Фактор расположения информации
Фактор соблюдения коммуникативной нормы
Необходимо соблюдать нормы речевого этикета.
Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это, как уже говорилось, одно из двух условий эффективности речевого воздействия.
Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.
Сравните, например, такие реплики:
Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»!
Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются.
Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему как к личности, к тому, что он говорит, охотнее идут ему навстречу.
Необходимо соблюдать нормы культуры речи. Надо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.
Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию.
Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается в том, о чем он говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.
Люди часто склонны думать: хорошо говорит, значит, правильно говорит. Поэтому если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, скорее нам поверят.
Фактор установления контакта с собеседником
Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и успешно поддерживать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться.
Для этого надо:
· производить благоприятное внешнее впечатление;
· меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;
· укрупнять собеседника;
· снижать себя в глазах собеседника;
· индивидуализировать собеседника;
· говорить комплименты;
· отождествлять свои интересы с интересами собеседника;
· интересоваться проблемами собеседника;
· вспоминать совместный положительный опыт.
Фактор содержания речи
Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.
Необходимо:
· говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
· сообщать больше положительной информации;
· свести к минимуму негативную информацию;
· не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо — облечь его в форму заботы);
· чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);
· приводить аргументы, не быть голословным;
· приводить примеры из жизни.
Фактор языкового оформления
Эта группа правил связана с выбором тех или иных языковых средств при выражении мысли. Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления). Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих). Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.
Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.
Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп — это около 120 слов в минуту). Цифр приводите немного и округляйте их.
Подробнее правила и приемы, связанные с языковым оформлением речи, рассматриваются ниже, в теме 8 «Работа над речевой формой выступления».
Фактор стиля общения
Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.
Для этого необходимо демонстрировать:
общительность, приветливость;
дружелюбие, искренность;
воодушевление;
умеренную эмоциональность;
физическую бодрость, подвижность;
умение выслушать собеседника;
способность не повышать голос в споре или конфликте;
культурный «языковой паспорт».
Фактор объема сообщения
Коммуникант должен соблюдать следующие правила:
будьте кратки;
говорите меньше собеседника;
говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации
Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:
важную информацию давать в начале и конце;
важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.
Фактор адресата
Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).
Существуют особые правила о том, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и технарями и т.д. Важнейшие из этих правил рассматриваются в теме 25.
Задание
Какие утверждения правильные?
Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.
Культура речи человека символизирует его компетентность.
Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.
Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.
Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.
Комплименты не имеют противопоказаний.
Лесть — это разновидность комплимента.
Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.
Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.
Повтор обращения только раздражает собеседника.
Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.
Цифры в публичном выступлении надо округлять.
В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.
Самую важную информацию надо давать в середине выступления.
Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.
Этические нормы общения.
Этические нормы – это принципы, соответствующие требованиям нравственного поведения человека. Основной этический принцип – поступай с другими людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.
Оптимальность речевого поведения – избегание грубости, раздражительности, гневливости, высокомерия, зависти, подлости, лжи, ненависти и т.д. – на уровне зарождения.
Достоверность информации – качество речи, в которой не вызывает сомнений.
Ясность речи – умение быть понятым данным человеком или аудиторией.
Индивидуальность – качество речи, помогающее избежать стереотипности, шаблонности, штампованности речи.
Чистота – отсутствие в речи слов и выражений, чуждых литературному языку: диалектизмов (огоньчик, опалиха, шебаршит), просторечий (спинжак, транвай, авось, чай, что касаемо), канцеляризмов (книгоединица, недоперевыполнение, законвертовать переорганизация), жаргонизмов (по-любому, по жизни, я в шоке, я без понятия), варваризмов, вульгаризмов, сквернословия.
Коммуникативные нормы общения.
Коммуникативные нормы – нормы, обеспечивающие максимально возможную эффективность в любой коммуникативной информации с учетом всех ее особенностей.
Уместность речи – соответствие речи, задача, условие, состав участников общения.
Информативность – наполненность речи значимой информацией для конкретной речевой ситуации и для определенных слушателей.
Изложение оптимального объема информации минимальными языковыми средствами; умение не злоупотреблять терпением слушателей, избегать ненужных повторов, многословия, звуков заполнителей, слов паразитов.
Убедительность – демонстрация уверенности в себе, доброжелательность аудитории и в своем знании предмета.
Эффективность речи – достижение, с помощью речи запланированного результата, т.е. оказание воздействия на мысли, чувства и поведение собеседника.
Речевые нормы общения.
Речевые нормы – нормы, позволяющие максимально быстро и адекватно донести информацию до собеседника.
Точность речи – умение использовать в своей речи слова и словосочетания в точном соответствии с их значением и с учетом сферы потребления.
Логичность речи – умение последовательно излагать информацию таким образом, чтобы отдельные части высказывания, а также высказывания в целом соответствовали логике и здравому смыслу.
Выразительность – оптимальное использование выразительных средств языка для поддержания внимания и интереса слушателя на протяжении всей речи и для достижения максимального эффекта речи.
Богатство речи – это насыщенность речи разнообразными языковыми средствами: омонимами, антонимами, фразеологизмами. В устной речи разнообразными интонациями, в письменной речи различными синтаксическими конструкциями.
Эмоциональность речи – это умение выразить в речи свое душевное состояние и передать его собеседнику.
Благозвучие речи – гармоническое построение звуковой ткани речи (т.е. отсутствие нагромождения звуков или однотипных грамматических форм)
Языковые нормы общения.
Языковые нормы – это правила употребления звуков, слов и предложений, отражающие закономерности языковой системы, принятые большинством говорящих и закрепленные в словарях.
Акцентологические – постановка ударения в словах.
Орфоэпические – произношения звуков.
Лексические нормы – правильный выбор слова
Морфологические – правильное образование форм слов.
Синтаксические нормы – построение словосочетаний и выражений.
Стилистические нормы – соответствие высказывания определенному стилю