Место дисциплины в система гуманитарного знания
УТВЕРЖДАЮ
|
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
___________ В.И. Малюк
«19» ноября 2010 г.
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Для всех специальностей
кроме 080502 (8), 100103, 100200
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний
Составитель
канд. филос. наук, доц. Г.Е. Евланникова
Рецензент
канд. филол. наук, ст. преп. О.Н. Долозова
Подготовлено на кафедре
философии
Одобрено научно-методическим советом университета
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2010
Содержание
1 Общие положения............................................................................4
2 Методические указания к изучению дисциплины........................6
3 Методические указания к выполнению контрольной
работы.................................................................................................26
4 Требования к оформлению контрольной работы........................26
5 Контрольные задания.....................................................................27
6 Список литературы........................................................................29
Приложение 1. Пример оформления
титульного листа контрольной работы.................31
Приложение 2. Перечень контрольных вопросов
для проверки знаний по дисциплине....................32
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели и задачи дисциплины
Целями культурологии является формирование способности к предвидению экономических, экологических, нравственных последствий; развитие творческих способностей; овладение этическими, социальными нормами.
Цели и задачи, обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования. Культурология выделилась из философии и сохранила потребность в обосновании собственного предмета познания. Она обосновывает предпосылки научного исследования, даёт возможность различной трактовки культуры.
Каково значение культуры для человека? Какова система культуры, как связаны в ней различные явления? Чем обусловлено отличие культур друг от друга? Почему одни культуры развиваются, а другие угасают? Экономически и политически сильные культуры далеко не всегда богаты в духовном отношении. Отвечает на все эти вопросы культурология. Она облегчает взаимопонимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов.
В результате изучения дисциплины студенты должны обрести следующие навыки:
- свободно ориентироваться в понятиях культурологии, быть в курсе традиционных и постоянно появляющихся проблем;
- представлять современную систему культуры;
- овладеть необходимым и достаточным категориальным аппаратом в сфере культурологии;
- уметь использовать многоразличные подходы, выработанные в других учебных дисциплинах.
При изучении дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинары. На лекциях излагаются сложные теоретические проблемы, раскрываются закономерности, принципы, научные термины. Семинарские занятия позволяют студентам расширить и упрочить знания предмета, научиться дискутировать, анализировать теоретические исследования, формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и т.д.
При изучении учебной дисциплины «Культурология» важное внимание уделяется:
- методическим рекомендациям преподавателя студентам по ведению конспектов, работе с источниками, эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы;
- самостоятельной работе под контролем преподавателя;
- методическим рекомендациям студентам при подготовке рефератов, докладов, сообщений.
Важнейшей формой контроля, за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов. Итоговой формой контроля является зачёт.
Место дисциплины в система гуманитарного знания
Под культурой в широком смысле слова понимают и жизненное пространство, состоящее из комплекса вещей, созданных человеком, и пространство социальной жизни, и пространство индивидуальной жизни - образ жизни индивида как личности, руководствующейся определенными духовными ценностями. От уровня культуры зависят успешная реализация социальных проектов и программ обновления, как всего общества, так и отдельных его сфер, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей. Определенную роль в поддержании должного уровня культуры играет и культурология. Она изучает сущность иструктуру культуры, законы её возникновения, развития и функционирования. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости личности, атмосферы глубокого уважения как к памятникам своей культуры, так и к культурам других народов, для воспитания каждым человеком чувства ответственности за судьбу непреходящих культурных ценностей.