой и укреплялись внешне и внутренне глиной. Размер их достигал 100-140 кв.м.

Ø Дом делился на комнаты, которые отапливались печами, сложенными из глины.

Ø В каждом доме проживало по 20 человек.

Ø Все население достигало около

500-600 чел.

Ø Центр села использовался как загон для скота.

Ø Трипольцы были скотоводческо-земледельческими племенами с коллективной собственностью на скот.

Ø Большое развитие у них получило изготовление керамических изделий: посуда (миски, горшки, вазы и др.), декоративная керамика.

Часто изделия украшал орнамент, представляющий собой прямые и волнистые линии, овалы, змееподобные спирали, которые символизировали солнце, воду, людей, животных, растения. Использовалось 4 цвета орнамента - черный, белый, красный и коричневый. Красками расписывали и стены жилых помещений.

Статуэтки.

Среди археологических находок - многочисленные статуэтки, преимущественно женские, что свидетельствовало о существовании культа Женщины.

Личность – общество

Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно-хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.

Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и самобытные ЖЕКи, ЗАГСы, вытрезвители, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства.

С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался.

Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.

Экономика

В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики – сельскохозяйственному производству если не первыми, то во всяком случае гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Условия-то оптимальны.

Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было девать: Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя: в огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту.

Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах большинство их орудий труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. до н. э. у них уже были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.

Мир принялся осваивать бронзу в конце III тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием – уже в то время у них было большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни усадочных дефектов, ни трещин.

Редко какому народу не хотелось бы приписать себе изобретение колеса. Однако факт остаётся фактом – в то время как мир считает, что самое древнее изображение колеса находится на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских керамических фигурках колесо присутствует (если верна датировка) в 5000 годах до нашей эры. И изображение коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в иных культурах того времени. Так же, как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.

Культура

 

Относительно Триполья существует множество противоречивых точек зрения. Но когда речь заходит о культуре этих племён, даже самые отъявленные скептики вынуждены признать, что трипольская культура, в первую очередь керамика, несомненный мировой феномен.

В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Качество посуды бесподобное – она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной, красной и тёмно-каштановой красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки – первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить. Не исключено, что эгейско-трипольская художественная керамика дала толчок к возникновению античной керамики, появившейся в 2000 – 1850-х годах до н.э.

В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.

Архитектура

Как и культура, мировой феномен трипольцев – их огромные города с чёткими рядами двухэтажных коттеджей, грамотно спланированными улицами, широкими площадями. Всё это трипольцы не могли откуда-то скопировать – ведь размеры европейских городов того времени в десятки раз меньше: если где-то жило человек 500 – это о-го-го! Много! А у трипольцев что такое "много" были свои представления. Их города насчитывали около 10.000 жителей. Многие исследователи (подчёркиваю – серьёзные исследователи) не сомневаются в том, что именно трипольцы создали первую в мировой истории городскую цивилизацию.

Зачем им нужны были эти "мегаполисы"? Кто их знает. Одни говорят – для защиты от степняков, другие – мол, степняков тогда ещё не было, а города – это центры социального, экономического и религиозного общения. А может просто – как Токио, Москва или Нью-Йорк, возникли сами по себе и разрослись. Не исключено, что через семь тысяч лет наши потомки тоже будут гадать: и зачем им (то есть нам) нужны были эти Нью-Йорки?..

Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные дома, "мазанки". Как зайдёшь – справа печь, слева лавка с посудой, прямо – на самом видном месте – алтарь.

Религия

На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.

 

Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев.

Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души.

18. Культура скифских племен и ее влияние на становление славянской культуры.

В 7-2 ст. до н.э. на территории Украины проживали скифские племена, которые объединяли многочисленные кочевые племена. От скифов сохранились большие курганы, в которых они хоронили своих царей. В курганы вместе с умершими клали оружие, ювелирные украшения, убитых лошадей, рабов. Скифское искусство сыграло большую роль в формировании славянской культуры. Скифы использовали все формы посуды трипольцев, украшенные геометрическим орнаментом.

В скифском декоративном искусстве преобладало изображение животных. После скифов остались большие каменные статуи с изображением воинов (менгиры).

Согласно выводам украинского ученого из украинской диаспоры Омеляна Прицака: «Украинцы взяли в наследство от скифов сапоги, белую рубашку, казацкую островерхнюю шапку, нож - пернач, сагайдак (рус. - колчан) и др.»

Скифам был присущ патриархат, культ солнца с его символом - колесом.

Традиции скифского искусства продолжали сарматские племена. Продолжались традиции «звериного стиля» в оформлении посуды, появились мифологические сюжеты.

Скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим по-всюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья. Об этой же торговле говорят и тексты дощечек Велесовой книги.

19. Влияние античной культуры на становление и развитие славянской культуры.

С началом греческой колонизации в Причерноморье (6 в. до н.э.) большое влияние на скифов оказала античная культура,о чем свидетельствуют археологические находки в Крыму.

Античная культура. Носителем данной культуры стали греческие города – государства на побережье Черного и Азовского морей - Тир (ныне Белгород-Днестровский), Ольвия в устье Южного Буга, Херсонес (на территории современного Севастополя), Феодосия, Пантикапей (современная Керчь), Танаис в устье Дона, Фанагория на Кубани и др. Они начали возникать с 6 в. до н.э. и имели значительное влияние на местное население Северного Причерноморья, в том числе, и на славян.

Памятники искусства греческих колоний дошли до нас в форме скульптур, надгробных рельефов на мифологические и бытовые темы, мраморных саркофагов, ювелирных изделий. Славяне заимствовали у греков теракоты и фрески. Теракоты (от итальянского – обожженная земля) - неглазурованные керамические изделия из обожженной цветной глины, главным образом, красного, коричневого, кремового цвета: архитектурные детали, облицовочные плиты, посуда, вазы.

Фрески(от итальянского - свежий) - живопись красками на мокрой штукатурке. Фрески использовались для украшения культовых сооружений, храмов, дворцов. Фрески были известны со 2 тыс. до н.э.

Греческое влияние чувствовалось в одежде, в быту. В духовной культуре – в музыке, пении, в праздничных обрядах. Украинцам, как и грекам присущи: чувство красоты, развитое эстетическое начало.

Анализируя античное наследие, ученый Е. Маланюк утверждал, что украинцы заимствовали у греков такие черты характера, как индивидуализм, миролюбие, увлечение философией, искусством.

20. Влияние Византии на становление украинской культуры.

Византийская культура. Государство Византия существовала с конца 4 ст. до средины 15 ст. (до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками). Византия была восточной частью Римской империи и поддерживала теорию всемирного римского правления, идею мировой монархии, мирового императора.

Византия включала земли Балканского полуострова и Малой Азии, острова Эгейского моря, Кипр, Крит, Сирию, Палестину, Египет, Херсонес, Западную Армению, Грузию.

Наибольшего расцвета достигла в середине 6 ст. н.э. во время правления императора Юстиниана І (527-565 гг. н.э.), в этот период проводились законодательные и административные реформы, развивалась культура, ремесла, торговля.

Византийская культура непосредственно оказала влияние на культуру Киевской Руси (принятие христианства, развитие письменности, летописание, законодательство, архитектура, музыка, иконопись и др.).

Культура Византии

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь,названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культураВизантии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византиииконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметитьикону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего черезутверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

21. Изобразительное искусство Византии и его влияние на украинскую культуру.

Живопись является ведущим видом в изобразительном искусстве Византии. Исключительное значение на иконе придавалось лику; тело изображалось как почти невесомая величина, срывающаяся за тончайшими складками одеяний. Принцип ирреальности господствовал и в византийской живописи, и в архитектуре. Византия славилась непревзойденными мозаиками, перегородчатыми эмалями, замечательной живописью. Художники прославились созданием иконописного канона, имевшего большое значение в средневековой культуре.

Книжная миниатюра – новый жанр в искусстве живописи, появившийся в Византии. Книга занимала важное положение в христианском обществе. В монастырских и городских скрипториях – мастерских по изготовлению рукописей – вместе с писцами работали художники. Античная иллюстрация была свободным изобразительным комментарием на полях рукописи, миниатюра не только комментировала, но и украшала текст.

Македонский ренессанс – так принято называть период возрождения античных принципов изобразительного искусства. В это время начинают воссоздавать мозаики. Рукописи македонского ренессанса часто копируют древние образцы.
Монументальная живопись XII в. в самом Константинополе представлена мозаиками – императорскими портретами и деисусными композициями.

Византийское искусство, достигнув апогея в развитии, начало по всему христианскому миру свое триумфальное шествие.

Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются чер<

Наши рекомендации