Взаимоотношение человека и природы

Само общение с природой, даже просто ее восприятие, дарит нам радость. Почему? Наверное потому, что природа – это непочатый источник красоты, которая не может оставить даже самого черствого человека.

Родная природа в поэзии Пушкина не просто поля, леса, луга. В своих стихотворения поэт умеет разговаривать с каждым деревцем, каждой травинкой, особенно если на дворе осень – самая дорогая его сердцу пора:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное породы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживает описание природы, созданное им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своем творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы.

Справедливость

Проблема справедливости находит своеобразное отражения и в русской литературе: В творчестве Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого и других. В произведении Н. Гоголя «Тарас Бульба» не дрогнула рука старого атамана, когда узнал, что его сын стал изменником. «Я тебя породил, я тебя убью!» - воскликнул он. Наверное, очень трудно было Тарасу решиться на такой отчаянный шаг, но этого требовали законы казачества, это было справедливое решение. Бескорыстный Ермил Гирин, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», строго судит за то, что однажды оступился. Он успокаивается лишь тогда, когда справедливость была восстановлена.

Благодарность

Считаю, что умение отвечать добром на добро является показателем любого общества. В силу этого в некоторых странах проводят День благодарения. А у нас в России? Пусть желание благодарить станет потребностью каждого из нас!

Не лишен благодарного сердца и Пугачев, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». В благодарность за заячьи тулуп, подаренный ему Гриневым, он спасает жизнь не только Петру Гриневу, но и его возлюбленной Маше Мироновой, чьи именем и названа повесть.

Милосердия. Месть. Война

В одной из публицистических статей В. Солоухин показывает, как «среди чудовищной мясорубки и бойни» «расцвел цветок милосердия». Женщина с двумя сыновьями ухаживали за тяжело раненным немцем, которого нашли во дворе своего дома. Эта необыкновенная история напомнила мне не менее гуманную, рассказанную Виталием Закруткиным в повести «Матерь человеческая». Мария, увидев в погребе немецкого солдата, хотела убить его. Ненависть и слепая злоба захлестнули ее тошнотой прихлынули к горлу. В последней мгновении услышав слово «мама», отказывается от мести.

Патриотизм

Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Проблема сложности взаимоотношений людей
3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

В чем заключается смысл жизни человека?
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

Проблема воспитания, учитель.

В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

Значимость труда в жизни человека

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Пакостник

В повести В. Кожевникова «Смерть прокурора» изображается подросток, который так ненавидит своего соседа, что каждый раз на его дом устраивает «сюрпризы»

Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье

Жизненная драма Евгения Онегина, человека незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слез, без жизни, без любви».

Музыка

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Художник

Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

Научный прогресс и нравственные качества человека

Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза ... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус­ пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал об­ладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Человек и власть

История знает много неудачных попыток насильно сде­лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе­ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы­вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться ... И ли­шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под­нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

Историческая память

А. Чехов. «Вишневый сад».

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он – живое воплощение беспамятства.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.

Любовь к родине

Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова».

Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

А.С.Пушкин «К Чаадаеву».

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

«Слово о полку Игореве».

Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения.

Стихотворения Есенина, Блока, Лермонтова.

Наши рекомендации