Искусство и культура первобытного общества.
Хронология: каменный век (палеолит 40-12 тыс. лет до н.э., мезолит 12-8 тыс. лет до н.э., неолит 10-4 тыс. лет до н.э.), век бронзы 3-2 тыс лет до н э , век железа 1 тыс лет до н.э.. Жизнь первобытных людей была неотделима от природы. Люди считали, что все в природе между собой связано. Тотемизм-вера в сверхъестественную связь между людьми и животными. Каждое племя имело животное-покровителя.
Литература | Сочиняли рассказы и мифы, которые составляли священную историю рода. Был культ предков. Появились пиктограммы, древнейший тип письма. | Мифы, пиктограмма | |||
Архитектура | В самом конце неолита стали появляться укрепленные поселениягородища. В век бронзы появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты. К мегалитическим сооружениям относятся менгиры— вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены— несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи— сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж(2 тыс лет до н. э.), в Англии. | Менгиры, дольмены Стоунхендж | |||
Изобразительное искусство | Самыми древними скульптурными изображениями являются «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся скульптура выполнена из камня или кости. Шигирский идолдревнейшая деревянная скульптура на нашей планете, выполненная в эпоху мезолита. Изображения на поверхности идола раскрывают мировоззрения древних людей о небесном и подземном мире. Позднее появилась скульптура из глины- керамика, металлические изделия Темами наскальных изображений, найденных в пещерах, были животные и сцены охоты. Отражают верования первобытного человека в магию образа. Объём, перспектива, цвет и пропорции фигур не выглядят идеальными, но умело передают движение. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация, а затем и вовсе стали использовать геометрические фигуры, изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Материалами служили природные материалы (уголь, камни, глина). Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. Появился орнамент, глиняная посуда украшалась геометрическим узором. | Палеолитические венеры Лепные барельефные фигуры бизонов пещеры Тюк д’ Одубер Больший Шигирский идол Наскальные изображения пещеры Ляско, Альтамира, Фон-де-Гом Уральские писанцы | |||
Вывод: Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, обряды и ритуалы занимали важное место. Для первобытной культуры характерна однородность форм, сходство в деталях и технике изготовления. Обращение древних людей к новому для них виду деятельности искусству одно из важнейших событий в истории человечества. Я считаю, чтопервобытный художник- основоположник всех видов изобразительного искусства: графики и живописи (силуэты и рисунки), скульптуры (фигуры из камня и глины, рельефы), декоративного искусства (резьба по камню и кости). | |||||
Грачи́ прилете́ли» — картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является самым известным произведением Саврасова. Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет церквушкус облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку. Изображая линию горизонта, Саврасов намеренно использовал более светлые оттенки красок, размывая их, чтобы создать ощущение широты и глубины открывающегося глазу зрителя пространства. На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно. Внимание Саврасова к деталям и его умение чувствовать природу проявляются в тончайшем рисунке подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. | |||||
«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Реализм. Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Репин поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой | |||||
Статуя Геракла – др Греция 4 в до нэ, герой, сын зевса | |||||
Статуя Юпитера — древнеримского бога громовержца (верхновного). Мраморная статуя I век нашей эры. Находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург | |||||
Статуя Афины, богини мудрости и войны, Древний Рим, II в. Нашей эры, мраморная, находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург | |||||
Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Находится в Ватикане. Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света. | |||||
Определите, в каком городе были построены данные храмы. Частью какого архитектурного ансамбля они являлись. Как называется здание? В Афинах, ансамбль Акрополя. Здание называется Парфенон. | |||||
Как называются скульптурные изображения девушек на фасаде? Кариатиды | |||||
Вспомнить: 1. – дорический ордер 2. – ионический ордер 3. Коринфский ордер | 1 2 3 | ||||
Виктор Васнецов «Аленушка», хранится в Третьяковской галерее. За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». 1881 г Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.» | |||||
«Богатыри»[1] — картина Виктора Васнецова. 1898г Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. | |||||
«Витязь на распутье» Виктор Васнецов, 1882 | |||||
Сандро Боттичелли «Рождение венеры» 1482 г | |||||
Дионис – бог вина и виноделия, покровитель растительных сил природы, Древний Рим | |||||
Терпсихора, богиня танца, Древний Рим 2век | |||||
Афродита (Венера Таврическая), древняя Греция 2 в до нэ Богиня любви | |||||
Афродита, Древний Рим , 3 в | |||||
«Сотворение Адама» Микеланджело 1510г, секстинская капелла | |||||
Рафаэль «Секстинская Мадонна» 1512 г | |||||
«Зевс и Фетида» автор Жан Огюст Энгр | |||||
Леонардо да Винчи, Мона Лиза, 1505 г, хранится в Лувре, Париж | |||||
К. Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-е годы Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга | |||||
«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 Василий Перов | |||||
Михаил Врубель «Царевна-лебедь» 1900 г посвященная персонажу оперы «Сказка о царе Салтане». Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. Лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную | |||||
«Девятый вал»[1] — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее. Год- 1850 Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. | |||||
«Утро в сосновом лесу»[1][2] — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей[1], но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью[3] благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата | |||||
Анализ картины 1. Автор, 2. Название произведения, 3. Время 4. История замысла и его воплощение. 5..Стиль, направление. 6.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика). 7.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. 8.Характерность использования данного материала для художника. 9.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись,иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр...). Характерность жанра для работ художника. 10.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть). 11.Живописные характеристики произведения: колорит; цвет; свет; объем или плоскостность изображения; линия. 12.Детали. 13.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения | |||||
Стили в живописи: 1. Барокко 2. Импрессионизм 3. Реализм 4. Рококо 5.Классизим 5. Символизм 6. Готика 7. Романтизм | |||||