Тема : Терминологическое пространство профессиональной этики
Лекция
План лекции
1. Определение понятий этика, мораль, нравственностьв сравнительной характеристике.
2. Профессиональная этика.
3. Этика и культура.
4. Этика и право.
5. Этика и этикет.
6. Этика и менеджмент.
ЭТИКА – МОРАЛЬ – НРАВСТВЕННОСТЬ (1)
· Этика – наука о морали, о добродетелях, о должном (философский контекст).
· Этика – наука о «человеческом в человеке» (культурный контекст) .
Термин этика – древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова ethos (этос) – жилище, логово, гнездо – нравы людей, живущих в одном месте. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) в своих трудах впервые употребил понятие этический для обозначения особого класса человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями, а знания о добродетелях – этикой.
При переводе с греческого на латинский язык древнеримский философ и знаменитый оратор Цицерон (II-I вв. до н. э.) обозначил понятие этического термином moralis – моральный, означавший характер, темперамент, мода, обычай. Отсюда образовался термин мораль.
Позднее, на основе латинского и греческого языков появляются собственные языковые выражения, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Так, в русском языке – нравственность.
Таким образом, термины этика, мораль, нравственность по своему этимологическому содержанию однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим – этические правила, моральные принципы, нравственные нормы, придавая различные смысловые оттенки общему понятию.
Этика–это учение о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика стремится ответить на такие вопросы как: что есть добро и что есть зло; что такое гуманность, справедливость, совесть, долг и свобода; в чем состоит назначение человека, что делает его жизнь осмысленной и счастливой.
Мораль (от лат. mores) – нрав, обычай, характер.
Мораль–это совокупность представлений о ценном и должном, правил (стандартов) поведения, передаваемых из поколения в поколение внутри какой-либо культуры. Мораль является одним из важнейших общественных институтов и одним из основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.
Структура морали:
· Моральное сознание: правила, нормы, принципы, убеждения, ценности, идеалы.
· Нравственные отношения: социальные взаимодействия, оцениваемые с точки зрения добра и зла.
· Нравственная деятельность (поступки, поведение, репутация).
Нравственность – выполнение правил и норм, поведение, соответствие принципам морали – практический опыт морали (по Гегелю).
Резюме: В триединстве этика – мораль – нравственность этика играет роль «исследователя», постоянно сопоставляющего сущее (то, что есть) и должное (то, что должно), т.е. она обращена к теории этического знания. Понятие мораль раскрывает должное, является объектом этического знания. Нравственность есть реальное воплощение морали: не делай другому того, чего не желаешь себе (золотое правило нравственности) – это практическое применение этического знания. Это смысловые оттенки одного и того же феномена – морального самосознания/качества человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (2)
Этические знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Такая оценка формируется как обществом (для индивида имеет объективный характер), так и индивидом (субъективный аспект познания). Эти системы тесно взаимосвязаны, являя собой диалектику объективного и субъективного, раскрывающуюся через категории общее, особенное, единичное.
общее | особенное | единичное |
Общесоциальная, общечеловеческая мораль | Моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой профессиональной среды | Моральные установки отдельно взятого человека или социальной группы |
Всеобщий моральный закон | Профессиональная этика Деловая этика Сервисная этика | Этические решения индивида – этика личности |
Профессиональная этика – совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции)
Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Деловая этика / Этика деловых отношений – система нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе профессиональной деятельности менеджера / деловых контактов.
Базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения, в то же время имеет свои отличительные особенности. Охватывает сферу делового взаимодействия.
Исходные понятия профессиональной этики:
· профессиональный долг
· профессиональная честь
· профессиональное достоинство
· профессиональная справедливость
Профессиональный долг (служебный долг) побуждает человека относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.
Профессиональная честь и профессиональное достоинство – оценка значимости той или иной профессии в жизни общества, самооценка своей деятельности.
В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.
Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она зависит от условий эпохи (ценности, нормы поведения, которые разделяются обществом), в которой живут люди, является частью их сознания.
В зависимости от характера отношений можно говорить о видах чести: гражданская, служебная/ профессиональная, военная, рыцарская, мужская и т.д.
Профессиональная справедливость побуждает человека не поддаваться, обстоятельствам, давлению «свыше», объективно оценивать ситуацию, досконально изучив ее. Справедливость важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива.
Цитата: «Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности»[1] (А. Шопенгауэр).