Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи, то есть способной к реализации в речевой деятельности своего личностного потенциала, а также систематизация и корректировка знаний студентов в области русского правописания.

В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:

- познакомить с системой норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

- дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

- сформировать практические навыки и умения в области составления и продуцирования различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях общения;

- сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен:

Уметь:

· строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

· создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Знать:

· различия между языком и речью;

· функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

· связь языка и истории; культуры русского и других народов;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· нормы русского литературного языка;

· смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка

· орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

· специфику устной и письменной речи;

· правила продуцирования текстов разных жанров;

· распознавание признаков разных жанров;

· основные признаки функциональных стилей языка;

· основные качества хорошей речи.

Владеть:

· навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;

· навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;

· навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).

· теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;

· устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Освоение дисциплины является основой для грамотно оформленных, логически построенных устных ответов и письменных работ по всем изучаемым курсам учебного плана. Ознакомление с особенностями научного стиля дает студентам возможность осваивать его на практике – при написании курсовых работ, выполнении научных исследований, подготовке к студенческим научным конференциям. Официально-деловой стиль, основы которого изучаются на занятиях по русскому языку и культуре речи, способствует получению знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Для изучающего и ознакомительно-изучающего чтения используются художественные (разных жанров), публицистические и научные тексты по специальности.

2.1. Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: русский язык и литература в объеме программы средней школы.

Наши рекомендации