Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры: понятие протокультуры
Протокультура – это культура, которая характеризуется альтернативностью и открытостью моделирования развития человека и общества, высокой инновационной и созидательной активностью, характерной для нестабильных культурных систем.
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу.
Синкретизм –
1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).
2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем.
Любой вид деятельности содержал в себе другие виды.
Например, в охоте были соединены – технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты.
Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, – магические действия по обеспечению успеха.
Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры – песни, танцы, живопись.
Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Основой такого синкретизма был ритуал.
Ритуал(лат. rutis – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей.
Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность действий, связанных со специальными предметами, изображениями, текстами в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп.
Символическое значение ритуала, его обособленность от повседневно-практической жизни подчеркивается атмосферой торжественности.
Скарификация. Жители Папуа-Новой Гвинеи из племени Канингара проводят ритуал, в процессе которого юноша становится мужчиной. В течение двух месяцев они проводят обряд шрамирования, нанося на спину узор, напоминающий кожу крокодила, который, по их мнению, приобщает их к богам – прародителям человека. Такими прародителями они считают крокодилов.
Посмертные обряды. Жители племени Яномами, живущие на Амазонке, считают, что если съесть пепел сожжённого тела усопшего с бананами, то его дух останется жить с ними.
Накалывание. В курортном городе Таиланда Пхукете ежегодно проходит опасный фестиваль. Местные жители пронзают свою плоть металлическими предметами, доводя себя до транса, помогая таким образом духам войти в их тело и помочь им в будущем либо исцелиться от болезней.
Танцы с мертвыми. Жители Мадагаскара считают, что человеческая душа освободится только тогда, когда тело человека полностью разложится, и раз в несколько лет они перезахоранивают усопших, танцуя с трупом вокруг могилы в ходе этого процесса.
Огненные прогулки.Малазийские жители считают, что огонь может очистить их и освободить от болезней. Они практикуют хождение по углям и прыжки через костёр, причем не так, как это было принято в Древней Руси, а через стену огня, доходящую до середины человеческого роста.
Небесные погребения. Тибетские буддисты относятся с пренебрежением к земному миру и считают желания источником всех бед. После смерти, по их представлениям, человек переродится, и нет никакой необходимости сохранять его телесную составляющую. Усопших отдают на растерзание стервятникам.
Вуду и духовные владения. Последователи культа Вуду практикуют различные ритуалы, в ходе которых под действием трав и ритмичных танцев вводят себя в состояние транса, в котором, как они считают, в их тело вселяется дух и находятся там несколько дней. Это позволяет им не только общаться с духами, но и просить у них исцеления или выполнения своих пожеланий.
Прыжки с лозы Гкол.Жители селения Бунлап на небольшом острове в Тихом океане проводят ритуал, который не все из них могут пережить.
Как современные бейдж-джамперы прыгают на эластичной веревке с мостов и различных сооружений, индейцы прыгают на сплетенных лианах со специально построенной башни, бросаясь вниз головой.
Они считают, что чем дольше длится полет, тем больше благосклонности богов они получают за свой рискованный прыжок.
Самобичевание. Каждый год радикальные мусульмане-шииты проводят обряд самобичевания в память мученической смерти Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Они истязают себя цепями с прикрепленными к ним лезвиями, молясь и впадая в транс, пока вся спина не покроется кровью.
Танец солнца. Американские индейцы, поклоняясь духам земли, пронзают кожу крюком, который веревкой прикреплен к столбу, и танцуют вокруг него, пытаясь освободиться, при этом кожа на груди рвется. Такой танец может продолжаться часами.
Каннибализм.В Индии, в местечке Варанаси, живут Агхори Бабы, считающие, что страх смерти человеку мешает его духовному перерождению, и, чтобы от него избавиться, нужно съесть мертвого человека и встать на путь просветления.
Широко распространена практика кремирования усопших, за исключением святых, детей, незамужних женщин, беременных и людей, которые умерли от проказы или укусов змеи.
Их отправляют в последний путь по священной реке Ганг на плотах, некоторых из которых как раз и вылавливают Агхори и употребляют в пищу.
Ритуал играет очень важную роль в культуре первобытного общества.
Сквозь его призму рассматриваются природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а так же разнообразных явлений окружающего мира.
Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает.
К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком.
Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло.
Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма – веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой.
Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов.
Отсюда происходили многие табу.
Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта.
А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника.
Особым символом в первобытной культуре выступало слово.
Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия.
Имена воспринимались как часть человека или вещи.
Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя.
В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось.
Вместо него использовалось иное обозначение.
Так, у славян слово «медведь» – иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).