Гадес как архетип похитителя -- склонная к инцесту тень Зевса
Когда выбор Гадеса пал на Персефону, он не стал за ней ухаживать. Вместо этого он с позволения Зевса похитил и изнасиловал ее. И когда Персефона взывала к своему отцу о помощи, Зевс смотрел в другую сторону. Во многих склонных к инцесту отцах Зевс и Гадес сосуществуют, как доктор Джекилл и мистер Хайд.* В ипостаси Зевса такой мужчина бывает уважаемым в обществе человеком и авторитарным (нередко с патриархальными склонностями) отцом-кормильцем семьи. Однако Зевс внутри этого мужчины "смотрит в другую сторону, не обращая внимания на крики дочери", когда он же (в ипостаси Гадеса) насилует или соблазняет собственную дочь.
* Персонажи повести Стивенсона о раздвоении личности на положительную и отрицательную составляющие. -- Прим. перев.
В подобной психологической ситуации Гадес представляет собой архетипическую тень отца -- его порочную сторону, силы психики, побуждающие мужчину втайне посягать на дочь, которая не может от него сбежать. Он сам является отцом-насильником, увлекающим собственную дочь в подземный мир. Такое изнасилование является предательством по отношению к ее невинности; она больше никогда не будет юной девственницей, свободно гуляющей в безопасном солнечном мире; девушка становится пленницей его темного тайного мира, а позже нередко поселяется в собственном подземном мире.
Гадес-похититель как воображаемый любовник
Гадес-похититель может быть невидимым призрачным любовником -- архетип, способный жить самостоятельной "жизнью" в психике женщины. Нечто подобное нередко наблюдается у детей: воображаемый друг. В жизни взрослой женщины он превращается в воображаемого любовника. Он проводит с ней время, беседует, пишет стихи, дает советы и обещания. Он становится ее единственным доверенным лицом, в результате чего женщина нередко отстраняется от мира -- ей становится все труднее общаться с реальными людьми.
Не так редко обычные люди, чувствующие интроверты (по классификации Юнга), слышат голоса и звуки. Например, многие музыканты "галлюцинируют" музыку, и немало людей слышат внутренние голоса и видят видения. Предпосылками для создания воображаемого любовника является способность к живому внутреннему опыту, а также отсутствие значимых реальных взаимоотношений в жизни. Это может быть женщина с ограниченным кругом общения -- в силу недостаточно привлекательной внешности и/или неумения общаться и робости.
"Гадес" похищает такую женщину, унося ее во внутренний мир, где она и общается со своим призрачным любовником. Это оказывает на ее жизнь такое же влияние, как оказали бы реальные тайные взаимоотношения: она отрезана от других людей. Как правило, такая женщина занимается какой-нибудь скучной работой, и окружающие ее почти не замечают.
У мужчины, который живет жизнью Гадеса-отшельника, тоже может быть воображаемая Персефона. Возможно, у нее даже есть реальный прототип -- женщина, которой он любуется издалека, может превратиться в автономное "присутствие" в его внутреннем мире. Если черта между воображаемой и реальной женщиной в его сознании размоется, мужчина может совершить в отношении реальной женщины какие-нибудь безумные и неуместные действия.
Гадес как царство и архетип подземного мира
Гадес (Аид) -- это подземное царство, нижний мир, страна, куда отправляются после смерти души, но некоторые боги и смертные могут посетить это место на время -- и вернуться обратно. Таким образом, Гадес представляет собой не только модель личности, но и архетип определенного места.
Гадес (царство) как архетипический образ депрессии
Когда похищенная Персефона оказалась в подземном мире и стала там пленницей, она впала в состояние, которое врач определил бы как депрессию. Она недвижимо сидела на месте, отказывалась от еды и питья и думала лишь о том, что больше никогда не увидит свет дня, не будет собирать цветы, не встретится с матерью. Между тем в ее отсутствие земля обратилась в пустыню, прекратился всякий рост.
Люди, погруженные в депрессию, чувствуют и ведут себя так же, как похищенная Персефона. Они ощущают, что отрезаны от всего, что имело для них значение; в их жизни царит эмоциональная серость. Иногда изменяется даже восприятие цвета, и мир кажется серым буквально. Эта разновидность депрессии, ассоциирующаяся с нисхождением во внутренний мир образов и голосов, подробно описана Джоанной Гринберг (под псевдонимом Хана Грин) в автобиографическом романе "Я и не обещала тебе сад, полный роз", где речь идет об отчуждении от реальности в подростковые годы.
Непродолжительные нисхождения в нижний мир случаются в жизни большинства людей едва ли не ежедневно. В такие моменты мы говорим: "Я словно в какой-то дыре оказался", -- имея в виду, что нами овладело депрессивное настроение.
Мир теней
В юнгианской психологии определение "тени" имеет две составляющие. Тень включает в себя те аспекты нашей личности, которые мы либо не приемлем сами, либо считаем, что "окружающие подумают о нас плохо", если узнают об этих аспектах. Поэтому мы тщательно скрываем эти мысли, действия, мнения и чувства, -- причем не только от других людей, но нередко и от себя. Во фрейдистском учении этой составляющей тени соответствует концепция ид, а в греческой мифологии -- темный Тартар (та часть Гадеса, где томятся поверженные титаны и другие обидчики олимпийских богов).
Однако юнгианская идея о тени включает в себя также "позитивный" теневой материал: позитивный потенциал, находящийся где-то на границе сознания, -- он пока еще не вышел на свет и пребывает как бы в тени. Этот материал соответствует подземным богатствам, которые ассоциируются с Гадесом.
Загробный мир -- царство мертвых
Для греков Гадес был царством мертвых. Сюда спускаются души людей после смерти, чтобы вечно жить в облике призрачных теней или же испить воды из реки забвения (Леты) и снова родиться на земле, не имя никаких воспоминаний о прошлом существовании. Как архетипическое место, Аид представляет собой загробный мир, -- что подразумевает существование души, переживающей смерть.
Медиумы, считающие, что они могут вступать в общение с душами умерших, работники учреждений для безнадежных пациентов и люди, практикующие ритуалы, призванные помочь душе перейти в иной мир, -- все они выполняют функции вестника богов Гермеса, который перемещается между разными уровнями бытия и провожает души в Гадес.
Индивидуальное и коллективное бессознательное
Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание незначительным усилием; другие, болезненные воспоминания, подверглись активному сокрытию или вытеснению. Однако все эти воспоминания "существуют" в царстве бессознательного, несмотря на то что мы не можем к ним обратиться.
Коллективное бессознательное представляет собой мир архетипов, или универсальных моделей человека, которые могут быть констеллированы, инициированы или пробуждены, если им дадут энергию определенные обстоятельства. Эти модели существуют в коллективном бессознательном на протяжении длительного времени, -- они много раз воплощались в жизни людей, ныне давно умерших. В некотором смысле, снова и снова возрождающиеся архетипы представляют собой "тени" из подземного мира.
Гадес как мужчина
Главная проблема мужчины-Гадеса -- адаптация. Сможет ли он, оставшись верным себе, приспособиться к внешнему миру? Его врожденные субъективные предрасположенности не находят поощрения в обществе. Наоборот, его оценивают по личностным стандартам, не имеющим с ним ничего общего. Обычно этому человеку приходится расти в чуждой для него культуре, и, если Гадес хочет найти место в этом мире, ему необходимо выйти далеко за рамки своего архетипа.
Ранние годы
Интровертный ребенок, -- а именно таков Гадес, -- обычно не производит сильного впечатления на окружающих. Невидимость Гадеса проявляется рано, поскольку он не обладает ни сильной волей, ни бурным нравом своих братьев. Иногда он обращает на себя внимание своими "своеобразными" реакциями. На взгляд окружающих, он часто реагирует весьма неожиданно -- особенно на новых людей и ситуации. Дело в том, что этот ребенок реагирует не на внешний образ человека, а на то, каким этот человек видится лично ему.
Например, ребенок знакомится с новой няней или впервые встречается со своей бабушкой. Вместо того чтобы ответить на улыбку седовласой женщины, этот малыш может в тревоге отшатнуться и заплакать, поскольку она пробуждает в нем неприятные чувства или он замечает что-то пугающее в ее лице, -- хотя другие люди видят самые заурядные черты.
Даже если маленький Гадес не делает ничего из ряда вон выходящего, он предпочитает воспринимать и впитывать опыт, а не реагировать на внешние раздражители. Поэтому, пока он совсем маленький, его считают застенчивым, а когда немного вырастет -- серьезным и сдержанным. Такая замкнутость -- особенно в мальчике -- обычно встречает негативную оценку окружающих. Как правило, мальчик-Гадес с самого детства не получает такого одобрения, как общительные экстравертные дети. Его самооценка развивается с трудом, в лучшем случае -- замедленно. Нередко у такого ребенка складывается негативное самоощущение.
Родители
С родителями некоторых типов отношения у мальчика-Гадеса складываются исключительно сложно. Гадес не соответствует общепринятым представлениям о том, каким должен быть мальчик, вследствие чего и он, и его родители чувствуют себя отвергнутыми и непонятыми.
В личности Гадеса есть некоторые аутические черты, проявляющиеся довольно рано. Он может расстроиться в силу каких-то субъективных чувств или впечатлений, -- а окружающие совершенно не понимают, в чем дело. Это вначале сбивает с толку, а затем злит многих матерей.
Взаимоотношения с отцом нередко складываются еще сложнее. Довольно неблагоприятное сочетание -- экстравертивный отец (особенно если для него интроверт значит "плакса"), рубаха-парень, который любит побалагурить с приятелями и сразу же покупает новорожденному детский бейсбольный набор, и его серьезный, замкнутый сын. Отец надеялся, что сынишка пойдет в него, станет его гордостью и младшим другом. Он хотел стать для сына тренером и товарищем по играм. А ребенок-Гадес не дает возможности осуществить эти мечты. Более того, если отец надеялся, что сын станет его гордостью, тогда гнев (гневливость -- оборотная сторона этого дружелюбного характера) может выплескиваться на ребенка, не оправдавшего его ожиданий.
Таким образом, мальчик-Гадес может ощущать, что внешний мир не приветствует его таким, какой он есть, а это заставит его искать убежища во внутреннем мире. В любом случае, мальчик-Гадес не тяготится одиночеством и даже любит оставаться наедине с собой -- или, возможно, в компании воображаемого друга. Начиная с детсадовского возраста, этому мальчику досаждает стремление окружающих втянуть его в общение. Нередко он глубоко разочаровывает мать, которая пытается воплотить свой воспитательский потенциал и хочет, чтобы ребенок зависел от нее и был отзывчивым. При этом ребенок получает сигнал, что быть таким, какой он есть, не вполне нормально.
Ему живется хорошо, если родители уважают его индивидуальность и понимают, что склонность к уединению -- это его сильная черта, а не отклонение. Но даже в таком случае обычно никто не помогает ему разобраться в субъективных переживаниях, и он должен либо сам учиться интерпретировать свой опыт, либо подавлять субъективные реакции.
Например, если ребенок видит ауры вокруг людей, он приходит в замешательство, когда осознает, что остальные ничего подобного не видят, -- и он может так никогда и не связать видимые им цвета с объективной информацией о данном человеке. Или же, если ребенок ощущает некоторое давление в области солнечного сплетения в определенных ситуациях, он может подумать, что просто немного приболел, -- и никогда не поймет, что он на самом деле способен физически ощущать некоторые влияния.
Хотя возможно, что родители просто не в состоянии помочь мальчику-Гадесу разобраться в этих субъективных ощущениях, они в силах помочь сыну адаптироваться к миру, где он живет. Они могут проявить по отношению к нему терпение, поощрять его к развитию собственных склонностей и в какой-то степени направлять -- в общем, применять подход, подобный тому, который используется при воспитании детей, принадлежащих к другой культуре или детей с физическими дефектами. Благодаря любви и поддержке такой ребенок может вырасти уверенным в себе и вполне подготовленным к жизни в мире. Но этого не произойдет, если высмеивать его за субъективные реакции и непонимание некоторых вещей, -- в ответ он просто замкнется в себе. Стандартное образование тоже очень полезно для его психологического развития, поскольку способность к объективному рассудочному анализу может стать хорошим противовесом его субъективному восприятию. И если близкие любят его и позволяют выражать себя свободно, он учится доверять людям. Это не стандартный ребенок, и он требует особого подхода.
Юность и молодость
Гадес-подросток идет не в ногу со временем и попадает впросак, когда пытается жить в одном ритме с ровесниками. Ему не понятно, откуда другим известны новейшие веяния моды, он не умеет "правильно" выбирать одежду и не попадает на "нужные" вечеринки, даже если его туда приглашают. Если ему удалось развить в себе экстравертивные качества, позволяющие "сносно" общаться, и при этом он не боится оставаться собой, то к этому возрасту юноша-Гадес успевает осознать, что не похож на других и предпочитает одиночество обществу большинства людей. Вероятно, у него уже есть один или двое друзей -- а больше ему и не нужно.
Для того чтобы поступить в колледж или найти работу, этому молодому человеку необходимо развить в себе другие архетипы. Учеба способствует пробуждению таких качеств, как способность к рациональному мышлению и объективному восприятию действительности (Аполлон), а также овладению искусством письменной и устной речи (Гермес). Оба бога помогают юноше стать более экстравертивным. Однако, если Гадес слишком преуспевает на этом пути и старается соответствовать ожиданиям окружающих, это для него нехорошо: такой молодой человек может преуспеть в своей профессии, но есть риск, что работа не будет приносить ему радость.
Работа
Для того чтобы связать внешний и внутренний миры, ему важно обнаружить у себя основанный на внутреннем опыте интерес к какому-либо делу. Такой интерес позволяет Гадесу найти себя во внешнем мире и заработать на жизнь занятием, которое значимо лично для него.
Слабости этого архетипа включают отсутствие честолюбия, неумение общаться и нежелание работать над своим имиджем. Если этот молодой человек не разовьет в себе помимо Гадеса другие архетипы, он может оказаться "на обочине" в старших классах школы и в дальнейшей жизни. Нередко такому человеку после школы удается найти лишь неквалифицированную работу с минимальной оплатой. Как правило, он очень серьезно относится к любому делу, за которое берется. Часто Гадес занимается монотонной нетворческой работой, поскольку его "настоящая" жизнь все равно проходит внутри.
Если в мужчине-Гадесе также хорошо развит Гермес (архетип вестника, который путешествует между мирами, перенося информацию и проводя души в подземный мир), тогда он может выносить богатства своего внутреннего мира в мир внешний. Взаимодействие этих двух архетипов очень благотворно для работы кинорежиссеров, психологов, литераторов, людей, работающих с умирающими, теологов и т. п. В данных областях человек с этими архетипами может обнаружить, что у него есть особые способности, позволяющие делать важное дело, которое ему к тому же нравится.
Взаимоотношения с женщинами
Гадес не мастер знакомиться с женщинами во время светских раутов. Этот мужчина остается невидимкой на подобных мероприятиях, сколько бы тепла и обаяния он ни излучал. Искусство флирта и ритуалы ухаживания чужды его характеру, и он либо осуществляет их крайне неловко, либо вообще обходится без них. Чаще всего мужчина-Гадес либо имеет весьма скудный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его.
Однако, подобно Данте, который, однажды увидев Беатриче, вдохновился на написание "Божественной комедии", Гадес может долго находиться под глубочайшим впечатлением от едва знакомой реальной женщины. Кроме того, Гадес способен на глубочайшее "партнерство душ" с женщиной, -- когда двое щедро делятся друг с другом богатствами внутреннего мира. В таком случае этих людей, как правило, сводит судьба, -- ибо слишком ничтожны шансы, что они станут активно искать друг друга.
Потерпев неудачу в общении, он может вести жизнь отшельника, практически не контактируя с женщинами.
Взаимоотношения с мужчинами
Замкнутому, даже скрытному Гадесу неведом дух мужского товарищества. Он не чувствует себя частью группы и нередко живет жизнью одиночки. Другие мужчины оставляют его в покое. Есть в этом человеке что-то такое, что защищает его как от насмешек, так и от навязчивых попыток вовлечь в свою компанию. Принадлежность к компании мальчишек не имеет для юного Гадеса никакого значения, -- и это лишает их такого инструмента воздействия на него, как бойкот. В его ориентации на внутренний мир есть некая сила. Он "не такой, как все", -- но это не побуждает окружающих видеть в нем жертву. Те немногие друзья, которые могут быть в жизни Гадеса, должны непременно глубоко проникнуть в его мир, -- и нередко им приходится долго и подробно беседовать с ним о его мировосприятии.
Сексуальность
Сексуальность Гадеса имеет исключительно широкий спектр проявления. Ему проще, чем мужчинам других типов, дается монашеское воздержание. Нередко он ведет отшельнический образ жизни, даже не давая обета. Однако, если душевная связь с той или иной женщиной перерастет в половые отношения, это становится для него исключительно сильным опытом -- сродни инициации, -- включающим в себя, наряду с чувственными ощущениями, богатые и многогранные внутренние переживания. В результате он может подключиться к экстатическому потенциалу Диониса.
Однако могут в его жизни возникнуть и отчетливые параллели с половой историей Гадеса -- бога, похитившего и изнасиловавшего Персефону. Есть в мифологии и другой сюжет -- о том, как Гадес воспылал страстью к Мяте, но прежде, чем он успел осуществить свои амурные планы, женщина превратилась в растение. Та же история произошла и с Люцией (она превратилась в тополь). Таким образом, половые отношения сложились у Гадеса только с Персефоной, которую он похитил, а затем женился на ней. Зевс и Посейдон не раз насильно овладевали женщинами, но их за это никто не упрекает, а дурная репутация закрепилась только за Гадесом. В жизни нередко получается так же, как в этих мифах, ибо половое насилие в браке и в период ухаживания, инцест, половые домогательства по отношению к подчиненным женщинам -- дело весьма распространенное среди наделенных властью мужчин. Им это обычно легко сходит с рук, если женщина зависит от них, а также не обладает особым весом в обществе и властью. Но, если то же самое сделает мужчина-Гадес, существует большая вероятность, что его разоблачат и осудят, -- ибо он, как правило, не обладает особым могуществом. При этом он нередко становится жертвой собственного богатого воображения: нафантазировав отношения с реальной женщиной, он затем домогается ее, безосновательно решив, что она хочет половой близости с ним. Его действия вследствие такого заблуждения чаще всего оказываются совершенно неприемлемыми, и сама женщина или кто-то из ее знакомых может сделать их достоянием гласности.
Брак
Если Гадес полюбит женщину и она ответит ему взаимностью, он охотно вступит в брак. Подобно Зевсу и Посейдону, Гадес стремится к семейной жизни, стабильности и порядку. Брак оказывает на его жизнь решающее воздействие. Неженатый Гадес становится одиночкой, аутсайдером, возможно, отшельником. Имея жену и детей, он обретает принадлежность к семье, а через семью -- и к обществу. Жена берет на себя роль посредника между интровертивным мужем, который нередко закрыт ото всех, и окружающими. Нередко она же налаживает его связь с детьми.
Если такой мужчина принадлежит к большой и разветвленной патриархальной семье в рамках закрытой этнической общины, родня может "устроить" ему брак с молодой сексуально неопытной женщиной. Таким образом, эту женщину "похищают" для заключения брака с Гадесом, -- поскольку она недостаточно свободна, чтобы сопротивляться сватовству.
Дети
Хотя у греческого бога Гадеса детей не было (единственный первостепенный бог без потомства), мужчина-Гадес вполне может стать биологическим отцом. Типичный Гадес становится достаточно угрюмым, невеселым отцом патриархального типа. Он требует от детей хорошего поведения и почтительности и не может научить их добиваться успехов в мире.
Мужчина-Гадес, которого любили в детстве, тоже любит своих детей, однако он скуп на внешние проявления чувств. Дети должны сами ощутить исходящие от него эманации (и, как правило, им это удается). Нередко он делится с детьми богатствами своего внутреннего мира и поощряет в них развитие воображения. Пока дети совсем маленькие, он делает это с помощью книг с картинками, а когда подрастут -- рассказывает им о своем мировосприятии. Чаще всего он общается один на один. Если его ребенок тоже интроверт, то он может с удовольствием проводить с отцом время в комфортном молчании. Более экстравертивный ребенок разговаривает и действует, находя в отце-Гадесе восприимчивого слушателя и зрителя.
Средний возраст
В средние годы жизнь мужчин-Гадесов складывается очень по-разному. В гораздо большей степени, чем у представителей остальных архетипов, его жизнь зависит от внешних обстоятельств и -- что важнее -- от развития других архетипических схем.
"Чистый Гадес" -- это одиночка, живущий в своем внутреннем мире. В середине жизни, при отсутствии семьи и умения приспосабливаться к внешнему миру, он может проводить в своих подземных чертогах все время. Он превращается в нелюдима, живущего в номере дешевого отеля; или в постоянного пациента психиатрической лечебницы, полностью погруженного в свой внутренний мир; или в монаха (например, становится членом ордена траппистов, соблюдающих обет молчания).
Если мужчина-Гадес работает и пользуется уважением дома и в обществе, тогда, скорее всего, он является главой стабильной патриархальной семьи. Если этот мужчина пошел по пути развития интеллекта, он может стать ученым в какой-нибудь сфере, предполагающей богатую внутреннюю жизнь. Если же он научился выражать себя в изобразительном искусстве или литературе, то его творчество оказывается глубоко субъективным.
Если значимые и прочные взаимоотношения с близкими людьми и работа способствуют развитию в Гадесе также других архетипов, возможно, кроме внутреннего мира он обретет и царство эмоций, а также царство ума и воли. Однако мужчина, в ком архетип Гадеса не является главным или значительным, не может естественным образом близко познакомиться со своим внутренним миром. И многие мужчины действительно с этим миром совсем не знакомы -- особенно те, кому в первой половине жизни удавалось легко решать задачи в мире внешнем. Поэтому Гадес, которому удалось адаптироваться к внешнему миру, к середине жизни оказывается полнее включенным в три вышеупомянутые сферы, чем большинство мужчин.
Старость
Ситуация, установившаяся в жизни мужчины-Гадеса в средние годы, скорее всего сохранится и в более позднем возрасте. Благодаря знакомству с внутренним миром снов и образов, а также тесной связи с коллективным бессознательным, он нередко не боится приближающейся смерти. Психоаналитик-юнгианец Джейн X. Уилрайт, описывая психологию умирающей женщины в книге "Смерть женщины", отмечает, что во сне наша психика не ведает страха перед смертью. В связи с этим она подчеркивает ценность интенсивной психологической работы со сновидениями перед лицом смерти.
Если процесс умирания длится достаточно долго, человек неизбежно утрачивает связи с внешним миром. Эмоциональные связи с событиями, людьми и вещами ослабевают. Умирающий погружается в свой внутренний мир. Человек уподобляется мужчине-Гадесу (или Гадесу в женщине), который замкнут от природы и чувствует себя более уютно в подземном царстве, чем во внешнем мире. Возможно, подобные процессы происходят в психике людей, находящихся на поздних стадиях болезни Альцгеймера или в коме. Не погружаются ли они во внутренний мир зрительных, слуховых и тактильных ощущений Гадесова царства? Возможно даже, они встречаются с "тенями" людей, умерших до них... во всяком случае, умирающие нередко рассказывают о таком опыте.
Психологические проблемы
Психологические проблемы, преследующие мужчину (или женщину) с чертами Гадеса, обусловлены интровертивным субъективным взглядом на мир.