Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи, то есть способной к реализации в речевой деятельности своего личностного потенциала, а также систематизация и корректировка знаний студентов в области русского правописания.
В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:
- познакомить с системой норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;
- дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;
- сформировать практические навыки и умения в области составления и продуцирования различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;
- сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях общения;
- сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен:
Уметь:
· строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
· создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Знать:
· различия между языком и речью;
· функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
· связь языка и истории; культуры русского и других народов;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· нормы русского литературного языка;
· смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка
· орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
· специфику устной и письменной речи;
· правила продуцирования текстов разных жанров;
· распознавание признаков разных жанров;
· основные признаки функциональных стилей языка;
· основные качества хорошей речи.
Владеть:
· навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;
· навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;
· навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).
· теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;
· устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Освоение дисциплины является основой для грамотно оформленных, логически построенных устных ответов и письменных работ по всем изучаемым курсам учебного плана. Ознакомление с особенностями научного стиля дает студентам возможность осваивать его на практике – при написании курсовых работ, выполнении научных исследований, подготовке к студенческим научным конференциям. Официально-деловой стиль, основы которого изучаются на занятиях по русскому языку и культуре речи, способствует получению знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Для изучающего и ознакомительно-изучающего чтения используются художественные (разных жанров), публицистические и научные тексты по специальности.
2.1. Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: русский язык и литература в объеме программы средней школы.