Темы для самостоятельного освоения

Учебно-методические материалы

Для студентов заочной формы обучения

Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Направление подготовки 071500 Народная художественная культура (Профиль подготовки: Руководство студией декоративно-прикладного творчества; Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества)

Квалификация (степень)

выпускника Бакалавр

Разработчик:

С.В. Калинина,

доцент кафедры, кандидат филологических наук

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___________________

«____»__________ 2016 г. «_____»__________________2016 г.

Красноярск, 2016

Пояснительная записка

Учебный курс «Русский язык и культура речи» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, преподается студентам заочной формы обучения в I и 2 семестрах (3 и 4 семестрах) и имеет общий объем 2 зачетных единицы (72 часа), формой итогового контроля является зачёт.

В процессе изучения дисциплины осуществляется как аудиторная, так и самостоятельная работа. Заочная форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы студентов, поэтому на самостоятельную работу в курсе «Русский язык и культура речи» отводится 62 часа. При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы:

работа с учебной литературой;

подготовка контрольной работы;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

При организации контроля используются устные ответы, упражнения, тесты. Темы для самостоятельного освоения даны в соответствующем разделе учебно-методических материалов по курсу «Русский язык и культура речи».

Аудиторная работа (16 часов) проводится в форме лекционных и практических занятий. Лекции включают ключевые темы, необходимые для освоения дисциплины. На практических занятиях выполняются задания и упражнения, связанные с умением использовать различные языковые нормы, студенты учатся грамотно выражать свои мысли устно и письменно.

Данный учебный курс ориентирован на достижение следующих компетенций:

общекультурных

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональных:

способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной

информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2);

профессиональных компетенций

научно-исследовательская деятельность:

владение навыками работы с теоретической и эмпирической информацией, способностью находить, изучать и анализировать научную информацию по тематике исследования (ПК-1);

способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования, составлению научных отчетов, обзоров, аннотаций и пояснительных записок; владение современными способами научной презентации результатов исследовательской деятельности (ПК-3);

педагогическая деятельность:

способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (ПК-6);

методическая деятельность:

способность собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры (ПК-9);

способностью участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (ПК-11);

культурно-просветительная деятельность:

способность содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов (ПК-15);

способность принимать участие в деятельности российских и зарубежных этнокультурных центров, музеев, других учреждений культуры, издательств, образовательных организаций, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия народов России, достижений народного художественного творчества (ПК-16);

В целях оптимизации учебного процесса формирование основных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Цель курса – оформление профессиональной коммуникативной компетентности студентов, развитие, укрепление и совершенствование навыков устной и письменной речи, речевой культуры будущих специалистов, навыков практического владения русским языком в его устной и письменной форме в различного рода профессиональных и социально значимых ситуациях.

Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Задачи курса:

сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

расширить и углубить лингвистическую подготовку студентов, основываясь на ранее полученных знаниях в объёме школьной программы;

развивать способности и навыки самостоятельного поиска информации, самообразования в лингвокоммуникативной сфере;

расширить представление о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

способствовать развитию у студентов умения свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, последовательно, логично, точно и выразительно излагать мысли в соответствии со стилем, жанром и условиями общения для адекватного решения проблем межличностного и межкультурного взаимодействия.

Темы, предлагаемые студентам для освоения в учебном курсе «Русский язык и культура речи»

тема Аудиторная работа (час) Самостоятельная работа (час)
Русский национальный язык. Язык и культура. Культура речи.
Нормы современного русского литературного языка.
Функционально-стилевая дифференциация русского языка.
Текст.
Словари как показатель речевой культуры.
  ИТОГО 16 часов 62 часа

Темы для самостоятельного освоения

Русский национальный язык.

Русский литературный язык, его функциональные разновидности.

Система стилей современного русского языка.

Научный стиль. Подстили, жанры. Основные стилевые особенности.

Официально-деловой стиль. Подстили, жанры. Основные стилевые особенности.

Публицистический стиль. Подстили, жанры. Основные стилевые особенности.

Язык художественной литературы. Основные стилевые особенности. Тропы и фигуры речи.

Разговорный стиль. Основные стилевые особенности.

Деловой русский язык.

Культура речи. Три аспекта культуры речи.

Норма. Виды норм. Кодификация.

Орфоэпические нормы современной русской речи. Особенности русского ударения.

Грамматические нормы современной русской речи. Трудные случаи употребления имён существительных.

Грамматические нормы современной русской речи. Имя прилагательное и нормы его употребления.

Грамматические нормы современной русской речи. Имя числительное и нормы его употребления.

Грамматические нормы современной русской речи. Употребление форм русского глагола. Трудные случаи употребления местоимений.

Синтаксические нормы и культура речи.

Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции.

Пунктуация как показатель речевой культуры.

Лексические нормы современного русского языка. Основные речевые ошибки.

Риторика. Оратор и аудитория. Подготовка к публичному выступлению.

Основы риторики. Средства выражения заданного смысла.

Современная коммуникация и правила речевого общения.

Русская лексика и культура речи. Использование полисемии, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и фразеологизмов.

Слово и его значение. Иноязычные слова в современной русской речи.

Для промежуточного контроля в рамках курса «Русский язык и культура речи» студентам дается задание по написанию контрольной работы. Написание контрольной работы предполагает самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Наши рекомендации