Черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому сильнее и точнее». В. В. Кандинский

Приложение Е. Анализ цветовой гармонии

Живописного произведения

С появлением импрессионизма именно цвет часто становится центром композиции картины. Главная сложность создания гармонии цвета и колорита заключается в том, что, в отличие от музыки, где теория композиции и гармония считаются обязательными курсами в муз. училищах и консерваториях, в живописи все это не имеет под собой научного обоснования, и происходит у разных художников по-разному.
Между тем, многие выдающиеся колористы (Микеланджело, Поленов, Делакруа, К.Коро, Коровин, Кандинский, Серов и др.) имели музыкально образование, изучали курс теории и гармонии музыки, некоторые из них и вовсе были композиторами. Поэтому принципы развития музыкального произведения применялись ими в полном объеме, тем более, что сюжеты, эмоциональный накал чувств, передаваемый в образах музыкальных и живописных произведений, одинаковы.
Построение любого сложного и простого музыкального (или живописного) произведения имеет в основе схему: Т – S – D– T (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника), - это основные опорные аккорды-созвучия (или основные цветовые пятна) тональности произведения. Чем сложнее произведение, тем больше появляется дополнительных украшений вокруг каждого опорного элемента. Такую схему имеет и простой этюд, и сложнейшая симфония.
Тоника – термин музыкальный и обозначает самый устойчивый звук, фундамент.
Доминанта – термин, используемый в разных областях, но музыкальная теория дает нам наиболее подходящее его толкование. В европейской музыке доминанте всегда выделялась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности. Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.
Субдоминантадословно: «до доминанты», т.е. готовящая кульминацию, вершину.
Графически схему Т – S – D – Tможно представить в виде треугольника:

Рисунок 40 – общая схема развития любого произведения искусства

где тоника – устойчивый фундамент, субдоминанта – боковые грани, понимающиеся вверх к доминанте, доминанта – кульминация, которая «салютует» и тихо гаснет, возвращаясь вниз к тонике, растворяясь в ней. Это общая схема развития любого произведения искусства. В живописи она выражается посредством цвета и рисунка.

Разработка цветовой гармонии живописного произведения проводится по определенному плану:

– использование и значение черного цвета в картине;

– использование и значение белого цвета в картине;

– цветовая тоника живописного произведения;

– цветовая субдоминанта живописного произведения;

– цветовая доминанта живописного произведения;

– разрешение цветовой напряженности;

– гармонические пары в картине.

Использование и значение черного цвета в картине

черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому сильнее и точнее». В. В. Кандинский

Рассмотрим для наглядности несколько примеров использования черного цвета. В картине «Портрет Т. С. Любатович» К. А. Коровина черный цвет играет важную композиционную роль. Акценты черного на платье портретиру­емой, вертикаль оконной рамы и коричнево-черная полоса драпировки справа, проходящая почти через весь холст, темная обивка кресла и темный пол придают композиции портрета прочную устойчивость.

Рисунок 41 – Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880.

[17]

Эдуард Mане постоянно употреблял черный цвет, чтобы подчеркнуть игру других тонов.

«Белые, серые, черные предметы под цветным освещением приоб­ретают окрашенность освещения. Кроме того, нейтральные светло-серые цвета повышают цветность соседних пятен. Черные "зажигают" синие и фиолетовые, заставляя их светиться всеми вариантами красок сине-фиолетовой ча­сти спектра. Ярким примером может служить картина "Сирень" М. А. Вру­беля» (Н. Н. Волков, 1984).

Рисунок 42–Картина Тициана «Кающаяся Магдалина»:

С 1850 года картина Тициана "Кающаяся Магдалина" находится в коллекции Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Известны также две копии этой картины, выполненные Тицианом, они находятся в частных коллекциях.

В нижней части изображе­ны серые полосы ткани охристого тона, в верхней части – серые поло­сы ткани уже голубоватого тона. Мы видим «характерную роль серых цветов» в рассматриваемой картине. Серые цвета, казалось бы, лишен­ные декоративных качеств, и близкие к ним служат здесь очевидным источником обогащения колорита, их функция двойная.

Во-первых, се­рые цвета усиливают, оттеняют цветность красных полос на ткани, не давая им вместе с тем выпадать из колорита картины.

Во-вторых, они (серые цвета) «сами окрашиваются по контрасту а зависимости от со­седства» то желтоватым, если соседнее пятно синее, то зеленоватым тоном, если сосед – красное пятно.

Зная такие качества серых тонов, необходимо употреблять их при ра­боте над картиной для обогащения ее колорита.

К вышесказанному о значении и месте употребления серых и черных тонов можно добавить следующее: самое яркое, самое темное, насы­щенное черное пятно мы будем видеть только на первом плане картины, т. к. по мере удаления на второй и третий планы предметы и черные пятна, погружаясь в атмосферу, теряют свою яркость и приобретают голубоватый оттенок воздушной среды.

Использование и значение черного цвета можно уви­деть в следующих произведениях живописи.

1.Коровин К. Л. Рыбачья бухта. Севастополь.

2.Поленов В. Д. Ольшанка.

5 Курбе Г. Лодка на берегу.

Моне К. Впечатление. Восход солнца.

Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.

Писарро К. Женщина с ребенком у колодца.

Ренуар П. Завтрак гребцов.

Редон О. Будда

Использование и значение белого цвета в картине

«...Цвет белый, как известно, легче всего принимает освещение, цвет тени, рефлек­сы, влияние воздушной среды. Поэтому в современной реалистической живопи­си белый цвет всегда прикрыт цветовым

оттенком и, как следствие, теряет в светлоте. Сила освещенного белого достигается теперь не белилами, а отношениями.

Поэтому так трудно писать белые предметы». Н.Н. Волков

В. В. Кандинский, пытаясь словами передать особенности исполь­зования белого цвета в картине, писал: «...белый цвет, часто считаю­щийся не цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят белого в природе), представляется как бы символом Вселенной, из которой все краски как материальные свойства и субстанции ис­чезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. Поэтому белый цвет дей­ствует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсо­лютно. Белое – это Ничто, которое юно или, еще точнее, это Ничто до-начальное, до рождения сущее, так, может быть, звучала Земля в былые времена ледникового периода. …Не напрасно чистая радость и незапятнанная чис­тота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь – в черные – символ смерти. Равновесие этих двух красок, возникающее путем механического смешивания, образует серый цвет. Естественно, возникая таким образом, краска не может дать никакого внешнего зву­чания и никакого движения.

Серый цвет беззвучен и неподвижен, но эта неподвижность имеет иной характер... Серый цвет – безнадежная неподвижность. Чем темнее серый цвет, тем больше перевес удушаю­щей безнадежности»

Так же как и все другие цвета, белый цвет на первом плане будет особенно ярким и чистым, а по мере удаления приобретает рефлекс среды и теряет свою яркость.

Особенности использования и значение белого цвета можно уви­деть в следующих произведениях живописи.

1. Репин И. Е. Осенний букет.

2. Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.

3. Мане Э, Завтрак на траве.

4. Ренуар П. Завтрак гребцов.

5. Моне К. Пляж в Трувилле.

6. Суриков В. И. Боярыня Морозова.

Рисунок 43–В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884-1887.

Холст, масло, 304×587,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Цветовая тоника в картине

Наши рекомендации