Место дисциплины в система гуманитарного знания

УТВЕРЖДАЮ

 
Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

___________ В.И. Малюк

«19» ноября 2010 г.

 
Рег. № М-1062

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Для всех специальностей

кроме 080502 (8), 100103, 100200

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составитель

канд. филос. наук, доц. Г.Е. Евланникова

Рецензент

канд. филол. наук, ст. преп. О.Н. Долозова

Подготовлено на кафедре

философии

Одобрено научно-методическим советом университета

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2010

Содержание

1 Общие положения............................................................................4

2 Методические указания к изучению дисциплины........................6

3 Методические указания к выполнению контрольной
работы.................................................................................................26

4 Требования к оформлению контрольной работы........................26

5 Контрольные задания.....................................................................27

6 Список литературы........................................................................29

Приложение 1. Пример оформления

титульного листа контрольной работы.................31

Приложение 2. Перечень контрольных вопросов

для проверки знаний по дисциплине....................32

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цели и задачи дисциплины

Целями культурологии является формирование способности к предвидению экономических, экологических, нравственных последствий; развитие творческих способностей; овладение этическими, социальными нормами.

Цели и задачи, обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования. Культурология выделилась из философии и сохранила потребность в обосновании собственного предмета познания. Она обосновывает предпосылки научного исследования, даёт возможность различной трактовки культуры.

Каково значение культуры для человека? Какова система культуры, как связаны в ней различные явления? Чем обусловлено отличие культур друг от друга? Почему одни культуры развиваются, а другие угасают? Экономически и политически сильные культуры далеко не всегда богаты в духовном отношении. Отвечает на все эти вопросы культурология. Она облегчает взаимопонимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов.

В результате изучения дисциплины студенты должны обрести следующие навыки:

- свободно ориентироваться в понятиях культурологии, быть в курсе традиционных и постоянно появляющихся проблем;

- представлять современную систему культуры;

- овладеть необходимым и достаточным категориальным аппаратом в сфере культурологии;

- уметь использовать многоразличные подходы, выработанные в других учебных дисциплинах.

При изучении дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинары. На лекциях излагаются сложные теоретические проблемы, раскрываются закономерности, принципы, научные термины. Семинарские занятия позволяют студентам расширить и упрочить знания предмета, научиться дискутировать, анализировать теоретические исследования, формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и т.д.

При изучении учебной дисциплины «Культурология» важное внимание уделяется:

- методическим рекомендациям преподавателя студентам по ведению конспектов, работе с источниками, эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы;

- самостоятельной работе под контролем преподавателя;

- методическим рекомендациям студентам при подготовке рефератов, докладов, сообщений.

Важнейшей формой контроля, за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов. Итоговой формой контроля является зачёт.

Место дисциплины в система гуманитарного знания

Под культурой в широком смысле слова понимают и жизненное пространство, состоящее из комплекса вещей, созданных человеком, и пространство социальной жизни, и пространство индивидуальной жизни - образ жизни индивида как личности, руководствующейся определенными духовными ценностями. От уровня культуры зависят успешная реализация социальных проектов и программ обновления, как всего общества, так и отдельных его сфер, мир и согласие в меж­национальных отношениях, совершенствование качества жизни людей. Определенную роль в поддержании должного уровня культуры играет и культурология. Она изучает сущность иструктуру культуры, законы её возникновения, развития и функционирования. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости личности, атмосферы глубокого уважения как к памятникам своей культуры, так и к культурам других народов, для воспитания каждым человеком чувства ответственности за судьбу непреходящих культурных ценностей.

Наши рекомендации