Тема 3. Античная культура.

Т.Б.Черемицина

Методические указания для студентов заочной формы обучения

по дисциплине:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Снежинск

УКД

Черемицина Т.Б.Методические указания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ. – Снежинск: СФТИ, 2016. – 26 с.

Целью данного пособия является помощь в выполнении и оформлении домашнего задания по культурологии, а также знакомство студентов с кратким содержанием лекционного курса по дисциплине.

Методические указания содержат теоретические положения по разработке задания, порядок выполнения и требования к оформлению работы, темы домашних заданий и списки рекомендуемых учебных пособий и учебников.

Пособие также содержит краткое изложение лекционного курса и вариант итогового тестового задания.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по всем специальностям технических вузов.

Приложения: 1

Утверждено на заседании кафедры Философии и лингвистики

Одобрено методическим советом СФТИ

Рецензент: д.ф.н., проф. Дронишинец Н.П.

© Черемицина Т.Б. СФТИ НИЯУ МИФИ, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ:1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА С. 4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ С. 7.3. ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С. 12.5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ С. 16.6. ВАРИАНТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С. 17.7. ПРИЛОЖЕНИЕ С. 24. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.

Тема 1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры.

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и теоретическое понимание культуры.

Структура культуры и ее ключевые элементы, образующие материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений.

Деятельность как субстанция культуры. Диалектика материального и духовного в человеческой деятельности. Проблема границ культуры: культура и природа, культура и общество, культура и личность.

Преемственность как закономерность социокультурных трансформаций.

Единство культурологического, философского, психологического и социологического подходов к изучению человеческой деятельности и жизни общества. Культурология: единство теории и истории культуры.

Понятие культурно-исторического типа. Культура и цивилизация. Типы развития культуры.

Тема 2. Культуры древневосточных цивилизаций.

Культура Древнего Египта. Теократическая империя.Мироощущение древних египтян: религия, магия и мифология. Зарождение научных знаний. Центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Социокультурный смысл реформ Эхнатона.

Культура Месопотамии. Города-государства. Послушание как добродетель. Правовые кодексы. Шумерский миф и библейские сказания. Наука и искусство Двуречья. Культура Древнего Ирана. Проблема индоиранской родины. Универсальная империя: администрирование, коммуникации и терпимость. Дуализм иранского миропорядка. Зороастризм как один из источников христианских доктрин (апокалипсис, «страшный суд», идея опасения, проти­востояние Добра и Зла).

Культура Индии. Культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство, каста, семья. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм. Истоки и специфика искусства Индии.

Культура Китая. Конфуцианство, даосизм, буддизм — духовные основы китайской культуры. Легизм. Ритуал и этика. Триединство каллиграфии, поэзии и живописи. Наука в Древнем Китае.

Тема 3. Античная культура.

Социально-экономические основы античной культуры. Разложение мифа и возникновение форм античной культуры: эпоса, науки, философии, религии. Интуитивно-художественный характер античной классики. Синкретизм логического, эстетического и этического моментов в античной картине мира. Зарождение рационального мышления. Эллинизм как этап в развитии античной культуры. Тенденции субъективизма и психологизма в культуре эллинизма. Открытие внутреннего мира человека в эпоху эллинизма. Культура как «душевно-духовная терапия». Римская культура как этап эллинистической культуры. Зарождение и распространение христианской культуры. Источники христианства: мифология, стоицизм, неоплатонизм.

Наши рекомендации