Тип монументального наземного храма фронтально-осевого построения
Храмовый комплекс в Карнаке. II—I тыс. до н.э. | |
Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства.
Аллея сфинксов
В наше время вход на территорию храма начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Баран — священное животное бога Амона.
Среднее царство.
В эпоху Среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью» 3
Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)
Основой декоративного убранства гробницы стала монументальная живопись, основной темой которой являются изображения животных и сцены охоты. Например, охота на берегах Нила: по воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников, вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Росписи отличаются декоративизмом, тонкостью колорита.
Новое царство (первая половина)
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма, ансамблевый характер которого был рассчитан на постоянную смену пространственных впечатлений. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.
Храмовый комплекс в Карнаке (16-15 вв. до н.э.)
Большой храм Амона-Ра (16в. до н.э., архит. Инени)
Декоративное убранство храма, выдержанное в строго лаконичном стиле, формируется средствами декоративного рельефа пилонов и колонн, монументальной скульптуры (сфинксов, изображений фараона). Фасад, обращенный к Нилу, имел вид пилона, оформленного декоративным рельефом. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой.
3 Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.98
Затем вдоль одной оси развиваются пространства колонного зала и прямоугольного двора, разделенные пилоном меньшего размера также оформленным рельефом. Между колонн портиков, окружающих двор были расположены колоссальные статуи Тутмоса I. Монументальная скульптура (аллея сфинксов) формирует торжественный подход к фасаду здания со стороны Нила.
Храм богини Мут (16-15 вв. до н.э., архит. Аменхотеп)
Идея храмовой дороги торжественных процессий воплощена средствами архитектуры, декоративного рельефа и монументальной скульптуры: центральная колоннада зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона, и сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов.