Тема 3. Античная культура.
Т.Б.Черемицина
Методические указания для студентов заочной формы обучения
по дисциплине:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Снежинск
УКД
Черемицина Т.Б.Методические указания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ. – Снежинск: СФТИ, 2016. – 26 с.
Целью данного пособия является помощь в выполнении и оформлении домашнего задания по культурологии, а также знакомство студентов с кратким содержанием лекционного курса по дисциплине.
Методические указания содержат теоретические положения по разработке задания, порядок выполнения и требования к оформлению работы, темы домашних заданий и списки рекомендуемых учебных пособий и учебников.
Пособие также содержит краткое изложение лекционного курса и вариант итогового тестового задания.
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по всем специальностям технических вузов.
Приложения: 1
Утверждено на заседании кафедры Философии и лингвистики
Одобрено методическим советом СФТИ
Рецензент: д.ф.н., проф. Дронишинец Н.П.
© Черемицина Т.Б. СФТИ НИЯУ МИФИ, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ:1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА С. 4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ С. 7.3. ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С. 12.5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ С. 16.6. ВАРИАНТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С. 17.7. ПРИЛОЖЕНИЕ С. 24. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.Тема 1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры.
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и теоретическое понимание культуры.
Структура культуры и ее ключевые элементы, образующие материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений.
Деятельность как субстанция культуры. Диалектика материального и духовного в человеческой деятельности. Проблема границ культуры: культура и природа, культура и общество, культура и личность.
Преемственность как закономерность социокультурных трансформаций.
Единство культурологического, философского, психологического и социологического подходов к изучению человеческой деятельности и жизни общества. Культурология: единство теории и истории культуры.
Понятие культурно-исторического типа. Культура и цивилизация. Типы развития культуры.
Тема 2. Культуры древневосточных цивилизаций.
Культура Древнего Египта. Теократическая империя.Мироощущение древних египтян: религия, магия и мифология. Зарождение научных знаний. Центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Социокультурный смысл реформ Эхнатона.
Культура Месопотамии. Города-государства. Послушание как добродетель. Правовые кодексы. Шумерский миф и библейские сказания. Наука и искусство Двуречья. Культура Древнего Ирана. Проблема индоиранской родины. Универсальная империя: администрирование, коммуникации и терпимость. Дуализм иранского миропорядка. Зороастризм как один из источников христианских доктрин (апокалипсис, «страшный суд», идея опасения, противостояние Добра и Зла).
Культура Индии. Культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство, каста, семья. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм. Истоки и специфика искусства Индии.
Культура Китая. Конфуцианство, даосизм, буддизм — духовные основы китайской культуры. Легизм. Ритуал и этика. Триединство каллиграфии, поэзии и живописи. Наука в Древнем Китае.
Тема 3. Античная культура.
Социально-экономические основы античной культуры. Разложение мифа и возникновение форм античной культуры: эпоса, науки, философии, религии. Интуитивно-художественный характер античной классики. Синкретизм логического, эстетического и этического моментов в античной картине мира. Зарождение рационального мышления. Эллинизм как этап в развитии античной культуры. Тенденции субъективизма и психологизма в культуре эллинизма. Открытие внутреннего мира человека в эпоху эллинизма. Культура как «душевно-духовная терапия». Римская культура как этап эллинистической культуры. Зарождение и распространение христианской культуры. Источники христианства: мифология, стоицизм, неоплатонизм.