Особенности славянского язычества
|
|
| |||
В XVI в. обряды соблюдались еще полностью, а старые культы не только сохранились, но даже распространились ещё более широко. Однако разгульные праздники заканчивались теперь очистительными обрядами: купанием в воде или взаимным прощением. Здесь следует видеть постепенное – не без воздействия христианской морали – угасание языческих обрядов. В своем практическом воплощении языческое мировоззрение проявлялось не только в дни праздников. Не менее ощутимо оно было и в «лихую годину».
Таким образом, Древняя Русь и после принятия христианства являла собой и в мировоззренческом отношении, и в практических действиях общество, основанное на «двоеверии», с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа.
Крещение Руси связано с деятельностью молодого Новгородского князя Владимира. Обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не вследствие какой-то внешней случайности. Крещение Руси произошло по приказу сверху и было всеобщим. Распространение христианства на Руси продолжалось ещё в течение полутора веков.
Схема 14.4
В истории русской церкви и русской культуры христианскими подвижниками стали преподобные, юродивыеистарцы. Эти категории подвижников не всегда вписывались в рамки официальной религиозности: они могли занимать определенное место в церковной иерархии (как Сергий Радонежский), а могли и не занимать. Старчество служило к процветанию русских монастырей, старцы создавали внутри обители свой «внутренний» монастырь, их авторитет зачастую был выше авторитета настоятеля. Двадцатый век дал поразительные примеры тайного монашества (Алексей Лосев) и явного юродства (Мария Юдина), когда высокий социальный статус человека сочетался с его религиозным служением.
Схема 14.5
XVI и XVII века – время развития единого русского государства во главе с Москвой – Московского царства. В конце XV – начале XVII века была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как о «третьем Риме», призванном после падения Константинополя отстоять христианство. Важной частью идеологии «московского царства» стало «Сказание о князьях владимирских», возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – «шапки Мономаха») – византийским императором князю Владимиру Мономаху. В становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Складывается система авторитарной власти, также имевшая элементы восточных деспотий.
Для духовной жизни этого времени характерно противостояние «нестяжателей» (Нил Сорский) и «иосифлян» (последователей Иосифа Волоцкого). Противоположность между ними – в понимании основ духовной жизни, в социальных выводах. Одни исходят из любви, другие – из страха (страха Божия), одни являют всепрощение, другие – строгость к грешнику, на одной стороне почти безвластие, на другой – строгая дисциплина, одни дают в своих скитах приют беглым еретикам, другие подвергают их казни, нестяжатели предпочитают бедность и милостыню, иосифляне ищут богатства ради социальной организации благотворительности. Наконец, – первые дорожат независимостью от светской власти, другие всеми силами укрепляют самодержавие. Победа Иосифа Волоцкого была предопределена созвучием его устремлений с устремлениями Московского Великого князя. Проблема заключалась не в борьбе этих двух направлений, но в полной победе одного из них – иосифлянства. В результате в религиозной жизни надолго установился тип уставного благочестия, а живой религиозный опыт был вытеснен.
Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле. Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства. Однако «прививка Ренессанса» не могла инспирировать собственного Возрождения.
Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного). В 1547 году был составлен «Домострой» – свод правил поведения для православных мирян. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена «Троица» Андрея Рублёва). При московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы со сложным сюжетом. Усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья. Вторая часть правления Грозного – тёмная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 г. Земщина и опричнина.
Постепенное восстановление русской культуры начинается при фактическом правлении Бориса Годунова. Окончательно Смута заканчивается с венчанием на царство Михаила Федоровича Романова.
В иконописи происходит развитие «строгановской школы» – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей. В архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья». Затем появляется «нарышкинское барокко». В XVII веке было построено церквей больше, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества.
Середина XVII столетия отмечена коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу).
Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими странами (Англией, Голландией), характерное для всего XVII века, а также и для петровского времени.
Последняя четверть XVII века характеризуется все большим усвоением европейской культуры Нового времени, определившим успех «европеизации» страны при Петре I.
Схема 14.6
XVII в. – зарождение культуры Нового времени и её «обмирщение»
III.Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре Нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов.
Начало XVIII века было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней активно применялись иностранные слова. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М. Ломоносов. Он использовал известную ещё со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н. Карамзин. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств. К началу XIX века споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.
Схема 14.7