Трудные случаи согласования определений
Учебный год
Тема:Синтаксическиенормы и типичные ошибки, связанные с нарушением этих норм.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие синтаксиса и синтаксических норм.
- Типичные случаи нарушения синтаксических норм.
Информация для справки.
Управление в современном русском языке
Ошибки могут возникнуть при неправильном управлении, когда в словосочетании зависимое слово ставится не в том падеже, которого требует главное слово. Назовем несколько трудных случаев.
1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с Д.п. (вопросы: кому? чему?): благодаря (чему?) реформам, согласно (чему?) приказу.
2. Предлоги ввиду, вследствие требуют Р.п. (вопросы: кого? чего?): ввиду (чего?) недостатка денег.
3. Предлог по (в значении «после») употребляется с существительными и местоимениями (мы, вы) в П.п. (вопросы: о ком? о чем?) (по прибытии поезда, соскучились по нас/вас).
4. Одна из распространенных ошибок – употребление словосочетания с предлогом вместо словосочетания без предлога. Например: мы увидели об этом по телевизору (нужно: мы увидели это по телевизору); он разъяснил о допущенных ошибках (нужно: он разъяснил ошибки). Для того чтобы избежать нарушений нормы, необходимо найти в словосочетании главное по смыслу слово и задать от него вопрос к зависимому слову.
Употребление предложений с однородными членами
Однородные члены предложения– это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления.
1. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия (например: изучать музыку и болезни).
2. При двух или нескольких однородных членах ставится общее зависимое слово только при условии, если эти однородные члены требуют одинакового падежа и предлога (например: читать (что?) и конспектировать (что?) книгу). Неправильными являются предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного падежа (например, любить и увлекаться спортом – любить (что?), увлекаться (чем?)). Обычно ошибки можно исправить, добавляя ко второму однородному члену местоимение, заменяющее зависимое слово при первом однородном члене (например, любить спорт и увлекаться им).
Употребление предложений с деепричастными и причастными оборотами
1. В предложениях с причастным оборотом необходимо соблюдать следующий порядок слов: главное слово → причастный оборот или причастный оборот → главное слово. Нельзя вставлять главное слово внутрь причастного оборота! Например: лежащая книга на столе; правильно: книга, лежащая на столе / лежащая на столе книга.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Например: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. В этом предложении дождь (что сделал?) застиг, возвращаясь домой → дождь застиг, но он домой не возвращался. Правильно: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении. Например: Подходя к лесу, мне стало холодно. В этом предложении сказуемое стало холодно, подлежащего нет, и его нельзя вставить в предложение (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – стало холодно). Правильно: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
4. Исключения составляют предложения, в которых есть глагол, отвечающий на вопросы: что делать? что сделать? (например: Отвечая на этот вопрос, необходимо (что сделать?) заметить…)
Трудные случаи согласования определений
если вы создаете фразу, | чтобы не ошибиться, надо запомнить: |
1) в которой между словами два, три, четыре и существительным есть определение, то может возникнуть вопрос, как оно будет оканчиваться: два новых дома или два новые дома? | *при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между словами два, три, четыре и существительным, ставится в р.п. (кого?чего?) множественного числа: два новых дома (дом – муж. рода). * при словах женского рода определение ставится в и.п. (кто?что?) множественного числа: две большие комнаты (комната – ж.р.). |
2) в которой определение стоит перед словами два, три, четыре то может возникнуть вопрос, как оно будет оканчиваться: новых два дома или новые два дома? | определение ставится в форме и.п. (кто?что?) независимо от рода существительного: новые два дома, большие две комнаты. |
3) в которой два или несколько определенийстоитперед существительным, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать существительное: агитационная и организационная работа или агитационная и организационная работы? | *существительное пишется в единственном числе, если видна связь между характеризуемыми предметами, видна их терминологическая близость: агитационная и организационная работа(ед.ч.); * существительное пишется во множественном числе, если обнаруживается наличие нескольких предметов: курская и орловская области (мн.ч.); *существительное пишется в единственном числе,если функцию определения в предложении выполняют числительные: между пятым и шестым этажом (ед.ч.); * существительное пишется в единственном числе,если между определениями есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли, а, но, зато, же, все же, однако. курская или орловская область (ед.ч.). |
4) в которой после существительного стоит несколько определений, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать существительное? | *существительное ставится во множественном числе: языки (мн.ч.) английский и французский; * существительное пишется в единственном числе,если между определениями есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли, а, но, зато, же, все же, однако. язык (ед.ч.) английский или французский. |
5) в которой при одном определении стоит несколько связанных по смыслу существительных, то может возникнуть вопрос, в каком числе писать определение: написать свой адрес, имя и фамилию или написать свои адрес, имя и фамилию? | * определение пишется в единственном числе, когда по смыслу сочетания ясно, что оно относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: написать свой (ед.ч.) адрес, имя и фамилию. * определение пишется во множественном числе, когда может возникнуть неясность относительно того, связано ли оно только с ближайшими существительными или со всем рядом: способные (мн.ч.) ученик и ученица (если вы напишите способный ученик и ученица, то получится, что ученик способный, а ученица нет). * определение пишется в единственном числе, если есть союзы: либо, или, то – то, не то – не то, то ли – то ли. способный (ед.ч.) ученик или ученица |
Задание 1.