Духовная жизнь — это вызов, брошенный самим себе
Путь духовного воина отнюдь не легок. Устремившись к духовной зрелости, всем сердцем желая стать полноценными духовными воинами, мы неизбежно столкнемся с бесчисленными препятствиями. Всякий человек, предпочитающий беспечную жизнь, должен дважды подумать, прежде чем вступить на путь духовной жизни. Как только мы решились на это, перед нами тут же возникает бесчисленное множество проблем, преодоление которых потребует мужества и решимости
Эти проблемы являются своего рода испытаниями, призванными определить, насколько мы серьезны в своем намерении вернуться в духовное царство. Этот процесс похож на занятия в школе, когда учителя регулярно утраивают нам контрольные проверки не для подавления вашей воли, а чтобы понять, насколько хорошо мы усвоили преподаваемое нам знание и научились лимы применять его на практике. В конечном итоге, узнавая об оценках, мы сами можем сделать выводы в отношении того, какой материал мы усвоили хорошо, а какойтребует дополнительного изучения.
Майя, или иллюзия материального мира, выступает в роли преподавателя, представляющего Бога. Майя устраивает трудности, насылает соблазны и препятствия чтобы проверить силу нашего стремления попасть в духовное царство. Реакция на эти события демонстрирует степень искренности нашего желания получить то, что доступно.
Многие люди не понимают, почему Господь позволяет препятствиям возникать на нашем духовном пути. Зачем Богу проверять нас? Мы должны помнить, что в этом материальном мире мы занимаем неестественное положение, напоминающее положение узников. Бремя, возлежащее на плечах узников, таково, чтобы своим поведением они сумели доказать, что достойны освобождения и могут возвратиться в среду обычных людей, Однако обычные люди также пребывают в состоянии, напоминающем заключение в тюрьму. Чтобы получить право на освобождение, мы должны доказать свою готовность обрести наше духовное наследие и возвратиться к естественному образу жизни.
На данном этапе мы можем сказать: «Хорошо. Теперь я понимаю, почему Бог проверяет меня. Но почему на мою голову выпадают намного более серьезные испытания, чем всем остальным?». Ответ очень прост -ребенку, обучающемуся в начальной школе, не станут давать те же задания, что и аспиранту. Очевидно, что кандидаты на докторскую степень должны ожидать, что им придется решать намного более сложные задачи, потому что они гораздо умнее.
У нас всегда есть возможность возвыситься. Если же у нас несерьезное отношение к собственной жизни, то испытания и препятствия сведут на нет все наши успехи. С другой стороны, каждый раз, преодолевая очередное препятствие, наша квалификация повышается и мы становимся на один шаг ближе к обретению собственного вечного «я». Вот почему испытания столь трудны и часты на этом этапе: они существуют для того, чтобы определить — действительно ли мы занимаем столь возвышенное положение, как мы об этом думаем. Истинный духовный воин воспринимает всякое испытание как благословение обрести духовную зрелость я приблизиться к Богу. Когда мы признаем положительный эффект каждого выпавшего на нашу долю испытания, то воспринимаем его с энтузиазмом, осознав, что только таким образом можно возвыситься. Испытание — это шанс доказать, что мы жаждем стать людьми духовными и искренними.
Даже великие учителя подвергаются испытаниям
Когда Иисус возносил молитвы и постился в пустыне, перед ним предстало множество соблазнов. Сатана насмехался над ним, говоря: «Если ты из самом деле Сын Бога, обрати эти камни в хлеба!» Затем Сатана стал насмехаться над его верой: «Ты постишься и, должно бытъ, страшно голоден. Ну, чего ты ждешь, попроси Бога о хлебе». Тогда Иисус дал свой знаменитый ответ: нехлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Тогда Сатана попытался соблазнить его сокровищами этого мира, предлагая ему перейти на его сторону, отвергнув Божественного Отца. В этот момент Иисус воскликнул: «Сгинь, Сатана!»
Подобным образом Сатана пытался соблазнить Будду. Незадолго до просветления Будда был известен под именем Сиддхартха и жил в богатом дворце до достижения возраста 29 лет. Затем он отправился в путешествие пытаясь понять, как устроен этот мир. Как повествует древняя хроника, сначала он встретил больного человека, потом немощного, а конце концов,— мертвеца.
Увидев этих людей на разных этапах своего жизненного пути, Сиддхартха отрекся от мира и стал монахом. Но вскоре он осознал, что это было сухое отречение. Истинное отречение должно даровать человеку знание. Человек не может считаться отреченным, если будет просто прятаться от жизни, уподобляясь страусу. Тогда Сиддхартха сел под деревом бодхи - и решил не вставать до тех пор, пока не достигнет просветления. Что бы ни потребовалось для достижения этой цели, он был решительно настроен не сдаваться, даже если на это уйдет вся его жизнь. Тогда перед ним явился Сатана и попытался убедить Сиддхартху, что он не имеет права стремиться к совершенству.
Другие великие святые также сталкивались с непреодолимыми трудностями в попытке достижения цели своих духовных исканий. Святой Терезе Авилъской пришлось покинуть отчий дом, чтобы ничто не мешало ей вести жизнь, полную отречения и простоты. Святой Франциск Ассизский, публично отказался от собственных родителей. Святого Фому Аквинского, отреченного монаха, соблюдавшею обет безбрачия, заперли в одной комнате с проституткой, в надежде вынудить его нарушить его обет.
Жизнь этих великих людей позволяет нам составить представление о том, что нас может ожидать в будущем. Не вызывает сомнений, что враг будет наносить удары по нашим самым уязвимым местам. Вот почему важны самоконтроль и отречение: они позволяют стать сильнее, чтобы противостоять нападкам, неминуемо ожидающим нас в будущем.
Работа над своим сознанием
Нескольколет назад мне довелось беседовать с группой так называемых революционеров и дипломатов — представителей одной из развивающихся стран. Я говорил о важности отречения и урегулированной жизни. Если лидеры без конца курят, пьют или каким-либо другим способом вредят собственному здоровью, они становятся легкой добычей врага, стремящегося всемидоступными методами соблазнять их. Такие люди обречены на то, чтобы стать жертвами. Одна из первейших целей шпионажа заключается в том, чтобы отыскать слабые места противника и эксплуатировать их, шантажируя этими ошибками. Человек, потакающий собственным желаниям, не способен защитить себя. Что говорить о тех людях, которые пойдут за ним?
Я посоветовал этой группе революционно настроенных людей начать работу над собой. Если они действительно искрении в своих намерениях возвысить сознание своих последователей, они должны собраться духом и настроить собственное сознание на положителъную волну. Если они пренебрегут этим пожеланием, то поставят под удар своих последователей, что неминуемо приведет к их уничтожению.
В общих чертах, направляя свою энергию навозвышение сознания, мы оказываемся под прессом сопротивления окружающей среды. Однако мы должны сами стать воплощением тех перемен, которых ожидаем от других. Если нам это удастся, мы действительно станем воплощением исповедуемых нами принципов и обретем непреходящее и заслуживающее почтения могущество. Все остальные виды власти носят временный характер.
Истинная власть основывается на целостной, принципиальной природе характера, осознании собственной сущности и способности поступать в соответствии с установками возвышенного сознания. Обладающие подобной властью в своих действиях основываются на любви и знании. Другими словами, излечивая себя, они излечивают всех вокруг. Если мы хотим служить другим, нам не избежать тщательного самоанализа, необходимого для искоренения всех препятствий, мешающих возвышению нашего сознания.
В ведической традиции существует такое понятие, как очищение храма. Некогда Господь Чайтанья, воплощение Бога, живший в Бенгалии около 500 лет назад, занимался очищением храма Гундича. Его участие в уборке храма отождествлялось с процессом очищения сознания живых существ, посвятивших свою жизнь духовной практике. Сначала Господь Чайтанья вычистил двор храма, отождествляемый с грубыми материалистичными аспектами сознания, чтобы никто не принес грязь с улицы. Таким образом Господь Чайтанья учил важности подготовительной стадии очищения.
Затем Господь Чайтанья продолжал уборку храма. Он использовал руки и собственную одежду для удаления всякой грязи, таким образом продемонстрировав, что мы должны искать источник силы в самих себе и продолжать собственную работу, направленную на очищение. Господь Чайтанья напоминал, что нам как знатокам духовной науки следует воспринимать себя миниатюрным отображением внешнего мира, и это должно подтолкнуть нас искать ответ в самих себе.
Усердно убирая храм, Господь Чайтанья стремился вычистить на первый взгляд незаметные загрязнения. Такиетонкие осквернения в нашем сознании способны задушить «росток преданного служения», распустившийся в нашем сердце, представляющий собой незрелый побег любви и преданности, пробивающийся на ранних этапах духовной жизни. Даже незначительное осквернение может стать причиной возникновения проблем на начальном этапе духовного развития. Если не вырвать его с корнем, подобная скверна будет расти, словно сорняк, и в конце концов задушит молодой побег. Господь Чайтанья продемонстрировал, что недостаточно очищать себя от внешнего осквернения. Мы должны проанализировать свое внутреннее состояние с целью отыскать тонкие, потайные формы осквернения, к которые позже могут принести нам множество трудностей.