Социальное пространство и социальное время как факторы культурной политики.

Социальное пространство форма общества, представляющего собой продукт взаимодействия людей, создающих материальные и духовные ценности. Физическое пространство существует независимо от социальной материи. Что касается социального пространства, то оно не существует без социальной материи, потому что оно возникает вместе с обществом. Так, первобытное общество существовало десятки тысяч лет, но его социальное пространство было крайне ограничено. Понятие социального пространства раскрыто П. Сорокиным. Он отмечал различие геометрического и социального пространств: «Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию...), могут быть очень близки социально» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 297). Далее Сорокин отмечает многомерность социального пространства, ибо существует более трех группировок людей по социальному положению: принадлежность к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политической партии, происхождению, полу, возрасту.

Наверное, впервые специфически социальное время в социокультурной форме было рассмотрено П.Сорокиным и Р.Мертоном. Они сформулировали фундаментальную зависимость социального времени от социальных структур: "система времени варьирует вместе с социальной структурой", а точки отсчета социального времени определяются социально значимыми событиями. Социальное время у них имеет социальные истоки и наполнено культурным содержанием.

Культура выступает по отношению к каждому отдельному человеку чем-то таким, к чему он должен быть воспитан. Культура — это то, что создается задолгодо рождения индивида и составляет общее наследство человечества.

-----------------------------------------------------------------------------------------

О специфике исторического исследования культуры

Предметы старины и искусства могут, в лучшем случае, убедить в том, что некие события действительно имели место. Но они не могут раскрыть настоящий смысл происходившего. Чтобы судить о нем, историк культурной политики должен проникнуть в нематериальную субстанцию замыслов людей, осуществлявших эту политику, – царей, их министров, губернаторов, деятелей культуры и искусства, публики театров и цирков, читателей книг – проникнуть в их планы, цели, надежды, которые не могут быть выведены из материальных «останков былого».

Наиболее сложный момент исторического исследования культурной политики – психологичность изучаемого процесса и глубокая зависимость от нее получаемого исторического знания. Иными словами, историк создает своеобразную картину изучаемого исторического явления, и если он прав (т.е. если он не игнорирует известные факты и его реконструкция внутренне не противоречива), то его картина вполне убедительна и логична, представляя собой системное, непротиворечивое целое. Если же он ошибается, то его картина напоминает художественное произведение, созданное сюрреалистом.

Для того, чтобы эффективно изучать культурную политику и особенно политику в области художественной культуры, необходимо не отрывать ее от социума, а вести анализ в контексте более широкой и общей социальной жизни, в которую «встроена» жизнь художественная и которой она в значительной мере определяется.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Средства осуществления государственной культурной политики

Средства культурной политики - совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению.

Ведущие средства КП :1. Инфраструктура культуры; 2. Материальные, финансовые, кадровые и инфо. ресурсы. 3. Социальные механизмы и процедуры (закон, эконом, идеолог, соц-психолог); 4. Технологии.

Следует различать творческие институты (производящие культурные тексты – произведения, формы, образцы), и институты культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты). Наивысший институт культурной политики -сама история, процесс исторической эволюции человеческого общества и его локальных образований (народов); метод – цивилизация как особый способ осуществления исторической эволюции, основанный на уникальном историческом опыте соответствующего общества; а инструментарий – вся совокупность норм деятельности, информационных связей между людьми и психических процессов, обеспечивающих эту жизнедеятельность. Разумеется, речь идет о стихийных процессах культурного саморазвития.

Государственная КП должна в основном моделироватьмеханизмыестественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончались.

-----------------------------------------------------------------------------------------

29. Региональные стратегии социокультурного управления

В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную с учетом природно-климатической, хозяйственной, исторической и этнокультурной специфики данного региона.

Отсюда следует стратегия – разделение властных полномочий в области культуры на федеральном и региональном уровне, позволяющая объективно оценивать и учитывать разнообразие.

Региональная стратегия социокультурного управления: регионы пользуются правом свободы при программировании, планировании культурных процессов, но в то же время вместе разделяют с федеральным центром ответственность за построение будущего.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Культурная политика и искусство

До последнего времени утверждалось, что система художественного воспитания в стране действует вполне успешно, а художественная самодеятельность- эффективное средство приобщения населения к ценностям культуры.

Однако исследования показали: уровень художественной воспитанности населения на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению.

Причины сложившейся ситуации заключаются:

-в существующей системе и способах художественного воспитания;

-в социально-культурных изменениях общества, обозначившихся в последние два десятилетия.

-слабой материальной базой клубных учреждений;

-низким уровнем подготовки специалистов;

-ориентацией художественной самодеятельности на профессиональное искусство;

-просчетов в управленческой политике на уровне региона.

Содержание программ в сфере искусства должно ориентироваться на интересы реальных и потенциальных участников художественной самодеятельности, любителей искусства, коллекционеров художественных ценностей.

В содержании культурно-досуговых программ развития художественной жизни региона обязательно необходимо учитывать резервы народного творчества и раскрывать их в региональных программах.

Формы осуществления развития художественной жизни:

Открытие в местах бытования художественных промыслов и ремесел спец школ, мастерских народного творчества, профессионально-художественных училищ.

Создание на базе районных ДК специализированных фольклорно-этнографических центров, которые могли бы заниматься:

а) изучением народной культуры, участвуя в поисково-исследовательских мероприятиях;

б) организацией фольклорных фестивалей и научно-практических конференций;

в) развитием художественного вкуса населения на примере лучших образцов мирового искусства путем концертной деятельности, пропагандистской, студийной, лекционной и просветительной работы;

г) организацией ассамблей и коллективов народного творчества.

----------------------------------------------------------------------------------------


Наши рекомендации