Сущность и признаки организации


Организация— скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают для достижения общей цели.

Признаки организации:

1. Наличие целей — один из основных признаков, рас­крывающий смысл существования организации на рынке.

2. Организационная культура — ценности и поведенче­ские нормы, разделяемые сотрудниками.

3. Организационная структура — принципы взаимодей­ствия подразделений внутри организации; совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организа­ционных формах; способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами.

4. Взаимодействие с внешней средой – получение ре­сурсов из внешней среды и, после переработки, выдача го­товой продукции — товаров или услуг; учет запросов поку­пателей, клиентов, требований законов, политической, эко­номической ситуаций, изменений в технологии и пр. Если это взаимодействие осуществляется успешно, организация продолжает существовать на рынке, если нет - ее суще­ствование прекращается.

5. Использование ресурсов — расходование материальных, финансовых, кадровых и др. ресурсов.

6. Границы существования - наличие пределов суще­ствования организации во времени (жизненный цикл орга­низации), в пространстве (территориальные границы), по отношению к собственности (наличие права владеть, распо­ряжаться, пользоваться имуществом организации).

Факторы, влияющие на организационное поведение

2.1 Макроэкономические (факторы внешней среды)

1. Экономическая ситуация в стране, регионе— эконо­мическое и социальное состояние в обществе, настроения, отношение к конкуренции, социальные ожидания.

2. Географическое положение организации — специфи­ка региона в деятельности организации, климатические осо­бенности.

3. Сложившийся уровень жизни в регионе — уровень оп­латы труда и социального обеспечения, существующий в регионе, национальные особенности работников данного региона, их мобильность, готовность к переменам, предла­гаемым условиям работы.

4. Внешнеэкономические контакты— влияние между­народного сотрудничества и конкуренции.

5. Статус организации на рынке— позиции организа­ции на конкретном рынке по отношению к другим органи­зациям, престиж организации как места приложения сил для работников.

6. Ожидания окружающих— что ожидает от организа­ции ее окружение: клиенты, партнеры, конкуренты, по­ставщики и др.

Микроэкономические (факторы внутриорганизационные)

1. Профиль и вид деятельности организации— направ­ления деятельности организации, характер выпускаемой продукции.

2. Уровень финансового состояния личности— значи­мость для работников именно данного места работы, их приверженность организации, наличие у них альтернатив­ного (дополнительного) источника средств существования.

3. Личность первого руководителя (владельца) —ам­биции, характер, пристрастия первого руководителя или владельца организации.

4. Реальная ситуация— экономическое положение дел в организации, состав работающих, их квалификационный уровень, стиль руководства.

5. Наличие корпоративного кодекса поведения— нали­чие утвержденного документа о корпоративной этике и при­емлемых правилах поведения в организации.

Факторы социально-культурной среды

1. Менталитет работников— умонастроения и связан­ные с ними жизненные позиции индивидов; модель поведе­ния, зависящая от степени личной независимости индиви­да, определяемая этническими корнями, духовными цен­ностями, особенностями культуры страны.

2. Особенности образования— образовательный уровень работников организации.

Факторы правовой среды

1. Действующее законодательство— «рамочные усло­вия», которые создает государство для ведения бизнеса.

2. Свобода граждан и формы правовой защиты— систе­ма защиты прав работников, действующая (принятая) в организации.

Классификация организаций

Таблица

  Основание классификации   Виды организаций
  1. Способ социальной организации   • формальные • неформальные
  2. Формы собственности   • государственные • частные • муниципальные
  3. Отношение к прибыли   • коммерческие • некоммерческие
  4. Характер потребностей клиентов   • индивидуальное производство • серийное производство • крупносерийное производство
  5. Формирование отношений внутри организации   • корпоративные • индивидуалистские • эдхократические • партисипативные

Предлагаемая классификация организаций построена с учетом особенностей отношений внутри самой организации, ее подразделений.

1. В зависимости от способа социальной организованнос­ти выделяют:

· формальные (официальные) организации — официаль­но зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структу­ру должностей, принятые нормы и правила поведения. Дей­ствуют на основании разделения труда и специализации, принципов рациональности;

· неформальные организации — совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаи­модействия сотрудников, и не имеющая юридического и фиксированного статуса.

2. В зависимости от формы собственности выделяют:

· государственные организации — основным собствен­ником данных организаций является государство;

· частные организации — основными собственниками выступают частные или юридические лица;

· муниципальные организации — собственность принад­лежит местным органам государственной власти или орга­нам местного самоуправления.

3. В зависимости от отношения к получению прибыли выделяют:

· коммерческие организации - основная цель деятель­ности состоит в получении прибыли;

· некоммерческие организации - не стремятся извле­кать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это не противоречит достижению их целей.

4. В зависимости от характера потребностей клиентов:

· индивидуальное производство — для удовлетворения потребностей отдельного клиента (личности или органи­зации);

· мелкосерийное производство — учитывает требования конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляет небольшими сериями;

· крупносерийное, или массовое, производство - удов­летворяет обезличенные потребности клиентов.

5. В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют:

· корпоративные организации — объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуще­ствления совместной деятельности. Для них характерно: устойчивый характер производства, четкое разделение тру­да, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными;

· индивидуалистские организации — добровольное объ­единение индивидов в такие организации, сочетают конку­ренцию и кооперацию в деятельности, интересы производ­ства связывают с задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно: изолированность труда ис­полнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специа­лизации работников;

· эдхократические организации — основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальнос­ти в их структуре сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое пос­троение постоянно меняется;

· партисипативные организации — основаны на учас­тии работников в управлении. Возможно участие в выдви­жении предложений, разработке альтернативных вариан­тов, принятии окончательного решения.

Наши рекомендации