Наука о древности Вещественные источники. 4 вида. 3 страница

Датировка по слоям – керамика, включая керамическую эпиграфику, монеты, лапидарные надписи и датировка по событиям, засвидетельствованным в них, и по их палеографии. Изучение стратиграфии слоев на античных памятниках – памятники однослойные или так наз. закрытые комплексы (крито-микенская эпоха – Фера, Санторин, Крит; классическая Греция – Олинф, разрушенный Филиппом II в 349 г. до н.э.; Северное Причерноморье – поселения на хоре Херсонеса Таврического, хора Боспора; древний Рим – Помпеи, Геркуланум). Памятники многослойные – исследование по большим площадям, фиксация строительных остатков и керамики по слоям.

Геофизические методы в классической археологии Северного Причерноморья: планы каменных зданий, кладки, склепы, могилы – хора Боспора и Херсонеса (А.Н. Щеглов, В. Глазунов, Т.Н. Смекалова), исследование монетных сплавов в нумизматике Боспора (Т.Н. Смекалова, Н.А. Фролова). Подводные археологические исследования в Северном Причерноморье (В.Д.Блаватский, Б.Г. Петерс, Г.А.Кошеленко): Страбонов Херсонес, Фанагория, кораблекрушение у озера Донузлав в Северо-Западном Крыму, мыс Такиль и др.

б) Изучение античных памятников в России

Поездки в Крым и на Кавказ, организованные Российской Академией наук в конце XVIII – начале XIX в. (И.Потоцкий, Кларк, Дюбуа де Монпере, Паллас, Г. Келлер, П. Кеппен, П. Сумароков). Цель – собирание и изучение археологического материала на юге России. Пробуждение интереса к древностям у представителей русской дворянской интеллигенции, поездки А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, И.М. Муравьева-Апостола. Изыскания в окрестностях Керчи – древнем Пантикапее, столице Боспорского царства. П.Дюбрюкс, создание Керченского музея древностей, раскопки погребений, курган Куль-Оба и его значение для археологического изучения Боспорского царства и подъема интереса к собиранию исторических драгоценностей.

Основание в 1811 г. Феодосийского музея, 1852 г. – Одесского музея, 1826 г. – Керченского музея, 1806 г. – Николаевского музея. 1839 г. – основание Одесского общества истории и древностей, раскопки на острове Левка (сов. остров Змеиный), древнейшем святилище Ахилла в Причерноморье. И.А.Стемпковский, И.П.Бларамберг, Б.Карейша, изучение исторической топографии Черноморского побережья, склепов, раскопки курганов в окрестностях Керчи и на Таманском полуострове. Первая попытка обобщения накопленного материала А.Б.Ашиком в его труде «Боспорское царство». Одесса, 1948. Т. 1-3.

Начало систематического издания памятников причерноморской античности «Древности Босфора Киммерийского» в 3-х тт. 1846 г. – создание Русского археологического общества, 1859 г. – учреждение Императорской археологической комиссии с целью ведения систематических археологических раскопок курганов и древних поселений. Курганы Павловский, Мелек-Чесменский, Юзоба на Керченском полуострове, Васюринский, Большая и Малая Близница – на Тамани, деятельность А.Е.Люценко и первые целенаправленные раскопки курганов по определенному плану. В.Г. Тизенгаузен, С.И.Веребрюсов – Артюховский курган на Тамани II в. до н.э. – первый курган эпохи эллинизма, где прослеживается зрелый полихромный стиль в ювелирных изделиях.

Исследования античных городов. С 1886 г. систематические раскопки Херсонеса Таврического в окрестностях Севастополя под руководством К. Костюшко-Валюжинича, Р.Х.Лепера, Н.М.Печонкина, строительные остатки дорийского поселения выходцев из Гераклеи Понтийской, оборонительные стены, городские ворота, протейхизма, северо-восточный район и прямоугольная застройка кварталов, изучение размежеванной территории на Гераклейском полуострове в районе древнего «страбоновского» Херсонеса. С 1896 г. начались систематические раскопки Пантикапея и его некрополя, деятельность К.Е.Думберга, который раскапывал строительные остатки на горе Митридат, снял план акрополя Пантикапея, открыл строительные остатки эллинистического и римского времени, с 1901 по 1918 гг. работы там проводил В.В.Шкорпил, но главное внимание уделялось им исследованию погребений некрополя. Ольвия – раскопки с середины XIX в., А.С.Уваров, И.Е.Забелин, с 1900 г. – Б.В.Фармаковский, который впервые применил методику раскопок многослойных городищ большими площадями по штыкам и слоям с точной фиксацией добытого материала.

Впервые велись исследования некрополя и городских кварталов, что позволило всесторонне представить картину становления и развития греческого полиса на периферии античного мира. Раскопки на острове Березань, где обнаружено древнейшее греческое поселение, основанное милетянами в конце VII в. до н.э., работы Р.А. Пренделя, Б.В.Фармаковского, Г.Л.Скадовского, Э. Р.Штерна, архаическая керамика, земляночные и полуземляночные строительные остатки, наземные дома эллинистического и римского времени, некрополь, обилие драгоценных украшений. 1853 г. – начало изучения Танаиса на Нижнем Дону, раскопки П.М.Леонтьева, П.И.Хицунова, В.Г.Тизенгаузена, Н.И.Веселовского, А.А. Миллера, установлена тесная связь поселения с местным варварским окружением, открыты оборонительные стены, строительные остатки римского времени. М.И. Ростовцев и исследование античной декоративной живописи преимущественно на материалах пантикапейских склепов, а также таманских гробниц.

В 1924 г. были продолжены раскопки Ольвии (Б.В.Фармаковский), с 1926 г. – Херсонеса Таврического (К.Э.Гриневич), исследования сельских усадеб хоры (Н.И. Бороздин), с 1932 г. раскопки на северной стороне Херсонеса, где был открыт позднеклассический и раннеэллинистический некрополь, уточнены границы города в разные периоды времени (Г.Д.Белов). В том же году начались планомерные и систематические раскопки «малых» городов Боспора под руководством В.Ф. Гайдукевича – Мирмекий, Нимфей, Тиритака, Золотой курган, усадьба III-I вв. до н. э. в окрестностях Мирмекия. Обнаружены жилые дома классической и эллинистической эпохи, винодельня, оборонительные стены, гончарные печи. Нимфей – раскопки Гос.Эрмитажа (М.М.Худяк, В.М.Скуднова, Н.Л.Грач), где были найдены древнейшие святилища кабиров, Деметры VI-IV вв. до н.э., некрополь, курганы скифского населения. Илурат – боспорское укрепление I-III вв. н.э. прямоугольной формы с мощными оборонительными стенами.

Раскопки продолжались до 1980-х гг. (И.Г.Шургая, В.А.Горончаровский), сильное сарматское влияние, в настоящее время исследуется некрополь римского времени. В довоенное и послевоенное время активно велось изучение Ольвии и ее сельской периферии (Л.М.Славин, С.Д. Крыжицкий, А.С.Русяева и др.), открыты оборонительные сооружения, ранние слои VI-V вв. до н.э., два теменоса, агора, некрополь классического и эллинистического времени, храмы Аполлона Врача и Дельфиния, храм Зевса, сельские поселения VI-V вв. до н.э., IV-III вв. до н.э. и римского времени, выявлено запустение хоры ближе к середине V в. до н.э. и ее последующее возрождение в больших размерах, составлена карта поселений по берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов;

раскопки в Нижнем и Верхнем городе, исследования цитадели II-III вв. н.э., строительные и хозяйственные постройки. Комплексное изучение городища и хоры в совокупности с раскопками на Березани показали, что первоначально сельская территория стала осваиваться из раннего поселения на Березани, а впоследствии в связи с ростом Ольвии Нижнее Побужье вошло в состав ее хоры, а поселение на острове Березань или древняя Борисфенида стала гаванью разросшегося Ольвийского полиса.

Активные исследования в Северо-Западном Причерноморье в 1960-1990-х годах. Тира - раскопки Одесского археологического музея (И.Б.Клейман, Н.А.Сон), римские строительные остатки, цитадель, следы пребывания римских войск, алтари, надписи, остатки мраморной скульптуры. Никоний – исследования городских слоев и сельских поселений VI-II вв. до н.э., дома земляночного и полуземляночного типа, наземные сооружения. Керкинитида – строительные остатки классического и эллинистического времени, сельская округа, усадьбы круглой формы (М.М.Наливкина, В.А.Кутайсов). Калос Лимен – строительные остатки IV-II вв. до н. э., скифские слои, цитадель с мощными оборонительными стенами и башнями III-II вв. до н.э., разрушения эпохи скифо-херсонесских войн.

Продолжение археологического изучения Боспора: Пантикапей – раскопки на акрополе, ранние слои первой половины VI в. до н.э., сооружения общественного и религиозного назначения, пританей IV-III вв. до н.э., цитадель I в. до н.э. – I в. н.э., царский дворец IV-III вв. до н.э. (В.Д. Блаватский, И.Д.Марченко, В.П. Толстиков). Кепы – городские слои VI-V вв. до н.э., некрополь, святилище Афродиты, фрагменты мраморной скульптуры. Исследование сельской округи на Таманском полуострове, крепости-батарейки, сельские усадьбы, толосовидное здание III-II вв. до н.э. – предполагаемое святилище Афродиты Апатуры (Н.И.Сокольский, Н.П.Сорокина), раскопки некрополя на мысе Тузла. Танаис – строительные остатки III в. до н.э. – III-IV вв. н.э., агора, оборонительные стены с башнями, обширные жилые и хозяйственные постройки, обилие амфорной тары для продажи, исследование поселений в окрестностях города (Д.Б.Шелов, Т.М.Арсеньева, Б.Бетгер).

Горгиппия – слои VI-V вв. до н.э. предшествовавшего Горгиппии города, эллинистические и римские строительные остатки, надписи, скульптура, святилище Деметры, некрополь, сельская территория (В.Д.Блаватский, И.Т.Кругликова, Е.М.Алексеева). Раскопки синдо-меотских поселений на правобережье и левобережье реки Кубань, Семибратнее городище, Усть-Лабинское (поселение, могильник).

№ 45

Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты.

Иногда культуру называют провинциально римской, поскольку при раскопках захоронений обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг, которые использовались наемными германцами из вспомогательных частей римской армии. При раскопках памятников данной культуры также находят застежки-фибулы. Носители пшеворской культуры имели развитое вооружение: мечи, дротики. Керамика изготавливалась на основе гончарного круга.

Черняховская культура

Черняховская культура формируется в основном на скифо-сарматской территории. Очевидно, однако, что ее нельзя рассматривать как результат эволюционного развития сарматской культуры. Представляется бесспорным и то, что сложение черняховской культуры не сопровождалось вытеснением или уничтожением местного ираноязычного населения. Не было и какого-либо хронологического разрыва между сарматской и черняховской культурами. В междуречье Днестра и нижнего Дуная сарматы появляются в I в. н. э., но основная масса их захоронений приходится на II — начало III в. н. э. Именно к этому времени относится здесь распространение черняховской культуры. О непосредственном соприкосновении сарматских и черняховских племен свидетельствуют такие могильники, как Тыргшор, в которых есть захоронения того и другого населения.

К числу таких особенностей принадлежит, прежде всего, устройство в черняховских погребениях подбоев и земляных склепов. Подбойные могилы появляются еще в савроматское время и получают широкое распространение в прохоровской культуре. В Северном Причерноморье захоронения в подбоях представлены в сарматских могильниках последних веков до нашей эры и первых столетий нашей эры. По-видимому, под влиянием сарматов подбойные могилы появляются и в позднескифских могильниках нижнего Днепра.

Погребения в земляных склепах в предчерняховское время получили распространение в позднескифских могильниках Нижнего Поднепровья и Крыма. Вход в склеп обычно закрывали вертикально поставленной каменной плитой, а входную яму заполняли камнями. Подобное устройство могил выявлено и на некоторых черняховских кладбищах. Трупоположения с согнутыми в коленях или скрещенными ногами, встречаемые в черняховских могильниках, обычны для сарматов на различных стадиях эволюции их культуры, начиная с савроматской и кончая шиповским этапом. Поэтому связь подобных черняховских захоронений с сарматским погребальным ритуалом представляется очевидной.

Состав животных, используемых для заупокойного ритуала в черняховской культуре, со всей определенностью свидетельствует о сарматском происхождении этого обряда. Ритуал сопровождения умерших «заупокойной пищей» отражают и глиняные сосуды, которыми обставлены некоторые.

.

№ 46

Славяне - одна из крупнейших групп древнеевропейского населения Время ее выделения из индоевропейской общности еще недостаточно выяснено, хотя этому вопросу посвящена большая литература. В письменных источниках славяне впервые упоминаются под именем венедов в трудах римских ученых - Плиния Старшего и Тацита (I в н. э), а также греческого географа Птолемея (II в. н. э.). Сам термин "славяне" появился в VI ст. в трудах готского историка Иордана и других. Упоминались также такие названия славян как склавины и анты. По вопросу о происхождении и расселении славян существует несколько научных концепций. Старейшая из них дунайская концепция, связана с именем летописца Нестора, который считал, что древние славяне размещались по берегам Дуная. Теорию дунайского происхождения славян поддерживал известный русский историк Н.Карамзин. Не смотря на критику со стороны ряда исследователей эта теория и в настоящее время имеет "последователей среди лингвистов и археологов.

Имеет своих сторонников висло-одерская теория, созданная польскими учеными, размещавшая прародину славян в междуречье Вислы и Одра

Третья, наиболее многочисленная группа исследователей-историков, лингвистов, археологов - размещает древних славян между Днепром и Вислой в лесном и лесостепном регионах (Л. Нидерле, Н.А.Шахматов, В.П.Петров и др.). археологические находки последних десятилетий подтверждают славянскую принадлежность ряда культур этого региона, которые относятся к началу I тыс. н. э.

Украинский ученый М.С.Грушевский определял границы первичного расселения славян на просторах от Карпат до Валдейской возвышенности, от среднего и верхнего течения Днепра до Вислы и Немана.

Существует также автохтонная теория, согласно которой процесс славянского этногенеза развивался на огромной территории от Верхней Лабы до среднего течения Днепра, от Балтийского до Черного моря. На всей этой территории славяне считались аборигенами. В пользу этой теории говорят археологические находки славянского этнического элемента среди скифского населения.

С учетом современного уровня археологических исследований, можно утверждать, что все указанные концепции имеют право на существование, так как славяне, выделившись из индоевропейской общности, до раннего средневековья постоянно меняли территорию расселения, хотя никогда одновременно не занимали все пространство между Днепром и Одером

№ 49

Пеньковская (антская) культура — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой.

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.

К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с родственной колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.

Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.

Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.

Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.

Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью. Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.

[править]

Генезис и связь с другими культурами

Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II—III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствие чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.

В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.

Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.

Обнаруженные на южном Днепре поселения Пеньковской культуры с юртоподобными жилищами позволяют считать, что в состав этой культуры вливались тюркоязычные (булгарские) кочевники.

№ 44

Культура племен лесной полосы Восточной Европы. Днеп-ро-двинская и милоградская культуры. Памятники, инвентарь, хозяйство. Дьяковская культура. Городища дьяковского типа. Глиняная посуда, железные топоры-кельты, ножи, серпы, руч-ные жернова. Земледелие и скотоводство. Культуры раннего железного века Прибалтики. Укрепленные поселения, могиль-ники. Памятники городецкой культуры.

№ 51

Культура длинных курганов

занимает значительную территорию: среднее течение Западной Двины, смоленское течение Днепра, поречье р. Великой около Псковского озера. Ее памятники имеются в восточной Латвии и даже в Эстонии. Название культуры связано с погребальными сооружениями в виде невысоких валообразных насыпей, внутри которых или под ними помещались остатки кремации с довольно бедным вещевым инвентарем. Изучение длинные курганы в Полоцко-Смоленском регионе проводилось в конце 20-х годов XX столетия белорусскими археологами А.Н.Лявданским и С.А.Дубинским. В 30-х годах, несколько удлиненные курганы около деревень Поречье и Черневичи раскапывали Е. и В. Голубовичи. В 50-х годах они раскапывались А.Г.Митрофановым около дер. Гуры на р. Сервечь. Позже он исследовал курганы под Полоцком. Несколько длинных курганов раскопал Г.В.Штыхов. На Смоленщине большие исследования памятников курганов длинных курганов проводил Е.А.Шмидт.

Могильники с длинными с курганами располагаются чаще всего вдоль рек или озер. Курганы длиной свыше 40 м известны в основном в Псковской земле. На Западной Двине и Смоленском Поднепровье они сравнительно небольшие. Число погребений в кургане колеблется от 2 до 16. Обычно сожжение умерших совершалось на стороне. Захоронение остатков кремации производилось по-разному. В одних случаях собранные с погребального костра кальцинированные кости без инвентаря или с поврежденными огнем вещами хоронились в основании кургана (иногда на невысокой подсыпке на ритуальных кострищах). В других - в курганной насыпи на специально выровненной площадке, покрытой тонким слоем красной глины. В третьих - в верхней части курганной насыпи. Сожженные кости помещались кучкой в ямке размером от 0,3 до 0,8 м диаметром и от 0,18 до 0,5 м глубиной. Приблизительно половина курганов содержит горшки (урны). В таких курганах остатки сожжения могли быть помещены в урне или в ямке, прикрытой урной. Встречаются и курганы, в которых урна с остатками сожжения перекрыта другим сосудом, поставленным вверх дном, как это было, например, в колочинских бесекурганных захоронениях. Отмечены случаи захоронения в берестяных урнах или прикрытые берестой. Существовало мнение, что длина кургана зависела от количества содержащихся в нем захоронений, когда после очередных захоронений длина кургана увеличивалась. Однако позже В.В.Седовым было установлено, что количество захоронений не определяло длины насыпи. Не было установлено и хронологических различий между длинными и удлиненными курганами и зависимости их дат от различий в обрядах. До недавнего времени наиболее приемлемой датой курганов считалось время с VII по IX в. Несмотря на то, что раскопки имеют уже длительную историю, материалы из длинных курганов не столь обильны. Культура длинных курганов представлена не только одними погребениями, но и поселениями, которые изучены хуже. Сравнительно крупные раскопки были проведены на поселениях, оказавшихся позже в пределах некоторых древних городов (Полоцк, Лукомль, Псков). Основным типом поселений были селища. Они имеют, как праваило, небольшой культурный слой, что свидетельствует о недолговременности их функционирования. Жилые и хозяйственные постройки на них были наземными. Возле некоторых селищ имелись городища-убежища. Обычно использовались более древние городища, возникшие еще в раннем железном веке. Вещевой материал известен преимущественно по курганам. Он представлен керамикой, слитками от стеклянных бус, металлическими пряжками, бронзовыми застежками, браслетами и перстнями, трапециевиными привесками и височными кольцами, а также бляшками и другими металлическими принадлежностями поясного набора. Бытовые находки, орудия труда и предметы вооружения встречаются редко. В основном это ножи, серпы, удила, железные шпоры, наконечники копий и стрел. Глиняные пряслица имеют битрапецоидную форму и отверстие большого диаметра. Характерной находкой для смоленско-полоцкого региона являются височные украшения. Они подразделяются на три типа. Чаще других встречаются проволочные кольца с заходящими пластинчатыми концами. Имелись также пластинчатые височные кольца с расширенной нижней частью, на которую с помощью небольших проволочных колечек подвешивались трапециевидные привески, хорошо известные в балтских древностях раннего железного века. Распространены также небольшие (диаметром около 4 см) височные кольца из тонкой медной проволоки, один конец которых загнут внутрь кольца в спираль. Довольно частой находкой в длинных курганах смоленско-полоцкой группы являются спиральки и ложноспиральные трубочки. Керамика длинных курганов представлена лепными плоскодонными горшками со стенками, суженными ко дну. Они имеют округлые плечики и слегка отогнутый венчик. Менее значительны сосуды баночной формы. Большая часть сосудов неорнаментирована. Культура длинных курганов занимает ту область, куда русская летопись помещает кривичей. Культура же банцеровского типа в принципе совпадает с ареалом обитания дреговичей. Точно так же, как ареалы колочинской культуры совпадают с территорией радимичей, а южнее - северян. Но такое территориальное совпадение, отнюдь, не означает, что носители этих культур были славянами. Такое совпадение наводит на мысль, что их имена, скорей всего, были похожи на те, которые приводит русская летопись. После расселения здесь славян они перешли к ним в уже славянизированной форме "кривичи", "дреговичи", "радимичи".

№23.

Открытие металла и возникновение цветной металлургии. Этапы развития металлургии меди и бронзы. Общеисторическое значение открытия цветной металлургии. Внедрение медных орудий в быт человека. Соотношение медных и каменных орудий. Изобретение колеса и колесного транспорта. Расширение ареала производящей экономики. Приручение основных видов скота.

Три центра энеолита на территории бывшего СССР: Среднеазиатский (Анау, Намазга), Кавказский, Северопричерноморский. Телли-тепе. Строительство из сырцового кирпича. Древнейшие металлические изделия. Расписная керамика. Ирригационные системы. Тягловые животные. Появление новых видов оружия (меч, кинжал). Развитие пашенного земледелия. Женские статуэтки. Возникновение патриархата. Трипольская культура.

Открытие бронзы и ее технические преимущества по сравнению с медью и камнем.

Культуры бронзового века Восточной Европы: срубная, катакомбная, фатьяновская, среднеднепровская. Хозяйственный уклад. Поселения, погребения, комплекс предметов материальной культуры. Общее и особенное в материальной культуре населения бронзового века лесной, лесостепной и степной зон Восточной Европы. Этническая история. Формирование и расселение индоевропейцев.

№24

Культура воронковидных кубков, КВК— мегалитическая культура (4000 — 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.

Происхождение

Наши рекомендации