Объяснение нового учебного материала. 2.1.Вступительная беседа.
2.1.Вступительная беседа.
2.2.Чтение стихотворения А, Велюгина «У майстэрт».
2.3.Рассматривание и анализ произведений живописи, скульп
туры и графики.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Объяснение последовательности лепки птицы (вороны).
3.2.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
3.3.Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1.Закрепление нового материала.
4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У.Ребята, проверьте, все ли необходимые художественные принадлежности и материалы имеются у вас на столах. Дежурный докладывает о готовности класса.
1.2. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1.Вступительная беседа.
У.Ребята, играя в различные игры, особенно если они проходят на природе, вы можете представлять разные образы.
Д. Эти образы мы можем передать в скульптурной композиции.
У, Художники-графики, живописцы и скульпторы могут создать на данную тему свои произведения. Задумывались ли вы, чем отличаются эти произведения?
2.2. Чтение стихотворения А. Велюгина «У майстэрш».
У. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Велюгина «У май-стэрш». (Читает.)
2ТЗ. Рассматривание и анализ произведений живописи, скульптуры и графики.
У. У каждого искусства свой язык. С помощью цвета художник-живописец показывает разнообразие мира. Художник-график для этого пользуется линией, пятном, штрихом.
— Художник-скульптор тоже рассказывает об окружающей среде, но отображает ее не на плоскости, а в объеме. Главная тема для него — создание образов людей и животных. Чем отличаются произведения живописи и графики от скульптуры?
Д. Произведения живописи и графики выполняются на плоскости, изображение пространства зримое, а скульптура находится в пространстве и имеет трехмерность, то есть просматривается со всех сторон.
У. Сколько измерений имеет изображение в объеме?
Д. Три.
У. Как надо рассматривать скульптуру?
Д. Со всех сторон.
У. А живопись и графику?
Д. Прямо.
У. Рассмотрите произведения скульпторов. Вспомните, что означает слово «скульптура».
Дети вместе с учителем рассматривают репродукции с изображениями скульптур, беседуют о том, чем отличаются композиции, какими инструментами и материалами пользовались скульпторы, как связаны материал и художественный образ.
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Объяснение последовательности лепки птицы (вороны).
Учитель напоминает технику работы с пластилином, повторя
ет с учащимися этапы лепки птицы [2, с. 26].
3.2.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Учитель проводит инструктаж по правилам охраны труда.
3.3.Творческая деятельность.
4. Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
У- Приведите примеры произведений скульпторов.
Назовите имена скульпторов, с творчеством которых вы познакомились сегодня на уроке.
— Чем же отличаются произведения графики, живописи от произведений скульптуры?
4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
У. Понаблюдайте за природой зимой, попытайтесь сделать зарисовки зимних деревьев, попробуйте их сфотографировать; найдите репродукции картин с изображением деревьев зимой. Почитайте литературные произведения с описанием зимней природы. Подберите музыку о зиме. В этом вам могут помочь родители.
Урок 14. РИСОВАНИЕ «ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ»
----------------------------------- #-----------------------------
Цели:
—формировать у детей умение наблюдать за деревьями и переда
вать в рисунке их строение во взаимной связи частей (ствола, веток);
—учить бережно относится к растительности.
—воспитывать способность любоваться красотой природных форм.
Виды деятельности: беседа о материалах и средствах выразительности, которые используют художники-графики, на основе художественных работ; обсуждение собственных наблюдений детей за природными явлениями зимой, строения деревьев; знакомство со строением дерева с помощью педагогического рисунка; выбор сюжета; самостоятельная деятельность; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — А. Пушкин, «Под голубыми небесами...»;
А. Фет, «Учись у них»; С. Есенин, «Береза», И. Суриков, «Белый
снег пушистый...»; Ф. Тютчев, «Чародейкою Зимою...» и др.
2. Произведения изобразительного искусства — репродукции
картин: Г. Нарбут, «Зимний пейзаж»; М. Рамадин, «Незамерза
ющая речка» и др.
3. Музыкальные — М. П. Мусоргский, «Картинки с выставки».
Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы изображе
ния дерева», примерные образцы рисунков.
Для учащихся: лист бумаги, краски, черная тушь, перо или палочка, гуашь кисточки.
Оформление классной доски:
С левой стороны — методическая таблица.
С правой стороны — репродукции картин художников.
По центру в верхней части — тема урока.
Литература.
1. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Ко
марова. М., 1994.
2. Павлик, К. В. Изобразительное искусство в начальной шко
ле / К. В. Павлик. М., 1999.
3. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском
рисунке /Л. В. Компанцева. М., 1985.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика
его преподавания в нач. школе : учеб, пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд., стер. М., 2003.
План урока
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом.