Сущность и признаки организации
Организация— скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают для достижения общей цели.
Признаки организации:
1. Наличие целей — один из основных признаков, раскрывающий смысл существования организации на рынке.
2. Организационная культура — ценности и поведенческие нормы, разделяемые сотрудниками.
3. Организационная структура — принципы взаимодействия подразделений внутри организации; совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах; способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами.
4. Взаимодействие с внешней средой – получение ресурсов из внешней среды и, после переработки, выдача готовой продукции — товаров или услуг; учет запросов покупателей, клиентов, требований законов, политической, экономической ситуаций, изменений в технологии и пр. Если это взаимодействие осуществляется успешно, организация продолжает существовать на рынке, если нет - ее существование прекращается.
5. Использование ресурсов — расходование материальных, финансовых, кадровых и др. ресурсов.
6. Границы существования - наличие пределов существования организации во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по отношению к собственности (наличие права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).
Факторы, влияющие на организационное поведение
2.1 Макроэкономические (факторы внешней среды)
1. Экономическая ситуация в стране, регионе— экономическое и социальное состояние в обществе, настроения, отношение к конкуренции, социальные ожидания.
2. Географическое положение организации — специфика региона в деятельности организации, климатические особенности.
3. Сложившийся уровень жизни в регионе — уровень оплаты труда и социального обеспечения, существующий в регионе, национальные особенности работников данного региона, их мобильность, готовность к переменам, предлагаемым условиям работы.
4. Внешнеэкономические контакты— влияние международного сотрудничества и конкуренции.
5. Статус организации на рынке— позиции организации на конкретном рынке по отношению к другим организациям, престиж организации как места приложения сил для работников.
6. Ожидания окружающих— что ожидает от организации ее окружение: клиенты, партнеры, конкуренты, поставщики и др.
Микроэкономические (факторы внутриорганизационные)
1. Профиль и вид деятельности организации— направления деятельности организации, характер выпускаемой продукции.
2. Уровень финансового состояния личности— значимость для работников именно данного места работы, их приверженность организации, наличие у них альтернативного (дополнительного) источника средств существования.
3. Личность первого руководителя (владельца) —амбиции, характер, пристрастия первого руководителя или владельца организации.
4. Реальная ситуация— экономическое положение дел в организации, состав работающих, их квалификационный уровень, стиль руководства.
5. Наличие корпоративного кодекса поведения— наличие утвержденного документа о корпоративной этике и приемлемых правилах поведения в организации.
Факторы социально-культурной среды
1. Менталитет работников— умонастроения и связанные с ними жизненные позиции индивидов; модель поведения, зависящая от степени личной независимости индивида, определяемая этническими корнями, духовными ценностями, особенностями культуры страны.
2. Особенности образования— образовательный уровень работников организации.
Факторы правовой среды
1. Действующее законодательство— «рамочные условия», которые создает государство для ведения бизнеса.
2. Свобода граждан и формы правовой защиты— система защиты прав работников, действующая (принятая) в организации.
Классификация организаций
Таблица
Основание классификации | Виды организаций |
1. Способ социальной организации | • формальные • неформальные |
2. Формы собственности | • государственные • частные • муниципальные |
3. Отношение к прибыли | • коммерческие • некоммерческие |
4. Характер потребностей клиентов | • индивидуальное производство • серийное производство • крупносерийное производство |
5. Формирование отношений внутри организации | • корпоративные • индивидуалистские • эдхократические • партисипативные |
Предлагаемая классификация организаций построена с учетом особенностей отношений внутри самой организации, ее подразделений.
1. В зависимости от способа социальной организованности выделяют:
· формальные (официальные) организации — официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, принятые нормы и правила поведения. Действуют на основании разделения труда и специализации, принципов рациональности;
· неформальные организации — совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников, и не имеющая юридического и фиксированного статуса.
2. В зависимости от формы собственности выделяют:
· государственные организации — основным собственником данных организаций является государство;
· частные организации — основными собственниками выступают частные или юридические лица;
· муниципальные организации — собственность принадлежит местным органам государственной власти или органам местного самоуправления.
3. В зависимости от отношения к получению прибыли выделяют:
· коммерческие организации - основная цель деятельности состоит в получении прибыли;
· некоммерческие организации - не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это не противоречит достижению их целей.
4. В зависимости от характера потребностей клиентов:
· индивидуальное производство — для удовлетворения потребностей отдельного клиента (личности или организации);
· мелкосерийное производство — учитывает требования конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляет небольшими сериями;
· крупносерийное, или массовое, производство - удовлетворяет обезличенные потребности клиентов.
5. В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют:
· корпоративные организации — объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерно: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными;
· индивидуалистские организации — добровольное объединение индивидов в такие организации, сочетают конкуренцию и кооперацию в деятельности, интересы производства связывают с задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников;
· эдхократические организации — основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальности в их структуре сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется;
· партисипативные организации — основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения.