Культура Вавилона: продолжение традиций
В первой половине 2 тыс. до н. э. произошло новое объединение всех государств Месопотамии вокруг Вавилона. Начиная с этого времени в течение почти 2 тыс. лет Вавилон оставался экономическим и культурным центром всего Древнего мира.
Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата бога». Величественный Вавилон располагался на берегах реки Евфрат. Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. При Хаммурапи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом.
Хаммурапи являлся мудрым правителем и дипломатом. Он заботился о законах, порядке и процветании своего государства. Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему, образцом для которой послужил, несомненно, свод законов шумерского царя Шульги. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права. Текст законов носил «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Цель этого правового кодекса состояла в том, «дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...». Свод законов Хаммурапи состоял из 282 законов, в которых много внимания уделялось наказаниям за различные проступки и преступления.
Для законов царя характерно широкое применение смертной казни за самые различные виды преступления — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение – за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В отдельных случаях устанавливались наказания по принципу талиона «око за око, зуб за зуб, человек за человека» (очевидно, что принцип талиона являлся отправной точкой библейских заповедей) либо денежная компенсация. Сюда же были включены требования: «не лги», «не лжесвидетельствуй», «не кради», которые мы также встречаем в Библии. Как видим, основы библейских заповедей формировались за многие сотни лет до создания самой Библии.
Кодекс Хаммурапи представлял собой плод огромной работы по сбору и систематизации правовых норм, впоследствии он был выбит клинописью на каменном столбе — стеле.
Стела — каменный столб или плита с высеченными на ней текстами или изображениями.
При этом в Вавилонии было развито долговое рабство и ростовщичество. Силой закона Хаммурапи пытался сдерживать эти процессы, но законы, как и в более поздние времена, выполнялись не всегда. Имущественная зависимость приводила к тому продавали своих детей. Этот «товар» был прибыльным, хотя в моральном отношении подобная торговля уже и в те времена была, конечно,весьма сомнительной. Существовала поговорка (дошедшая до наших дней): «Сильный человек живет своими руками, а слабый – ценой своих детей». То есть такая «торговля» обществом не одобрялось, но это не мешало ей процветать.
Вавилоняне чтили старых месопотамских богов, но верховным богом пантеона был Мардук. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители «Злой семерки», им противопоставлялись «7 мудрецов» — полезных и добрых демонов. Этот культ лег в основу современной семидневной недели. Ежегодно в Вавилоне происходил 11-дневный новогодний праздник в день весеннего равноденствия (когда боги на год определяли судьбы города и горожан) с бесчисленными молебнами и процессиями. Из уст в уста передавались мифы о том, как Mapдук создал мир и его сын Набу явился людям.
Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога Солнца Шамаша были даже жрицы-затворницы, прототипы христианских монахинь. Для культуры с мощным жречеством характерен высокий уровень развития науки. Культ небесных светил был исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские названия созвездий Единорог, Близнецы, Скорпион сохранились до наших дней. В целом вавилоняне значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Математика, как и у шумеров, основывалась на шестидесятеричном счете. Отсюда произошли наши 60 минут в часе и 360° в окружности. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры (они могли решать уравнения с тремя неизвестными).
Следует отметить, что интересы жителей Месопотамии в большей мере были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонские жрецы не обещали благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещали их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура древнего Египта того же периода.
Важнейшими центрами культурной и хозяйственной жизни в Месопотамии были храмы. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Их классической формой была высокая ступенчатая башня — зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов могло быть от четырех до семи. Зиккураты были выкрашены с цветовыми переходами: от более темного внизу — к более светлому вверху; террасы, как правило, озеленены. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии.
В целом архитектурное искусство Вавилона дошло до нас в меньшей мере, чем Египта. Это вполне объяснимо: территория Месопотамии была бедна камнем, и основным строительным материалом являлся кирпич, высушенный на солнце. Непрочный строительный материал диктовал тяжеловесные прямоугольные формы архитектуры с массивными стенами. Кроме этого встречались такие элементы архитектуры, как купола, арки, сводчатые потолки. Искусствоведы высказывают точку зрения, что эти формы впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.
Следует отметить и тот факт, что древние цивилизации дали миру не только архитектурные формы, законы и нравственные правила, но как видим, они во многом явились источником библейской мифологии. В частности, миф о всемирном потопе впервые упоминается в поэме о Гильгамеше — герое месопотамского эпоса. Этот эпос на несколько столетий старше эпоса Гомера. Поэма дошла до нас на вавилонском языке, но была шумерского происхождения. Поэма была переведена вавилонянами и ассирийцами — наследниками шумеров.
В поэме рассказывается, что жителю города Шурупака (который располагался на берегу Евфрата) Утнапиштиму во сне явился бог Эа с предупреждением о потопе. Бог велел ему соорудить ковчег, погрузить туда близких, имущество, животных. Затем шесть дней шел ливень, уничтоживший все живое. А на седьмой день ливень прекратился, и все спасенные высадились на землю. В основе повествования могли лежать реальные события. В бассейне рек Тигра и Евфрата случались наводнения общей площадью от 150 до 650 км2. Для мирных жителей это вполне могло создать иллюзию всемирного потопа. Легенде о всемирном потопе свыше 5 тыс. лет.