Эмоциональная отстраненность
Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции – он "выше всего этого". Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, – уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный конфликт, он сразу же отстраняется: "дело не стоит того, чтобы за него драться". Именно так повел себя бог Аполлон во время троянской войны, когда ему бросил вызов Посейдон.
Еще одна характерная проблема – неумение прямо говорить о своих эмоциях. Когда у Аполлона спрашивали о чем-то, что он не понимал ясно, бог отвечал через дельфийского оракула, чьи смутные пророчества требовали отдельного толкования. Его близкие (настолько близкие, насколько он их подпускает) нередко сталкиваются с тем, что он говорит о своих чувствах мало и обычно иносказательно. Окружающим приходится самостоятельно толковать слова мужчины-Аполлона, а если понять его неправильно, то он отдалится от вас еще больше. Это парадоксально: бог ясности и мужчина, умеющий исключительно четко и доходчиво говорить о вещах, не касающихся его лично (как, например, Аполлон-юрист), оказывается предельно скуп на слова, когда речь идет о его чувствах. Все, что он рассказывает о себе, очень неясно и с трудом поддается интерпретации.
На близкий душевный контакт он идет столь же неохотно, как и на конфликт. Взаимопонимание с другим человеком дается мужчине-Аполлону с трудом. Он предпочитает оценивать (или судить) человека или ситуацию с некоторого расстояния, не понимая, что для того, чтобы по-настоящему узнать человека, необходимо "приблизиться" к нему, – а значит, стать уязвимым и проявить сочувствие. Как человек, он должен выйти за пределы архетипа и быть чем-то большим, чем далекий бог, – только тогда он может стать собой.
Отвергнутый любовник
Аполлон – самый физически красивый из богов. Кроме того, он ответственный и надежный: солнце всегда встает, достигает зенита и садится точно вовремя. Он очень ценит добродетели, и на стенах его храма были начертаны заповеди, по которым следует жить человеку. Однако в любви он был неудачлив – его отвергли Кассандра, Сивилла, Дафна и Марпесса. Женщины, отвергшие любовь бога Аполлона, принадлежат к тому же типу, что и женщины, отвергающие Аполлона-мужчину.
Женщина, отвергающая симпатичного, добродетельного, надежного Аполлона, обычно поступает так потому, что ему недостает некоторых важных для нее качеств – глубины, эмоциональной открытости или стихийной сексуальности. Иногда женщина просто чувствует, что этот мужчина слишком привязан к внешней красоте и вряд ли останется с ней, когда она постареет.
В Марпессу были влюблены смертный мужчина Идас и Аполлон. Зевс позволил женщине самой выбрать мужа. Марпесса мудро предпочла Идаса, рассудив, что Аполлон откажется от нее, когда она постареет и поседеет. Метафорически, Марпесса предпочла "человеческие" взаимоотношения, предполагающие рост и перемены, согласующиеся с ходом времени, и отвергла взаимоотношения с неизменным Аполлоном.
Как уже отмечалось выше, Аполлон научил Кассандру искусству прорицания в обмен на обещанные любовные ласки, но женщина не выполнила своего обещания. Сивилла (чьим именем названы пророчицы сивиллы) тоже приняла от Аполлона дар пророчества и отвергла его как любовника. Аполлон придерживался ошибочного мнения, будто любовь можно получить в обмен на что-то.
Мужчину-Аполлона отвергают женщины, требующие от взаимоотношений большей глубины, силы и эмоциональной напряженности, чем он может дать. Та честность, с которой Аполлон следует своим принципам и выполняет взятые на себя обязательства, внушает уважение и восхищение, но не любовь и страсть. Женщины, знающие о приоритетах Аполлона, не выберут его себе в любовники – или же отвергнут позже, когда обнаружат, чего ему недостает.
Нарциссизм
Мужчина-Аполлон предпочитает отстраниться и предаваться абстрактным размышлениям об идеях и о порядке вещей, глядя на мир с расстояния. Он не склонен задумываться о чувствах – которые, как бы то ни было, свойственны ему и требуют развития.
На формирование характера мужчины-Аполлона влияют врожденные черты, культура, где он живет, а также семья. Интеллектуальный и неэмоциональный Аполлон живет в культуре, где от мужчин не ждут чуткости, где не одобряют мужчин, открыто проявляющих свою ранимость, где поощряют стремление к власти. Если его семья тоже не одобряла проявления чувств и разделяла бытующий в культуре идеал мужчины, тогда у него есть все предпосылки для того, чтобы превратиться в Нарцисса, особенно если он умен и хорош собой.
Жестокость и мстительность
Однажды Аполлону нанес оскорбление мастер игры на флейте, сатир Марсий, вызвав бога на состязание в музыкальном мастерстве. И это стало для сатира роковой ошибкой. Аполлон был не только участником этого состязания, но также жюри и судьей. Он объявил себя победителем, поскольку мог играть на лире, перевернутой вверх ногами, а Марсий на перевернутой флейте играть не мог. Согласно договору, победитель мог сделать с побежденным все, что захочет. Аполлон заживо содрал с Марсия кожу – абсурдный и бесчеловечный поступок.
Такая склонность к жестокости, практикуемой на законных основаниях, может быть негативной чертой мужчины-Аполлона, которому пришлось пережить унижения и притеснения с чьей-либо стороны и теперь он отождествляет себя с агрессором. Стоит ему одержать верх над соперником, и он, не ведая пощады, может хладнокровно содрать с него кожу. Или вспомним, как Аполлон наказал Кассандру: вначале он наделил ее способностью видеть будущее, а затем сделал так, что ее предсказаниям никто не верил. Такое наказание свидетельствует об изощренной жестокости Аполлона, – тут особое значение имеет тот факт, что Кассандра видела ряд предстоящих трагедий, которые не могла предотвратить. Таким образом, она страдала дважды: предвидя неотвратимое, а затем переживая все это в реальности.
Яд злобы
Хотя Аполлон олицетворяет ясное солнце и абсолютную уравновешенность, есть у него и менее известный, темный аспект, когда Аполлон является темный, как ночь, и посылает смертоносные стрелы. Гомер называет эти стрелы "крылатыми змеями". Кереньи тоже приравнивает его отравленные стрелы к ядовитым змеям7. Психотерапевту нередко приходится слышать о "ядовитых" словах, призванных причинять боль. Нередко эти стрелы были обращены против тех, кого Аполлон любил и высоко ценил, – если этим людям случалось не оправдать его ожиданий, обидеть или унизить его.
Когда сдержанный рассудительный Аполлон дает волю эмоциям, – которые обычно подавляет, – они оказываются весьма примитивными (то есть неразвитыми) и иррациональными. Он превращается в ядовитую змею, вонзающую в жертву отравленные клыки. Хотя своими враждебными действиями Аполлон может причинить ущерб окружающим, однако главной жертвой становится позитивная сторона его же собственной личности.
Высокомерие
Мужчина-Аполлон, привыкший к тому, что он – всеми любимый и обласканный мальчик, который всегда и во всем добивался успехов, легко может переоценить свои способности, что нередко ведет к плачевным результатам. Его самомнение раздувается сверх меры: он отождествляет себя с богом и забывает, что является всего лишь человеком. Такой мужчина может воплотить в своей жизни миф о сыне Аполлона, Фаэтоне.
Однажды мать сказала Фаэтону, что он – сын Аполлона.* Юноша начал хвастать этим, но ему никто не верил. Чтобы доказать свое происхождение, фаэтон отправился на поиски отца. Аполлон признал свое отцовство и в качестве дополнительного подтверждения дал Фаэтону нерушимое обещание выполнить любую его просьбу. Фаэтон попросил позволить ему в течение одного дня управлять солнечной колесницей.
* В греческой мифологии Фаэтон был сыном более древнего доолимпийского солнечного божества – Гелиоса и нимфы Климены. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять его колесницей, не смог справиться с упряжкой и чуть не погубил Землю в страшном пламени приблизившегося Солнца. (См.: Энциклопедия "Мифы народов мира".) – Прим. ред.
На рассвете Фаэтон надел отцовскую корону солнца и взобрался на колесницу. Могучие кони, почуяв на поводьях незнакомую и неопытную руку, отклонились от обычного пути, которым следует солнце. Фаэтону не хватило ни сил, ни умения, чтобы управлять бегом своенравных коней, и раскаленные солнечные лучи опалили землю. Ущерб был бы еще большим, если бы Зевс не поразил Фаэтона ударом молнии. Аполлон весь следующий день оплакивал сына и не вывел солнце на небо. Лишь сутки спустя светило снова прошло по небосклону своим обычным курсом.
Миф о Фаэтоне заставляет меня вспомнить о людях, которые считают, будто они могут вести "ограниченные" ядерные войны. Подобное самомнение может привести к тому, что земля будет опалена огнем, а гарь, выброшенная в атмосферу, закроет солнце, и на планете наступит темная ночь ядерной зимы. Люди рискуют скатиться к подобному высокомерию именно из-за непрерывной череды своих успехов. Мужчина-Аполлон может прийти к ложному выводу, будто выдающиеся успехи в одной области делают его авторитетом во всех сферах. Кроме того, он может возомнить, будто вправе и в силах делать все, что ему заблагорассудится.
На современном психологическом жаргоне предположение Фаэтона, что он может управлять колесницей Аполлона, называют "самонадеянностью" (egotrip). Оно вредит другим людям и ведет к падению самого человека. Эта склонность также нередко проявляется в более скромных масштабах.
Проблемы для окружающих
У женщины, полюбившей Аполлона, могут возникнуть проблемы, обусловленные тем, что внешняя сторона взаимоотношений для него нередко оказывается намного более важной, чем их глубина или прочность.
Пренебрежение "не женой"
Женщине, общающейся с мужчиной-Аполлоном, полезно знать, что он склонен делить женщин на две категории: тех, кого он считает подходящей женой, и тех, кого не считает (при этом его могут даже привлекать женщины, которые не входят в категорию "подходящих жен"). Он в большей степени, чем любой другой тип, склонен в своих действиях руководствоваться представлениями о том, как должно быть.
Поскольку Аполлон недооценивает эмоциональную и инстинктивную стороны жизни, он нередко не может осознать, насколько ценны для него данные взаимоотношения, даже если они дают ему очень много. В результате он недооценивает женщину. Хотя сердце и может в некоторой мере влиять на окончательный выбор этого мужчины, однако он никогда не следует исключительно велениям сердца, ибо большинство его ценностей формируются умом. Выбирая себе жену, он не столько видит саму женщину, сколько прикидывает, как она будет выглядеть с ним в паре. Брак для него представляет собой прежде всего важный культурный и общественный институт, один из факторов, привносящих порядок в его личную жизнь и жизнь всего общества.
В средние годы у мужчины-Аполлона могут сложиться очень глубокие отношения на стороне (нередко это его первая и единственная внебрачная связь). Возможно, он осознает, что испытывает к этой женщине больше нежности, чем к жене, и его половая жизнь с ней несравненно богаче. Однако скорее всего в конце концов он вернется к своей жене и к привычной домашней жизни.
Женщине, полюбившей мужчину-Аполлона и знающей, что он любит ее, как не любил никогда прежде, сложно понять, как он мог уйти из ее жизни и вернуться в опостылевшую семью к нелюбимой жене после того, как узнал другую жизнь. Но если этот мужчина не перерастет образ Аполлона, он непременно вернется домой. Покинутая любовница будет оплакивать разрыв. А он благодаря качествам Аполлона сможет дистанцироваться от чувства утраты и внешне оставаться спокойным.