Рекомендуемые формы проведения семинарских занятий.
Практические занятия курса «Культурология» проводятся в форме семинаров. Содержание семинарского цикла по курсу «Культурология» представлено разнообразными темами, органично дополняющими и углубляющими лекционную часть курса.
Рекомендуемые формы проведения семинаров:
А) Работа в малых группах.
Данный вид семинарского занятия состоит в максимальном вовлечении студентов в процесс обучения и создания условий, при которых обучающиеся могли бы применить свой собственный опыт и доступные им средства для того, чтобы ответить на поставленные вопросы и решить требуемые задачи. Малые группы формируются по 4-6 человек в каждой. Студенты получают задание и по предварительно сформированной теме и формулируют ответы при совместном участии.
Подобную методологию рекомендуется использовать при проведении следующих семинарских занятий:
- «Ментальность и картина мира как категории культуры» (ПР-2).
- «Основные компоненты ценностно-нормативного портрета культуры» (ПР-5).
Б) Проблемный семинар
Проведение семинаров с использованием проблемной ситуации ставит целью увеличить способы активного постижения учебного материала, что позволяет в итоге повысить мотивацию обучения студентов.
Проблемное обучение рекомендуется при проведении следующих семинаров:
- «Смысловая оппозиция понятий «культура» и природа» (проблема оппозиции культуры и природы);
- «Религиозные различия культур и проблемы межкультурного взаимодействия» (проблема диалога культур и способов толерантного межкультурного взаимодействия);
- «Культура и господство в обществе: политическое измерение культуры» (проблема адекватной интерпретации понятия «политическая культура»);
- «Гендерные основания культуры: проблема «первого» и «второго» пола» (проблема культурного конструирования отношений между полами).
В) Презентация и обсуждение индивидуального задания
При проведении ряда семинаров рекомендуется использовать итоги самостоятельного изучения студентами той или иной темы. По завершении самостоятельного освоения темы студенты могут подготовить презентации, которые затем выносятся на обсуждение со всей студенческой группой. В процессе обсуждения выявляются наиболее сильные и слабые стороны подготовленных презентаций, общим мнением выбираются самые результативные из выполненных индивидуальных заданий.
Темы для индивидуальных заданий: «Теоретические модели культурной динамики (презентация одной из концепций)», «Традиционные и современные интерпретации концепта «массовая культура».
Приоритетные принципы организации учебного материала курса «Культурология»:
- принцип актуализации, который ориентирует на отбор наиболее актуального учебного материала по культурлогической проблематике и связанных с ней научных теорий, концепций, взглядов, культурных форм, являющегося значимым для понимания студентами сущности и разнообразия культуры.
- принцип входного контроля (предусматривает подготовку и возможную корректировку учебного процесса, методов обучения согласно реальному уровню подготовленности студентов, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний в области культурологи);
- принцип соответствия содержания и методов целям обучения (выбор таких видов учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи);
- принцип реализации личностно-ориентированного подхода, позволяющий почувствовать личную сопричастность студента с изучаемой темой, выявить в данном материале содержание лично значимое.
2. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины «Культурология»