Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Стилистика и культура речи русского языка
Направление подготовки
45.03.01 Филология
Направленность (профиль)
Отечественная филология
Присваиваемая квалификация (степень)
бакалавр
Форма обучения
заочная
Костанай, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена:Свиркович О.В., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________
в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г. № 947
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии
Протокол № 01 от «13» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ К.С. Шалгимбекова
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Протокол № 01 от «22» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программысоответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины: «Стилистика и культура речи русского языка» рассматривает специфику и виды речевой деятельности, основные механизмы речи, обеспечение процесса создания и восприятия текстового сообщения языковыми, речевыми, этическими и коммуникативными нормами
1.1.1 Назначение дисциплины:знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.
1.1.2 Цели дисциплины: изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).
1.1.3 Задачи дисциплины:
- изложение теоретических основ функциональной стилистики,
- ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи,
- развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП. «Стилистика и культура речи русского языка» относится к Блоку 1 учебного плана направления подготовки 45.03.01 Филология направленности Отечественная филология, Б1.Б.18.
1.2.1 Пререквизиты: базовые знания, умения и навыки, сформированные при изучении русского языка в рамках дисциплин «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Современный русский язык».
1.2.2 Постреквизиты: дисциплины, в которых используются знания по «Стилистике и культуре речи русского языка»: «Современный русский язык», «История русского языка», «Язык рекламы как фактор ее эффективности», «Изобразительно-выразительные средства русского языка», «Документная лингвистика», «Практикум по риторике», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы», «Язык средств массовой информации».
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-5 | Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке Уметь: взаимодействовать в различных сферах коммникации Владеть: навыками межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-1 | Способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области. | Знать: историю, современное состояние и перспективы развития филологии в целом и стилистики как науки Уметь: демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и стилистики как науки Владеть: навыками создания различных типов текстов |
ОПК-5 | Свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке | Знать: русский язык в его литературной форме Уметь: создавать, редактировать и анализировать различные тексты Владеть: русским языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке |
ПК-7 | Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися | Знать: основные понятия, принципы речевой организации стилей, закономерности функционирования языковых средств в речи Уметь: оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения Владеть: навыками популяризации филологических знаний и воспитательной работы с обучающимися |
1.4 Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (тренинговые технологии: составление текстов различных стилей, решение учебно-познавательных задач; диалоговые технологии: работа в малых группах, дискуссия; кейс-технологии)
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Практикумы | |
Лабораторные работы | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий) | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Контроль | |
Вид промежуточной аттестации | Экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
ЛЗ | ПЗ | ЛР | СРС | ||
| Введение. Функциональные стили речи. | ||||
| Норма как центральное понятие культуры речи | ||||
| Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка | ||||
| Лексические и фразеологические нормы | ||||
| Морфологические нормы русского языка | ||||
| Синтаксические нормы русского языка | ||||
| Изобразительно-выразительные средства. | ||||
| Основы ораторского искусства | ||||
Всего |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
1. | Введение. Функциональные стили речи. | 1. Понятие о функциональных стилях. 2. Стилевые черты и языковые средства научного стиля. 3. Особенности официально-делового стиля речи. 4. Жанровое многообразие и особенности публицистического стиля. 5. Особенности разговорного стиля речи на разных уровнях языковой системы. 6. Вопрос о стиле художественной литературы. | 2,5 | интерактивная лекция (метод эвристической беседы) | |
2. | Норма как центральное понятие культуры речи | 1. Предмет изучения и задачи культуры речи. 2. Основные аспекты изучения культуры речи. 3. Литературный язык как основа культуры речи. 4. Норма как центральное понятие культуры речи. | 2,5 | интерактивная лекция (метод эвристической беседы) | |
Итого |
Темы практических занятий
№ п/п | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Функциональные стили речи. | 1) Понятие о функциональных стилях. 2) Классификация стилей языка. 3) Стилевые черты и языковые средства функциональных стилей. | Мозговой штурм, решение лингвистических задач | |||
Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка | 1. Предмет изучения орфоэпии и акцентологии. 2. Произношение существительных. 3. Произношение прилагательных. 4. Произношение глаголов. | Мозговой штурм, решение лингвистических задач | |||
Лексические и фразеологические нормы | 1. Лексика. 2. Особенности слова в русском языке. 3. Типы лексических ошибок | Решение лингвистических задач | |||
Морфологические нормы русского языка | 1. Морфологическая норма. 2. Ошибки, связанные с использованием именных частей речи. 3. Ошибки, связанные с использованием глагола. | Мозговой штурм, | |||
Синтаксические нормы русского языка | 1. Нарушение норм координации главных членов предложения. 2. Ошибки в выборе форм управления. 3. Ошибки в согласовании определений и приложений. 4. Ошибки при использовании однородных членов предложения. | Решение лингвистических задач | |||
Итого |
Темы лабораторных работ
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины