Понятие культуры. Формы и разновидности культуры


1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
-технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
-деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
-ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
-в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
-в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
-материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
-духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.




4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.




5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.




6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.




7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
- духовные потребности;
-духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
-духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
-духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
-духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
-проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:
-национальная – мировая
-светская – религиозная;
-восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
-традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
-сельская – городская;
-обыденная – специализированная;
-высокая (элитарная) – массовая – народная

1. Экранная культура– вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление


2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.


3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

-рост жизненного уровня

-развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

-возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Наши рекомендации