Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | |||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | |||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Курсовой проект (работа) | - | - | |||
Расчетно-графические работы | - | - | |||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации | Экз. | Экз. | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1.Культурология как наука. Введение в предмет.
Культурология – наука о культуре. Л. Уайт – основатель культурологии как научной дисциплины.
Философия культуры как методология культурологии, обеспечивающая выбор ее познавательных ориентиров, дающая возможность различной трактовки природы и сущности культуры.
Культурология как интегративная область знания. Междисциплинарные связи культурологии.
Объект культурологии – культура, как целостная, динамичная, открытая, развивающаяся система, как специфический и уникальный феномен. Структура культурологии: теоретическая, историческая и прикладная культурология.
Культурология как социогуманитарная дисциплина и необходимая составляющая профессиональной подготовки бакалавров всех специальностей.
ТЕМА 2.Культура как предмет научного исследования.
Становление и развитие представлений и культуре. Происхождение и трансформация термина «культура». Проблема многозначности смысла термина «культура».
Различие светского и религиозного подходов в толковании термина «культура».
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
Различие подходов в теоретическом определении культуры.
ТЕМА 3.Сущность, структура, функции культуры.
Культура как сложная, многоуровневая система. Внутренние и внешние связи в системе культуры.
Технико-технологическая и предметно-продуктивная грани культуры. Три слоя культуры: материальная, духовная (мифология, религия, искусство, философия, наука) и художественная культура.
Подразделение культуры по ее носителю: мировая и национальная культуры; культуры различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.), семьи, отдельного человека. Выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культур.
Разнообразие функций культуры как отражение сложности и многоуровневости структуры культуры.
Культура как многофункциональное явление. Функции отдельных элементов культуры по отношению ко всей системе культуры (функции языка или науки, искусства в культуре). Социальные функции культуры (по отношению ко всему обществу в целом): адаптационная, ценностно-нормативная, коммуникативно-информационная, интегративная; функция социализации, организационно-регулятивная функция.
ТЕМА 4.Природа и культура.
Культура как преображенная человеком природа по законам общества. Культура как социально выраженная природа.
Познание соразмерности законов природы и закономерностей развития культуры – задача культурологии.
Культура как акт преодоления природы человека, выход за границы инстинкта, животного начала и сотворения того, может надстроиться над природой.
Культура как результат особого, свободного вида активности, преодолевающего видовую закрепленность.
Культура как «вторая природа», искусственная среда, создаваемая человеком. Познание природы через преображение культурной формой (П. Флоренский).
Художественная жизнь любой культуры как отражение отношения человека и общества к природе.
Природопокорительское мировоззрение как крайнее выражение стихийно-рыночной стратегии развития, как фактор угрозы выживанию человека и биосферы. А. Швейцер о «Благоговении перед жизнью», о необходимости воспитания истинно культурного отношения к природе как к общечеловеческой ценности.
ТЕМА 5.Взаимосвязь человекаи культуры. Культура и ценности.
Человек как творец культуры в процессе физической и умственной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также в поисках смысла своего существования. Принадлежность к культуре как главное отличие человека от животного. Культура как сущностное, родовое свойство человека, мера человеческого в человеке.
Культура как совокупность средств и символов, определяющих социальную адаптацию человека, способы и направления его самореализации.
Культура как сфера возможного и допустимого для человека на определенном этапе развития общества.
Освоение культуры как условие социализации человека, его индивидуализации и развития сущностных сил. Процесс формирования личности как процесс «вхождения» в культуру, освоения знаний, умений, норм общения, социального опыта, традиций, духовных ценностей.
Человек как разрушитель и жертва культуры.
Ценности как ядро культуры, позволяющие сохранить ее целостность и устойчивость.
Аксиология как учение о ценностях культуры.
Ценности, их социальное и культурное значение. Проблема соотношения, соподчинения и иерархии ценностей в культуре.
Ценности как выражение человеческого измерения культуры и смысла существования общества и личности.
Культурный диапазон и выбор личности.
ТЕМА 6. Культура как мир знаков, значений, смыслов.
Культура как сложная и многообразная знаковая система. Основные типы знаковых средств культуры: естественные и искусственные языки; системы сигнализации, языки изобразительных систем (образы, символика), конвенциональные (условные) знаки.
Семиотика как наука, изучающая совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация; происхождение смыслов и имен культуры и ее элементов, их историческую эволюцию и взаимодействие; измерение символико-смысловой и информационной насыщенности культуры; специфическую область культурной жизни, так называемую «семиосферу» (Ю.М. Лотман) как сферу знаковой деятельности человека и ее результатов в целом.
«Культурный текст», «культурный код» как ключевые понятия семиотики. Соотношение понятий «текст», «контекст», «подтекст». Понятия «знак», «символ», «язык», их соотношение и значение в осмыслении символического измерения культуры.
Вторичные знаковые системы («культурные коды») и их особая роль в моделировании мира культуры.
ТЕМА 7.Типология культур. Исторические образы культуры в современном сознании.
Типология (или классификация) как метод научного познания, помогающий упорядочить представление о различных феноменах культуры, систематизировать их по какому-либо основанию, признаку и свести их к определенным типам.
Тип как своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы предметов, объектов, явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования.
Значение процесса типологии в изучении обширной группы явлений, в выяснении закономерностей развития сложных систем, их структурных элементов, сходства и различия их объектов и способов их идентификации.
Основные принципы (критерии) в типологизации культур: формационно-экономический, технико-экономический, религиозный, этнический, национальный, географический, аксиологический (ценностный), этнолингвистический, биолого-антропологический и т. д.
Исторический подход и его роль в целостном изучении мировой культуры. Культурно-исторические типы (Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер).
Теория идеальных типов культуры М. Вебера. Традиционный и рациональный типы как своеобразные идеальные ориентации экономического поведения.
Абстрактные типы культур К. Ясперса (культура «осевых народов» - Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция; культура народов, не затронутых «Осевым временем» – Египет, Вавилония; культура народов, развитие которых пошло в сторону от «магистрального направления цивилизации», которые к «осевому времени» уже сложились как самобытные и пребывали в состоянии «дремотности» и «первобытности».
Цивилизационный подход в выделении типов культуры: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.
Типология культур по коммуникационным основаниям: «письменный», «книжный», «экранный», а также культура «новейших информационных технологий».
Элитарная, народная, массовая культуры.
Культура и субкультура. Молодежная субкультура. Субкультурные и контркультурные ориентации в обществе как способ поиска новых норм, мотивов и способов деятельности, катализатор изменений в господствующей культуре.
ТЕМА 8.Единство и многообразие культуры. Культурная картина мира. Понятие «культурная картина мира». Культурная картина мира как целостный образ мира, формирующийся в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, нравственных, художественных, научных и т.д.); как отражение исторического единства, многообразия и взаимного влияния культур.
Этническая культура как исходный базис национальной культуры, наиболее древний компонент. Замкнутость, консерватизм, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры.
Национальная культура как более высокий уровень развития культуры, отличающийся открытостью для контактов с другими культурами в целях взаимного обогащения достижениями культуры.
«Восток» и «Запад», «Север» и «Юг» - как региональные типы культуры. Условность разделения и проблема неоднородности этих типов культуры.
Принцип европоцентризма, его недостатки и проблематичность использования применительно к сравнительному анализу культур Запада и Востока.
Ценностные доминанты как основа различий между культурами Запада и Востока.
Проблемы взаимопроникновения и интеграции, а также проблемы их интеграции и конфронтации в современном мире.
Исследования цивилизационных типов культур (О. Шпенглер, Л. Морган, А.Тойнби и др.). С. Хантингтон о цивилизации как культурной общности наивысшего ранга, в которой проявляются широкое культурное единство и самые общие социально-культурные различия между людьми. С. Хантингтон о новой эпохе «столкновения цивилизаций». Культура – как основной источник современных конфликтов на мировой арене.
Проблемы толерантности в разрешении межкультурных конфликтов.
Решение проблемы диалога социокультурных миров Запада и Востока во внутренней и внешней культурной политике России: прошлое и настоящее.
ТЕМА 9. Динамика культуры.
Динамическое развитие как отражение сложности феномена культуры.
Процесс развития культуры как сочетание устойчивого и изменчивого, традиций и новаций, непрекращающейся модернизации с преемственностью, непрерывным накоплением культурного слоя.
Различие подходов в объяснении динамики культуры.
Основные источники, формирующие и поддерживающие изменения в культуре: инновация как изобретение новых идей, образов, моделей или принципов действия; обращение к культурному наследию; диффузия как распространение культуры в социальном или географическом пространстве; синтез как источник преобразования социокультурной системы.
Восприятие культурных достижений других народов как один из важнейших факторов развития национальных культур. «Точки контакта» различных культур как «точки роста».
Проблемы развития современной культуры в контексте глобализации (сохранение уникальности культур и движение к их синтезу).