Тематика контрольных работ. Контрольные работы для заочников по культурологии
Контрольные работы для заочников по культурологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- Цель контрольной работы, выполняемой студентами заочного отделения - осмысление культурных процессов, происходивших в истории культуры и совершающихся сейчас, понимание их роли в развитии общества в целом и человека, в частности, выработка студентом собственной точки зрения по тому или иному вопросу. Выполняя контрольную работу, студент учится работать с информацией, формировать собственный взгляд на те или иные факты культуры, культурные процессы.
- Каждый вариант контрольной работы состоит из восьми заданий. Каждое задание соответствует определенной теме курса.
- Главным требованием, предъявляемым к контрольной работе, является ответ на поставленный в задании вопрос. Ответ не должен быть объемным, но при этом он должен исчерпывать предложенный вопрос. Неправильное понимание сути вопроса является недостатком и минусом работы.
- На каждый вопрос предлагается дать развернутый ответ в объемом не менее 2-х стр. формата А-4 (14 шрифт, интервал — 1,5, отступ везде по 2). Тестовый вопрос предполагает просто выбор варианта ответа, однако пояснение этого выбора в развернутом тексте будет дополнительным плюсом в оценке работы (при правильном ответе).
5. Творческая работа над контрольной работой имеет несколько этапов. На первом этапе происходит поиск и первоначальное ознакомление с литературой. Это этап вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний. Он завершается составлением плана работы, который затем может уточняться и дополняться. Второй этап имеет аналитический характер. Исследуя отобранную литературу, студенты должны найти ответы на вопросы своего плана, всесторонне аргументируя избранную позицию. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, которые сопровождаются комментариями и собственными суждениями.Третий, самый ответственный этап – сведение отобранных фрагментов в логическую систему по разработанному плану. Письменная работа должна завершаться выводами, отраженными в заключении.
- Контрольная работа оформляется в соответствии с нормами Вуза и регистрируется у методиста заочного отделения.
- Критерии оценивания:
Контрольная работа получит положительную оценку («зачтено»), если студент выполнил правильно не менее 60 % всех предложенных заданий. При этом важно учитывать, что не все предложенные в заданиях тезисы имеют однозначный ответ, оцениваться ответ в такого рода заданиях будет по степени его обоснованности автором.
Контрольная работа не получит положительной оценки («не зачтено»),если:
- не соблюдены формальные требования, предъявляемые к контрольной работе (нет списка литературы, работа не структурирована);
- пропущено одно из заданий;
- материал не осмыслен автором (вставлены куски текста, не проработанные автором, текст не соответствует формулировке задания);
- большинство заданий выполнено не так, как того требует формулировка задания.
Общие критерии оценивания
· Работа оценивается на «Отлично» если в тексте всесторонне и систематически раскрыты глубокие знания учебного и нормативного материала по изучаемой дисциплине, аргументированна позиция автора по каждому вопросу, в тексте присутствуют ссылки на список использованной литературы, оформление работы соответствует всем необходимым стандартам. Объем работы не менее 30 тыс. условных печатных знаков с пробелами.
· Работа оценивается «Хорошо» если в тексте контрольной работы раскрыты знания учебного материала по курсу, есть аргументированная позиция автора по каждому вопросу, присутствуют ссылки на список использованные литературные источники, оформление работы соответствует всем необходимым стандартам. Но, в тексте присутствуют технические ошибки. Объем работы не менее 20 тыс. условных печатных знаков с пробелами.
· Работа оценивается на «удовлетворительно» если в работе не полно раскрыты знания учебного и нормативного материала, нет четкой аргументированной позиции автора по предложенным вопросам, в работе мало ссылок на использованную литературу, в тексте нет логического и последовательного изложения материала , работа оформлена с ошибками.
· Работа оценивается на «неудовлетворительно» если студент не показал знания учебного материала, в работе отсутствует личная позиция автора, нет аргументированных ответов, отсутствуют ссылки на литературные источники, работа неправильно оформлена.
Тематика контрольных работ
Вариант 1.
1. Каковы предмет и задачи культурологии?
2. В чем, на Ваш взгляд состоит различие между массовой и элитарной культурой?.
3. Раскройте понятие: антропоморфизм
4. Каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности?
а) личность – объект культурного воздействия;
б) личность – субъект культурного творчества;
в) личность – носитель определенных культурных ценностей;
г) все перечисленное;
5.Техника и ее роль в культуре.
6. Культура постмодерна: общая характеристика.
7. Россия: геополитические условия формирования типа культуры.
8. Социодинамика культуры П.Сорокина
Вариант 2.
1. Выделите основные проблемы культурологии.
2. Каковы основные идеи ренессансного гуманизма? Кем они развиты?
3. Раскрыть понятие: бессознательное
4. Культура представляет собой:
а) способ человеческой жизнедеятельности;
б) результаты деятельности человека;
в) уровень развитости личности;
г) все перечисленное;
д) только пункты а) и б).
5. Раскрыть сущность понимания культуры О. Шпенглером.
6. Роль языка в происхождении и развитии культуры
7. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре.
8. Роль конфуцианства в культуре Китая.
Вариант 3.
1. В чем проявляется интегративный характер культурологии?
2. Раскройте значение эпохи Просвещения в европейской культуре.
3. Раскрыть понятие: генезис культуры.
4. К какому типу знаков можно отнести народные приметы (например: «Если 20 октября (на Сергия) ночью выпадет первый снег, то он уже не сойдет»)?
а) иконические знаки;
б) знаки-символы;
в) знаки-индексы.
5.Морфология и функции культуры.
6.«Запад» и «Восток» как проблема культурологической мысли.
7. Влияние Византии на формирование русской культуры.
8. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского.
Вариант 4
1. Охарактеризуйте оппозицию «культура – природа».
2. Каковы положительные и отрицательные следствия техницизма в современной культуре?
3. Раскрыть понятие: ментальность.
4. Что означает понятие «цивилизация»?
а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) все вышеперечисленные значения в зависимости от контекста и взгляда автора.
5. Концепция культуры Н.Данилевского
6. Христианство в культуре Средневековья.
7. Крещение Руси - переломный момент в истории отечественной культуры
8. Классицизм: общая характеристика стиля в контексте культуры Нового времени.
Вариант 5.
1. Как соотносятся «ценность» и «смысл» в культуре?
2. Кратко охарактеризовать художественные направления и стили в искусстве Нового времени.
3. Раскрыть понятие: культурно-исторические типы
4. Понятие «ноосфера», введенное В. Вернадским, это:
а) тропосфера и стратосфера;
б) оболочка Земли, идущая за атмосферой;
в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
г) открытое космическое пространство.
5. Сущность и проявление процесса глобализации в современной культуре.
6. Проблема единства и многообразия культуры.
7. Древняя Русь и Великая Степь: борьба и взаимодействие.
8. Барокко в искусстве: общая характеристика стиля в контексте культуры Нового времени.
Вариант 6
1. Как Вы понимаете многоуровневость и системность культуры?
2. Каковы основные принципы искусства модернизма?
3. Раскрыть понятие: тип культуры.
4. Какие тенденции характерны для культуры ХХ в.?
а) глобализация;
б) унификация;
в) стандартизация;
г) все перечисленные;
д) все перечисленные, кроме б).
5. Раскрыть понятие: гуманизм.
6. Этнология Л.Н.Гумилева и культурология.
7. Самодержавие как феномен русской истории и культуры.
8. Культура Романтизма: особенности, идеи, представители
Вариант 7
1. Выделить и кратко охарактеризовать социальные функции культуры.
2. Обозначить основные различия культур Запада и Востока.
3. Раскрыть понятие: семиотика
4. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру:
а) «Феномен человека»;
б) «Идеи к философии истории и человечества»;
в) «Закат Европы»;
г) «Три лика культуры».
5. Концепция культуры К. Ясперса.
6. Проблема типологии культур.
7. Православие в истории отечественной культуры.
8. Реализм в искусстве: общая характеристика стиля в контексте культуры Нового времени.
Вариант 8
1. В чем состоит сущность семиотического подхода к культуре?
2. Каковы причины появления массовой культуры?
3. Раскрыть понятие: субкультура
4. Представителями какого направления культурологической мысли являются К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида?
а) структурализм;
б) эволюционизм;
в) диффузионизм;
г) функционализм.
5. Аничность как тип культуры.
6.Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.
7. Историософская доктрина «Москва - Третий Рим», «Москва - Новый Иерусалим» в русской культуре.
8. Социокультурный проект модерна.
Вариант 9
1. Как соотносятся «смысл» и «ценность» в культуре?
2. Основы и принципы современной правовой культуры.
3. Раскрыть понятие: иррационализм культуры
4. Какие периоды в развитии культуры выделял К. Ясперс?
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.
5. Охарактеризовать модель социокультурной динамики А. Тойнби
6. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира.
7. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли.
8. Научно-технический прогресс и его роль в развитии европейской культуры XIX-XXв.
Вариант 10
1. Кратко охарактеризовать основные теории культурогенеза
2. Обозначьте глобальные проблемы современности.
3. Раскрыть понятие: традиционализм культуры.
4. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?
а) аккультурация;
б) аптропоморфизм;
в) антропосоциогенез.
5. Характеритика современной культуры постмодернизма
6. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.
7. Идея «всеединства» в русской культуре XIX-XX вв.
8. Структурная антропология К. Леви-Стросса.
Вариант 11.
1. Кратко охарактеризовать основные типы знаков и знаковых систем.
2. Каковы функции религии в культуре?
3. Раскрыть понятие: артефакт.
4. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?
а) Н. Бердяев и О. Шпенглер;
б) Т. Парсонс и Э. Тайлор;
в) П. Сорокин и Ю. Лотман.
5. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.
6. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
7. Интеллигенция как феномен отечественной культуры. Интеллигенция и революция.
8. Мишель Фуко и его вклад в изучение культуры.
Вариант 12
1. В чем состоит проблема понимания артефактов культуры?
2. Охарактеризовать сущность и назначение морали в культуре.
3. Раскрыть понятие: синкретизм культуры.
4. Выберите правильное высказывание:
а) Культурология – интегративная наука, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей;
б) Культурология – область естественнонаучного знания;
в) Культурология – система наук о природе и обществе.
5. Концепция культуры П. Сорокина
6. Социальная культура: особенности, формы, функции.
7. «Серебряный век» русской культуры.
8. Принципы гуманизма и антропоцентризма в культуре европейского Возрождения.
Вариант 13
1. Выделите основные проблемы культурологии
2. В чем состоит специфика и сущность мифа как формы духовной культуры?
3. Раскрыть понятие: герменевтика культуры.
4. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
а) мифология;
б) наука;
в) религия;
г) техника.
5. Охарактеризуйте концепцию «цветущая сложность» К. Леонтьева
6. «Восток» как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие.
7. Социокультурные основы российской цивилизации.
8. Культура ХXв: демократизация й комерциализация.духовной жизни; масовая культура.
Вариант 14.
1. В чем сущность процесса социокультурной динамики. Основные модели динамики культуры.
2. Выделите особенности искусства как формы духовной культуры. Какова роль искусства в культуре?
3. Раскрыть понятие: культурная традиция.
4. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I – подготовительный, период детства и накопления сил; II – период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; III - ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?
а) период наивысшего расцвета;
б) период упадка, период цивилизации – переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органического развития к механической «работе».
в) агония культуры.
5. Охарактеризуйте путь развития культурно-исторического типа российской цивилизации в концепции Н.Я.Данилевского «Россия и Европа».
6. Сциентизм в культуре Нового времени.
7. Петровские реформы: историко-культурный смысл.
8. Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер)
Вариант 15
1. Обозначьте основные методологические подходы к изучению культуры. В чем их существенные различия?
2. Техника и ее роль в культуре.
3. Раскрыть понятие: культурная норма
4. Ф. Ницше и П. Сорокин в основу своей типологии культуры положили:
а) мировосприятие, мироощущение;
б) главные направления культурной деятельности человека;
в) пространственно-временные характеристики.
5. Л.Гумилев и его теория пассионарности
6. Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах.
7. Советская культура: специфика и основные этапы развития.
8. Формы духовной культуры, их характеристика.
Вариант 16
1. Особенности искусства как формы духовной культуры. Какова роль искусства в культуре?
2. Чем характеризуется современная культура?
3. Раскрыть понятие: форма культуры.
4. Под социокультурной динамикой понимается:
а) изменения в культуре под воздействием внешних и внутренних факторов;
б) только прогрессивные изменения в культуре.
5. Рене Генон и понятие традиционализма культуры
6. Проблема кризиса европейской цивилизации и ее осмысление в философской и культурологической мысли XIX-XX вв.
7. Русская литература второй половины 19 в., ее значение в мировой культуре.
8. Структурализм как направление в культурологии: основные идеи, представители, значение.
Вариант 17.
1. В чем состоит значение коммуникативной функции культуры?
2. Раскрыть социокультурное значение науки.
3. Раскройте понятие: «культурный текст».
4. Кто из мыслителей ввел термин «культурология»?
а) М. Харрис;
б) Л. Уайт;
в) М. Мид;
5. Суть концепции К.Леонтьева «Византизм и славянство»
6. Основные черты средневековой "картины мира".
7. Художественные направления в русском искусстве 19 в.
8. Функционализм как направление в культурологи: основные идеи, представители, значение.
Вариант 18.
1. Кратко охарактеризуйте основные подходы к типологии культуры.
2. Каков механизм социокультурной динамики в концепции культуры А. Тойнби?
3. Раскройте понятие: социокультурная динамика.
4. Как соотносятся понятия «экономика» и «хозяйственная культура»?
а) Понятие «экономика» шире понятия «хозяйственная культура»;
б) Понятие «хозяйственная культура» шире понятия «экономика»;
в) Эти понятия тождественны.
5. С. Хантингтон и его труд «Столкновение цивилизаций»
6. Традиция и новация в культуре
7. Художественные направления в русском искусстве начала 20 в.
8. Судьбы европоцентризма и проблема самосознания европейской культуры.
Вариант 19
1. Охарактеризовать сущность и назначение морали в культуре.
2. Кратко охарактеризуйте известные Вам культурологические концепции.
3. Раскройте понятие: философия культуры.
4. Типология культуры решает задачу:
а) расчленения на типы разнородного по составу множества объектов культуры;
б) соединения в единое целое разнородного по составу множества объектов культуры;
в) упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
5.Основные идеи произведения Ортега и Гассет «Восстание масс»
6. Культурогенез. Особенности процесса происхождения культуры
7.Государство и церковь в истории русской культуры.
8. Культура как знаковая система. Проблема понимания культуры.
Вариант 20.
1. Какие факторы определяют тип культуры?
2. В чем состоит сущность процесса социокультурной динамики? Каковы основные модели динамики культуры?
3. Раскрыть понятие: антропосоциокультурогенез.
4. Кто из мыслителей выделял в культуре «аполлоновское» и «дионисийское» начало?
а) А. Шопенгауэр;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант;
г) Ф. Ницше
5. Культурологические взгляды Э. Кассирера
6. Культура повседневности, ее характеристики и исследования.
7.Русский культурный архетип и национальный характер.
8. Элитарная, массовая, народная культура: их характеристика и принципы соотношения