Владеет наследием мировой и отечественной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;
· знает основные источники российской и мировой мысли, в которых поднимаются вопросы, связанные с решением общегуманитарных и общечеловеческих проблем;
· умеет ориентироваться в концепциях отечественных культурологов, философов, историков, социологов и прочих ученых-гуманитариев, которые раскрывают различные способы решения общечеловеческих проблем;
· владеет основным методологическим инструментарием, способным с разных точек зрения представлять и изучать задачи, поднимающие проблемы человека, общества, культуры;
4. Структура и содержание дисциплины
Трудоемкость дисциплины и формы аттестации.
а) Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах для направлений подготовки бакалавров, осваивающих дисциплину в осеннем семестре, представлена в таблице № 1.
Таблица 1. Трудоемкость дисциплины в осеннем семестре
Учебная работа (УР) | Распределение по семестрам | |
1 семестр | Всего | |
Полная трудоемкость дисциплины. В т.ч.: | 2 З.Е. | 2 З.Е. |
- трудоемкость дисциплины - аттестация (зачет) | 2 З.Е. 0 З.Е. | 2 З.Е. 0 З.Е. |
б) Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах для направлений подготовки бакалавров, осваивающих дисциплину в весеннем семестре, представлена в таблице № 2.
Таблица 2. Трудоемкость дисциплины в весеннем семестре
Учебная работа (УР) | Распределение по семестрам | |
2 семестр | Всего | |
Полная трудоемкость дисциплины. В т.ч.: | 2 З.Е. | 2 З.Е. |
- трудоемкость дисциплины - аттестация (зачет) | 2 З.Е. 0 З.Е. | 2 З.Е. 0 З.Е. |
в)Трудоемкость дисциплины в академических часах представлена в таблице № 3.
Таблица 3. Трудоемкость дисциплины в академических часах
Учебная работа | Всего | В т.ч. аудиторная СРС | |
1. Аудиторная нагрузка | Лекции | ||
Практические занятия | |||
2. Внеаудиторная СРС | |||
3. Аттестация (зачет) | |||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины.
Содержание учебной дисциплины «Культурология» может быть разделено на 2 взаимосвязанных раздела, каждый из которых включает несколько тем для формирования лекционного курса и семинарских занятий (см. таблицу № 4).
Первый раздел «Теоретические параметры культуры» посвящен формированию у студентов взвешенного представления о культуре, ее концептуальном и функциональном статусе. Раздел состоит из 7 тематических частей и на его освоение отводится 30 академических часов. Содержание аудиторной самостоятельной работы включает в себя как знакомство студентов с рабочей программой, так и консультативную работу по проведению семинарских занятий, а также с обсуждением тематики домашних заданий. Внеаудиторная работа студента по освоению учебного материла первого раздела связана с подготовкой к семинарским занятиям, выполнением домашнего задания и знакомством с учебной литературой.
1) Культурология как наука о культуре. Сущность и функции культуры (1.1).
Для изучения вводной темы первого раздела предполагается проведение информационной лекции (2 академических часа). В результате лекции у студентов формируются знания относительно научной принадлежности исследований, связанных с изучением культуры, а также относительно взвешенного представления о сущности культуры.
2) Культура: сущность, координаты, функции. Культура и цивилизация (1.2). На освоение темы, посвященной анализу концепта «культура», а также пониманию сущности культуры через ее противопоставление понятию «цивилизация» отводится 1 академический час лекций (электронная презентация). Практическое занятие в виде проблемного семинара на тему «Смысловая оппозиция понятий «культура» и природа» направлено углубление знаний и навыков, полученных во время предыдущих лекционных занятий.
3) Культурологические понятия: ценности, нормы, коды, знаки, ментальность (1.3).
Раскрытию темы, которая погружает студента в ключевую терминологию культурологической проблематики (нормы, ментальность, коды, знаки, ценности) способствует 1 час лекции-презентации. Практическое занятие на тему «Ментальность и картина мира как культурные категории» позволяет сформировать более устойчивое знание о некоторых культурологических понятиях.
4) Типология культуры и культурная динамика (1.4).
На усвоение основных категорий типологизации культуры и на выявление разнообразия типов культуры направлена лекция трудоемкостью 1 академический час, сформированная с использованием технологий активного обучения. Изучение различных способов научной интерпретации процессов динамики культуры завершается показом студенческих презентаций на тему «Теоретические модели культурной динамики (презентация одной из концепций)», обсуждение которых может быть закончено во время аудиторной самостоятельной работы.
5) 1.5. Особенности социологического, аксиологического, знаково-символического подходов к культуре (1.5)
Два академических часа электронной лекции-презентации призваны сформировать основные представления студентов в области социологического, знаково-символического и аксиологического подходов в интерпретации и изучении культуры.
6) Социокультурная коммуникация. Межкультурная коммуникация и диалог культур (1.6).
На освоение основных коммуникативных категорий культуры направлена лекция трудоемкостью в 1 академический час, которая построена с использованием проблемной ситуации. Самостоятельное освоение одного из ключевых аспектов, порождающих конфликт культур, осуществляется в процессе проблемного семинара на тему «Религиозные различия культур и проблемы межкультурного взаимодействия».
7) Теории культурно-исторических типов (1.7)
Для того чтобы студенты эффективно освоили тему «Теории культурно-исторических типов», которая задает теоретико-методологический базис многообразия подходов к пониманию и изучению культуры, учебный материал сформирован в виде электронной лекции-презентации трудоемкостью в 1 академический час.
Второй раздел «Историческая динамика культур» посвящен формированию у студентов теоретико-культурологического багажа, позволяющего грамотно идентифицировать проблемы культуры и анализировать на базовом уровне мировые культурные практики. Раздел состоит из 6 тематических частей и на его освоение отводится 42 академических часа. Содержание аудиторной самостоятельной работы в этом разделе направлено на подготовку студентов к написанию эссе как одного из видов домашнего задания, на подготовку к итоговому тестированию, на консультирование относительно источников, возможных тем и заданий, инструкций по написанию эссе. Внеаудиторная работа студента по освоению учебного материла второго раздела связана с подготовкой к семинарским занятиям, домашнему заданию, к тестированию, а также с работой с учебной и дополнительной литературой.
1) Основные исторические типы культуры и цивилизации. Место России в мировой культуре (2.1).
Раскрыть типы культуры, выделяемые в культурологии на основании исторических эпох, а также осветить место российской культуры в мировом культурном континууме, призвана проблемная лекция трудоемкостью в 2 академических часа. Закреплению знаний и навыков, полученные студентами на предыдущих занятиях, будет способствовать семинар на тему: «Основные компоненты ценностно-нормативного портрета культуры», проведенный методом работы студентов в малых группах.
2) Культурогенез и древние культуры (первобытного общества, древних цивилизаций) (2.2).
Для изучения второй темы второго раздела предполагается 1 час информационной лекции, цель которой состоит в ознакомлении студентов с важным процессом зарождения культуры и в рассмотрении первых исторических этапов развития культуры. Углубить полученные в первом разделе знания и сформировать некоторые общекультурные навыки студентов, призван проблемный семинар на тему «Культура и господство в обществе: политическое измерение культуры».
3) Своеобразие античной культуры и ее влияние на европейскую культуру (2.2).
Раскрыть особый исторический тип культуры, который оказал мощное влияние на дальнейшее развитие всей европейской культуры, призвана одночасовая лекция-презентация, построенная на сравнительном анализе древнегреческой и дневнеримской культур.
4) Особенности средневековой культуры. Средневековая Русь и европейское средневековье (2.4)
В целях эффективного освоения темы, связанной со средневековым своеобразием культуры, для студентов предусмотрено активное обучение, посроенное с помощью критического осмысления данной, раскрывающей наиболее яркие национальные и региональные аспекты средневековой культуры (1 академический час).
5) Европейская культура эпохи Возрождения, Реформации и Нового времени (2.5).
На освоение особенностей и в тоже время взаимосвязи трех типов культуры: культуры эпохи Возрождения, культуры периода Реформации и культуры Нового времени направлена лекция трудоемкостью в 1 академический час, которая построена с использованием технологии активного обучения. Ввести в контекст проблем современной культуры призван проблемный семинар на тему «Гендерные основания культуры: проблема «первого» и «второго» пола».
д) Тенденции развития современной культуры (2.6).
Заключительная тема учебного курса «Культурология», посвященная анализу современных тенденций развития культуры, осваивается студентами с помощью двухчасовой лекции-дискуссии. Индивидуальное освоение темы «Традиционные и современные интерпретации концепта «массовая культура» проходит в виде подготовки презентаций студентами на эту тему и последующего их обсуждения.
Таблица 4. Календарный план освоения дисциплины
Модуль, раздел (тема), КП/ КР | Семестр | № недели | Трудоемкость по видам УР (в АЧ) | Баллы Рейтинга | Рекомендуе- мые источники | ||||
лек | Пр. | Ауд. СРС | Вне ауд. СРС | Поро- Говый | Макси-мальный | ||||
Раздел 1 Теоретические параметры культуры. | 1-2 | ||||||||
1.1.Культурология как наука о культуре. Сущность и функции культуры. | 1,2,3,4,5,7,10 | ||||||||
1.2. Культура: сущность, координаты, функции. Культура и цивилизация | 1,2,3,4,7,10,12 | ||||||||
1.3. Культурологические понятия: ценности, нормы, коды, знаки, ментальность. | 1,2,3,4,7,10,12 | ||||||||
1.4. Типология культуры и культурная динамика. | 1,2,3,4,10,12 | ||||||||
1.5. Особенности социологического, аксиологического, знаково-символического подходов к культуре | |||||||||
1.6. Социокультурная коммуникация. Межкультурная коммуникация и диалог культур. | 1,2,3,8,11,12 | ||||||||
1.7. Теории культурно-исторических типов. | |||||||||
Раздел 2. Историческая динамика культур. | 7-12 | ||||||||
2.1. Основные исторические типы культуры и цивилизации. Место России в мировой культуре. | |||||||||
2.2 Культурогенез и древние культуры (первобытного общества, древних цивилизаций). | 2,3,6,7,9 | ||||||||
2.3. Своеобразие античной культуры и ее влияние на европейскую культуру. | 2,6, 3,9, | ||||||||
2.4. Особенности средневековой культуры. Средневековая Русь и европейское средневековье. | 2,3,6, 9 | ||||||||
2.5. Европейская культура эпохи Возрождения, Реформации и Нового времени. | 2,3,5,9 | ||||||||
2.6. Тенденции развития современной культуры. | 2,3,5,7,9 | ||||||||
Итого | |||||||||
Удельный вес занятий с интерактивными формами обучения составляет 41 % от общего количества аудиторных занятий, включая:
- семинарские занятия (22 % от общего количества аудиторных занятий);
- проблемные, развивающие лекции (19 % от общего количества аудиторных занятий).