Оценка собственных поступков
Помимо всего прочего, духовные воины Господа заняты деятельностью, направленной на благо каждого. Как можно быть уверенным, что совершаешь верный поступок в самом аду сражения? Существует несколько методов определения положительности или отрицательности поступка.
Один из вариантов представляет собой попытку представить, что произойдет, если этот поступок совершит сразу огромное число людей. Мы привыкли говорить: «Суди дерево по плодам его». Совершение правильного поступка принесет благоприятные результаты вне зависимости от того, сколько людей его совершили. Однако когда много людей вовлечены во вредную деятельность, приводящую к страданиям и осквернению, жертв не избежать.
Поэтому, оценивая потенциальное благо или угрозу от планируемого поступка, следует задать себе вопрос, придаст ли он дополнительный стимул развитию человечества, если будет поддержан другими людьми. Если каждая женщина будет совершать аборты, что случится с человечеством? Какое будущее ожидает нас? Если каждый человек будет исповедовать узко-сектантские взгляды, можно ли рассчитывать на возможность появления единения через разнообразие? Если каждый второй убежден, что знает, как спасти человечество, приведет ли это к плодотворному взаимообмену полезной информацией? Если каждый будет исповедовать шовинистические взгляды, станет расистом или националистом, вынесет ли планета столь тяжкое бремя? Очевидно, что нет. Но самый важный вопрос, который мы обязаны задать себе: «Приносят ли мои мысли и поступки радость Богу?», который, к слову, постоянно смотрит на нас.
Обобщая вышесказанное, следует сказать, что мы должны дать оценку каждому планируемому поступку, исходя из следующего принципа: если так будут поступать все люди вокруг меня, принесет ли это высшее благо? Будет ли доволен Господь? Именно по такому принципу действовали люди в древние времена. Жители поселения очень стеснялись совершить дурной поступок, переживая за всю свою общину. Безалаберность современного человека привела к укоренению представления о том, что самыми преуспевающими становятся бесчестные люди. Так, например, торговцы наркотиками становятся владельцами самых роскошных домов и автомобилей. Зачастую самые изобретательные умы находят себе применение в попытках отстоять и оправдать скверное и противное человеческой природе поведение. Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы изменить устоявшееся отношение людей к этой проблеме.
Вопросы и ответы
Вопрос: Я где-то читал, что если вы хотите стать великим, нужно избегать общения с низкими и амбициозными людьми. Автор писал, что такому человеку принципиально важно не общаться с людьми, не стремящимися мыслить возвышенными категориями, а также с людьми разочарованными и депрессивными. Можно ли считать подобный подход практичным?
Ответ: Это не только абсолютно непрактично, но и очевидно демонстрирует царящие высокомерие и надменность в мире, отдаленном от человечности. К чему может привести подобный подход? Сначала вы будете избегать таких людей, потом посчитаете их недостойными, затем решите изгнать их на другой конец света, а может быть, вообще попытаетесь избавиться от них. Подобные мотивы характерны для злонамеренных людей, таким образом они оправдывают великие страдания и чинимые ими разрушения. Например, в наши дни генная инженерия обладает всеми необходимыми средствами для избавления человечества от всех подобных «нежелательных» индивидуумов. Однако кто станет определять их «желательность» и позволит ли подобный подход надеяться на реальное благо человечества?
Мы должны крайне осторожно относиться к подобным идеям и собственным амбициям, которые могут привести к такому умонастроению. Много лет назад некоторые люди были уверены, что тропические леса несли в себе угрозу для человека, поэтому было решено расчистить эти территории с тем, чтобы использовать их более эффективно. Они даже представить себе не могли, какой хаос наступит, как только они приступят к осуществлению задуманного. Все творение Господа имеет свое предназначение, даже если для нас оно не очевидно. Наше невежество подталкивает нас вмешиваться в происходящее, навлекая беду.
Сложно переоценить потенциальную опасность такого умонастроения Подобные мысли свойственны максималистским взглядам отвергнутой молодежи. Иногда некоторые нерадивые родители в поисках так называемого стимула интеллектуальной деятельности, карьерного роста и социальной адаптации, передают своих детей под опеку общества, а точнее, оставляют их на попечение других людей. Дети, осознавшие, что от них отказались, естественным образом испытывают боль и гнев, пронизывающие их до такой степени, что они пытаются причинить вред себе и другим.
Чтобы этот мир смог выжить, люди должны познать Бога и прилагать максимум усилий для того, чтобы понять Его замысел. Будучи духовными воинами, мы должны взять на себя ответственность за других людей, делая все, что в наших силах, для того, чтобы дать им необходимое духовное образование и повысить их самооценку. Нам не следует жаловаться на это бремя. Чтобы понять абсурдность сожаления о такой тяжелой доле, представьте себе учителя, лишенного возможности преподавать, или родителя, лишенного возможности воспитывать детей. Ученики служат учителю своим невежеством. Дети служат родителям своей невинностью. Без этого цикл обретения и дарения, а другими словами — смысл жизни — разрывается.
Всем нам следует жить вместе. С другой стороны если окружающие люди не оставляют вас в покое со своими просьбами о помощи, качество вашего служения несомненно снизится. Вот почему мы должны научиться защищать себя, излучая любовь, чтобы все присутствующие испытывали чувство подъема, при этом не подчиняя нас своему воздействию. Подобное намерение предполагает с нашей стороны противодействие внешнему воздействию посредством молитвы, медитации и общества духовно возвышенных людей, что позволит нам стать неистощимым источником воодушевления для других.
Мы должны стать опекунами своих братьев и сестер. Мы не имеем права бросать человека в трудной ситуации. Мы должны протянуть свою руку помощи. Если мы сможем сделать это искренне, то Высшие силы также не заставят себя ждать и окажут нам поддержку. Похоже, что «современные» люди не осознают простой истины: чем больше мы помогаем другим, тем большей будет поддержка и благословения Источника нашей энергии.
Мой духовный наставник однажды сказал, что отличительная черта великого мыслителя, заключается в том, чтобы извлекать лучшее из наихудшего. Разумный человек должен научиться извлекать нектар из сосуда с ядом, находить золото б грязном месте, жениться на благочестивой девушке родом из незнатной семьи, а также перенять хорошие качества у нищего. Мы можем почерпнуть знания где угодно. Не следует быть ограниченным человеком. Не следует пренебрегать истинным знанием, где бы мы ни нашли его. Такова позиция искреннего человека, стремящегося к знаниям.
Вопрос:Какова взаимосвязь знания и служения? Что важнее — быть знающим человеком или заниматься служением?
Ответ:И то и другое важно. Чем больше мы понимаем, почему и как поступать правильно, тем большее благо будет даровано нам. Однако причастность ко всему, что обладает зарядом позитивной энергии, даже мы этого не понимаем, несомненно принесет нам благо. Заслуживающие внимания духовные достижения немогут быть обретены лишь посредством использования интеллекта. Каждый из нас должен установить связь с Высшим единством. А это возможно, если знание, обретенное нами, придет через посредство бескорыстного служения, основанного на принципе сострадания.
Однажды проректор Университета Бенареса решил встретиться с великим духовным учителем Бхакти Сиддхантой Сарасвати Госвами, прославившимся по всей Индии как видный ученый. Проректор объяснил, что хотел бы получить ответы на некоторые очень трудные вопросы, возникшие у него при изучении писаний. В свою очередь, Бхактисиддханта попросил его пройти в другую комнату, чтобы помочь священникам вымыть все необходимое для поклонения на алтаре. Тогда ученый ответил: «Нет, у меня есть несколько очень сложных вопросов, на которые они вряд ли смогут ответить». Но Бхактисиддханта все-таки попросил задать свои вопросы священникам. Когда он обратился к ним с расспросами, те сослались на работу: «Знаете, мы должны вымыть все эти вещи, но после того, как мы закончим это делать, сразу попытаемся ответить на ваши вопросы». Несмотря на свое положение, знаменитый ученый снял пиджак, закатал рукава и начал смиренно помогать им. После того, как бронза была вычищена, он вернулся к Бхактисиддханте, который поинтересовался, получил ли тот ответы на свои вопросы. Ученый ответил: «Да. Когда я чистил бронзу, ответы сами собой возникли в моей голове». Тогда Бхактисиддханта объяснил, что духовную жизнь нельзя познать посредством усилий интеллекта, но возможно благодаря служению, способному даровать просветление. Таков пример служения, совершенного в состоянии смирения.
Вопрос:Наш мир движется по направлению к неминуемому кризису. Но что делать нам в этой ситуации? Должны ли мы отстраниться от общественной жизни или посвятить все свое время проповеди и рассказу другим об услышанном нами послании?
Ответ:Слуги Бога всегда исполнены сострадая. Они никогда не были устремлены к спасению лишь для себя. Такой вид спасения предполагает, что человек, помимо всего прочего, озабочен лишь собственным спасением, не задумываясь о благе других. Это материалистичный и эгоистичный подход, который рано или поздно вынудит нас вести себя определенным эгоистичным образом. Мы должны всегда стремиться и искать возможность служить другим, прилагая для этого максимум усилий. Однако, подобно доктору, обязанному поддерживать свой организм в здоровом состоянии, чтобы иметь право приблизиться к больным пациентам, духовыми воин должен быть осторожен, чтобы при общении с мирскими людьми не поддаться влиянию материалистического умонастроения.
Как уже говорилось ранее, наша обязанность как духовных воинов заключается а воссоздании вокруг нас изначальной атмосферы духовного царства. Мы не хотим оказаться в раю или в духовном мире в гордом одиночестве. Мы не хотим изолироваться от страданий других, не обращая на них никакого внимания. Естественным образом мы будем воздерживаться от определенных видов деятельности, потому что они противоречат самой нашей сути. Это не бегство от реальности, это лишь вопрос избирательного поведения. Когда мы практикуем зрелый избирательный подход, наши переживания переходят на иной уровень, не отвлекая нас от цели.
Духовный воин должен быть человеком сосредоточенным, способным распознавать необычные благоговения, которые приходят к нам из самых неожиданных источников. Мы должны испытывать необычайно сильное сострадание к материалистам, оказавшимся пойманными в ловушку грубого удовлетворения чувств, а также по отношению к тем, кто обрел немного знания, но затем отказался продолжить свой путь. Наша обязанность заключается в том, чтобы предложить им помощь и поддержку.
Вопрос: Как нам найти свой путь, свою цель, свою миссию или объект устремления? Как нам найти самое важное, если мы сами не знаем, что это такое?
Ответ: Бы можете обратиться к Богу с простой молитвой: «Дорогой Господь, пожалуйста, помести меня в любую ситуацию, которую Ты считаешь лучшей для того, чтобы я смог развить бескорыстную любовь к Тебе». Однако нам следует быть внимательными, чтобы не пропустить этот опыт. В основном, мы не представляем, что нам пришлось пережить в предыдущих жизнях и какая карма преследует нас. Как следствие, мы зачастую не имеем представления об играх ума и сознания, которые неминуемо будут сопровождать восприятие сигналов и посланий извне. Однако мы обладаем способностью давать рациональные объяснения всему происходящему в этой жизни. Но наиболее бдительными, мы должны быть в отношении «ответов», которые будет подбрасывать нам наше ложное эго, вынуждая нас чувствовать себя чрезвычайно важными особами.
Чем более стабильной будет наша духовная жизнь, тем сильнее в нашем сердце будет вызревать желание вознести такую молитву; «Дорогой Господь, я принадлежу Тебе. Используй меня по Своему усмотрению. Я уверен, что Ты желаешь мне самого лучшего. Я считаю Тебя своим лучшим другом, возлюбленным, самым близким опекуном и наставником, и все сложности в моей жизни возникают потому, что я иду наперекор Твоим планам в отношении меня, вот почему я хочу, чтобы вера растопила мое сердце и прошу Тебя – избавь меня от всего, что мешает осуществлению Твоих планов. Просто сделай все, что считаешь самым лучшим для меня». Молитесь таким образом, и вы увидите, что произойдет в вашей жизни. Конечно же, вам нельзя забывать о другой молитве: «Дорогой Господь, помоги мне справиться со всем этим.»
Глава X
Служение человечеству