Наука о древности Вещественные источники. 4 вида. 1 страница
Методы полевых археологических исследований
Орудия труда и оружие, древние бытовые вещи могли дойти до нас, переходя от одного поколения к другому. Но таких памятников сравнительно мало. Гораздо больше их находится в земле. Цель раскопок — историческое исследование. Неправильные раскопки ведут к гибели археологического памятника и к ложным выводам.
Главными археологическими памятниками, изучаемыми в поле, являются остатки древних поселений и древние погребения. Среди древних поселений археологи различают три типа :стоянки, городища, остатки неукрепленных поселений, одновременных городищам, называются селищами — это третий тип остатков древних поселений.
В археологии важно понятие археологического комплекса. Различают закрытые и открытые комплексы. Главная черта закрытых комплексов — их неизменяемость и одновременность. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища.
Одним из методов археологии являются археологические разведки, которые служат средством предварительного изучения археологических памятников, расположенных в поле. Их целью является, прежде всего, составление археологической карты. Существуют два вида археологических разведок. Разведки имеют целью составить полное представление о небольшом числе памятников для выбора объекта раскопок и составления конкретного плана этих раскопок. Археологические разведки, особенно поиски, производятся не для того, чтобы делать широкие или даже частные исторические построения. Только археологические раскопки могут быть надежной базой исторических обобщенней, могут правильно и полно выявить характер памятника.
Главным признаком, по которому открывают остатки поселений, является культурный слой. Но в некоторых случаях он может оказаться разрушенным: выдут ветром, размыт водой. В подобных случаях на местах поселений остаются вещи, некогда находившиеся в культурном слое: черепки орудия, кости и пр. Значит, для того, чтобы обнаружить поселение, надо найти или культурный слой, или, как говорят, выпавшие из него вещи.
Наконец, общим признаком некоторых видов древних поселений и древних погребений является их рельефность. Речь идет о городищах, тепе и курганах. Итак, при археологических разведках надо искать урочища, где встречаются древние вещи (в том числе черепки древней посуды и каменные орудия), скопления костей животных, особенно животных ископаемых (мамонт, носорог и пр.), места находок костей человека, выходы культурного слоя, рвы, валы, насыпи. Следует также выявлять дольмены и другие мегалитические сооружения, каменные изваяния, наскальные рисунки, развалины древних зданий.
Главным приемом авиаразведок является фотографирование местности с воздуха с последующей дешифровкой полученных снимков. При помощи авиаразведок изучаются главным образом три свойства местности: рельеф, растительный покров и почва.. Наконец, изучение почвы, основанное на выявлении цветовых пятен (особенно на пашнях), позволяет выявить древние перекопы (могильники, канавы, рвы, селища и пр.).
Основным методом археологического исследования являются, конечно же, раскопки. По результатам проведенных разведок выбирается объект и методика раскопок, которая позволит получить наиболее полную информацию с памятника. Приемы проведения раскопок в целом схожи. Исключение составляют самые древние памятники, относящиеся к эпохе палеолита.
Наука о древности Вещественные источники. 4 вида.
1)Бытовые предметы
2)Оружие
3)памятники духовной жизни.
4)орудия труда.
-Культурный слой – содержащий в себе жизнедеятельности человека. («Культурный ландшафт»- о.Кижи останавл. До начала 18 века.
-Археологический объект – следы влияние человека.
Группа
:-места проживания(поселения или стоянки древнего человека)
-стойбище-кратковременные стоянки селище. (Городища – убежища (небыло жителей)
-Погребальные памятники.
Курганы- земляные, каменные территории России, Украины.
Скифы-золото, художествен.ценность.
Курганские могильники.
Грунтовые могилы.
-Дольмены (Кавказ,Запад ,Европ.)
Каменные ящики, внутри которых находится в погребении.
Средневековые кладбища.
-кромлех-кольцо из камня. Трупоположение.
-линейные мастерские.
Наскальные изображения
Петроглифы-камень, вырезать. Сев.Норвегия, Шведция.
Стоят на охране Юнеско.
вырезались в мягких пародах.
4,5тыс.летназад.Писаници-3 вида искусства.
1)Томская писаница……… Похры, известь, уголь.
Иницианизации-посвещение молодых в более взрослую стадию.
Распрост. На территории Сибири и в Финляндии
2)Ахтуланская писаница.
Гидротехнические сооружения.
Водные сооружения.
Остатки индустриальных объектов..
Древние шахты, штольны.
№ 40. Дьяковскоя культура-западную часть междуречья Оки и Волги. Поселения расположены в лесном Поволжье, по берегам Оки и Москвы-реки и их притокам. Одно из первых исследованных поселений этой культуры находится у с. Дьяково на территории Москвы, поэтому и вся культура получила название дьяковской. Она изучена по материалам городищ Топорок и Городок на Верхней Волге, Троицкое, Щербинское, Михайловское, Романовское и др. Размеры поселений небольшие, устраивались они на высоких берегах, естественно укрепленных глубокими оврагами. Дьяковские городища были окружены валами и рвами. Нередко вокруг всей площади поселка сооружалась деревянная стена из массивных бревен и слег. Обычно со стороны поля городище защищали два вала и два рва. Оборонительные сооружения городищ довольно мощные и свидетельствуют о высоком уровне военно-оборонительного искусства. Примером может служить Михайловское При раскопках дьяковских городищ встречаются железные шлаки. Железную руду плавили как в поселках, так и за их пределами.
Основные отрасли домашнего производства: кузнечное, ткацкое и гончарное. О развитии ткачества свидетельствуют многочисленные находки пряслиц для веретен и грузиков — подвесок для примитивного ткацкого станка. Пряслица и грузики являются характерным признаком дьяковских городищ раннего железного века. Вся керамика дьяковских поселенийлепная, сделанная в технике ленточного налепа, распространенной в этих местах еще с неолита. В основном это грубо выполненные плоскодонные глиняные горшки различных типов: миски, сковородки, крышки, светильники. На наружной поверхности многих из них видны отпечатки похожей на мешковину ткани. Встречаются грубые и лощеные, с гладкими стенками, штрихованные и сетчатые сосуды.
Хозяйство: скотоводство, земледелие, охоту и рыболовство. Разводили в основном свиней, крупный рогатый скот и лошадей. Охотились на медведей, лисиц, лося, северного оленя, барсука, кабана, зайца. Посевы занимали прибрежные и лесные поляны. Земледелие было подсечным. Сеяли, вероятно, рожь, пшеницу, коноплю. Урожай убирали железными серпами. Зерно мололи на зернотерках, обломки которых обнаружены на поселениях. Жители поселков ловили рыбу, выплавляли железо, владели техникой обработки дерева, кости, меди, камня. Изготовление изделий из глины, прядение, ткачество, обработка шкур и шитье одежды.
Дьяковская культура просуществовала долго — с VII—VI вв. до н. э. до середины I тысячелетия н. э.
Старая Рязань
XVIII в. Рязанью был назван город Переяславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества. В Старой Рязани было найдено 9 замечательных кладов, археологические комплексы.
Одним из объектов археологического исследования стал наружный вал Старорязанского городища. Сооружение вала началось в XII в. Вдоль стены был устроен проход, по которому передвигались защитники крепости. Очевидно, через рвы были перекинуты мостики, а над воротами возвышались башни. Южная часть Старой Рязани была заселена несколько позднее, в конце XI—XII вв. Городища были обнесены валами, часть которых потом оказалась внутри города. Вокруг города возникали отдельные ремесленные посады, которые позже были обнесены еще одним внешним крепостным валом.
Основные археологические материалы, с которыми связан период расцвета этого города, относятся к XI—XII вв. Почти вся площадь Старой Рязани была застроена жилищами горожан двух типов — наземными и полуземлянками. Первый тип жилища представлял собой бревенчатую постройку с размером стен 4,2 х 4,2 м, рубленных в обло, с глинобитной печью внутри. К жилищу примыкали хозяйственные постройки — наземные амбары и ямы-погреба. Вторым типом жилища была полуземлянка. Вдоль стен шли покрытые досками нары или лавки и настилался дощатый пол. В полуземлянку вела деревянная лестница. Под полом находились хозяйственные ямы. В одном из углов на специальном возвышении размещалась глиняная печь. Стены складывались из тесаных или расколотых вдоль бревен, вставленных в пазы вертикальных бревенчатых столбов. Печи в большинстве своем делались так: сначала сооружался деревянный каркас, который затем обмазывался толстым слоем глины. Наряду с глинобитными печами встречаются и печи-каменки, сложенные из камней. Эти печи не были рязанским изобретением, они встречаются в древнерусских городах почти повсеместно и в дальнейшем послужили прототипом русских печей. Жилища Старой Рязани и связанные с ними хозяйственные комплексы являлись усадьбами рядовых горожан. Находки на месте расположения жилищ различных хозяйственных, бытовых предметов и украшений свидетельствуют о разной степени зажиточности жителей города.В южной части Старой Рязани открыты остатки хором рязанского боярина XIII в., разрушенных пожаром, а также остатки большого дома площадью примерно около 100 кв. м. В парадной половине дома сохранилось основание большой кирпичной печи, расположенной в переднем углу. Рядом с домом находились хозяйственные срубные постройки, представлявшие собой несколько примыкающих друг к другу маленьких наземных срубов, хозяйственные ямы и пристройки скотного двора.
Усадьба сгорела, но на пожарище около дома найдены три клада женских украшений из серебра. В состав клада, обнаруженного в 1966 г., входили витые серебряные браслеты, два массивных серебряных браслета с чернью и позолотой и другие предметы.
В летописи упоминается, что в Старой Рязани было три каменных храма: Борисоглебский, Спасский и Успенский. Археологами найдены их остатки. Фундаменты Борисоглебского и Спасского соборов были открыты еще в начале XIX в. Планировка Спасского собора была уточнена в наше время. Этот храм представлял собой крестовидное здание с тремя полувыступами —апсидами. Верхнее перекрытие его поддерживали четыре столба. Стены собора были сложены из белого камня, а стены боковых притворов —из кирпичей хорошего обжига, имевших разный размер. Пол состоял из цветных неполивных кирпичных плиток розового или голубовато-зеленого оттенков.
Старая Рязань являлась важным торговым и ремесленным центром Древней Руси домонгольского периода. На территории городища открыты многочисленные ремесленные мастерские. В результате раскопок установлено, что здесь было развито металлургическое производство, обработка железа, дерева, цветных металлов, кости и камня. В Старой Рязани обнаружены сыродутные горны, множествошлаков и криц, около них найдены обломки воздуходувных сопел. Часто встречаются предметы кузнечного ремесла, которое обеспечивало все остальные виды ремесленного труда инструментами. Столь же массовым было изготовление замков и ключей. Замки на Руси были различные: висячие, врезные для ларцев, замки-задвижки для дверей. Нам трудно представить, каким сложным был древний замок, состоявший более чем из сорока деталей. Каждая из них требовала своей технологии изготовления. Чтобы сделать замок, надо было сваривать железо, паять медь, вытачивать механические детали.
В Старой Рязани собрано большое количество ювелирных изделий. Самые значительные из девяти кладов золотых и серебряных изделий обнаружены в 1968 и 1973 гг. Состав вещей типичен для последней трети XII—первой трети XIII в., что подтверждают и стратиграфические условия их залегания. Сокровища, видимо, были спрятаны при взятии города Батыем. Основу клада составляет парадный убор — так называемая женская кузнь из серебряных украшений. Это восемь звездчатых колтов, изящные цепочки, принадлежности женского головного убора — так называемые шумящие украшения, трехбусинные височные кольца, которые прикрепляли по нескольку штук к ремешку или полоске ткани у висков, широкие браслеты-обручи и браслеты, сплетенные из толстой серебряной проволоки.
Эти украшения характерны не только для Рязани, но и для других южнорусских княжеств. Предметы рязанских кладов свидетельствуют о расцвете в XII—XIII вв. ювелирного производства и ремесла в целом.
№ 8
К какому времени относятся самые ранние стоянки на территории Евразии — вопрос принципиальный. На этой территории пока не обнаружено памятников самого раннего оддувайского периода. Начало нижнего палеолита в Восточной Европе, Северной и Средней Азии охватывает в основном среднеашельский период. Заселение этих территорий в нижнем палеолите происходило в разное время и с разных территорий. Первые люди появились из зон своего первоначального обитания и расселились в Закавказье, в южных районах Средней Азии и Молдовы, принеся с собой уже сложившиеся навыки обработки камня и добывания пищи.
Заселение южных районов произошло в среднем ашеле 1 млн.— 500 тыс. лет назад. Важную роль при этом играла природная средаплейстоцена, характеризующаяся серией похолоданий, оледенений, которые чередовались со сравнительными потеплениями. Центры образования ледников находились в горах Скандинавии, на Таймыре и в Северной Америке. Вместе с тем в Альпах, на Кавказе, Алтае, Гималаях развивались горные ледники. В периоды наибольшего распространения ледников огромные пространства современной суши были покрыты массивным ледяным панцирем. Жизнь людей в этой ледяной пустыне была невозможна, и они селились к югу от ледников в прилегающих к ним заболоченных равнинах, тундрах, холодных степях и лесостепях ледниковой эпохи. Однако в эоплейстоцене и нижнем плейстоцене природные условия на более южных территориях отличались еще мягким климатом, а животный мир — значительным разнообразием: здесь водились теплолюбивые слоны, носороги, верблюды, лошади.
Наиболее ранние палеолитические памятники на интересующей нас территории расположены в четырех регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тиссы находится один из самых древних и хорошо изученных сейчас памятниковКоролево, исследуемый В.Н. Гладилиным. Пятнадцать слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще лёсса дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях (шесть из них—ашельского времени) обнаружена серия галечных чопперов с несколькими сколами, обработанные с одной стороны унифасы, формы, похожие на рубила, отщепы с широкими гладкими ударными площадками. Эти древнейшие орудия сделаны из вулканического андезита. Второй памятник — Кульдара в Южном Таджикистане, исследованный В.А. Рановым. Здесь лёссовая толща плейстоцена достигает почти 100 м. И в первом, и во втором случаях мы имеем дело с палеолитом в лёссовых толщах. Наиболее древние находки происходят из 11-й и 12-й палеопочв, а их возраст определяется в 800 тыс. лет.
Третий ранний памятник —Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. Десять ее слоев охватывают период около одного миллиона лет. Нижний слой содержит крупную принесенную сюда и обработанную гальку кварцитовых пород.
Обращают на себя внимание и другие памятники: стоянки Каратау и Лахуги в Таджикистане (их возраст 200 тыс. лет), раскопанная А.П. Окладниковым Улалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. В 80-х годах Ю.А. Мочановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, чоп-пинги и примитивные скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слоев стоянки у г. Ангрена. Возраст этих памятников их исследователи определяют по-разному: от 1,5 млн. до 500 тыс. лет. Однако предложенные даты требуют уточнений. В среднем ашеле климат продолжал быть сухим и теплым, особенно на Кавказе, что благоприятствовало расселению людей.
Лучше всего раннепалеолитические стоянки изучены в Закавказье. Там они расположены тремя большими группами. Одна группа стоянок находится на высокогорном плато Армении, где известна стоянка Арзни и Сатани-Дар, вторая —на Черноморском побережье Кавказа, третья—в Имеретии. Наиболее ранние ашельские комплексы на Кавказе известны в пещерах Кударо I, II и Донская. К верхнеашель-скому времени на Кавказе относятся стоянки Джрабер и Абадзехская. Они датируются рисским и рисс-вюрмским временем —250—100 тыс. лет назад.
На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гвард, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда). Ашельские памятники известны в Средней Азии, Казахстане, где выделена каратауская культура без ручных рубил, т. е. без бифасов, и Южной Сибири. Относящиеся к ашельскому времени орудия обнаружены около Джамбула и Джезказгана (Казахстан), где насчитывается более 20 раннепалеолитических памятников. Отдельные архаичные орудия найдены в Ферганской долине, в горах Тянь-Шаня, у г. Крас-новодска и в Южной Сибири. Они также обнаружены на Дальнем Востоке у с. Богородское, в пещерах Страшная и Географического общества, в Кумарах на Амуре, Уламенка на Алтае, находки в Мохов-сквом карьере в Кузбассе, Куртакском комплексе на Енисее и Гора Игетей в Приангарье.
Благоприятные условия для заселения и проникновения человека сложились в районах Днестра и Донца (Выхватинцы и Хрящи). На берегу Днестра около Каменец-Подольского находится среднеашель-ский памятник Лука-Врублевецкая. Здесь в инвентаре преобладали архаичные отщепы. Размещение ашельских памятников показывает, что люди расселялись в древности в нескольких направлениях. Очевидно, в Закавказье расселились люди, родиной которых являлась Передняя Азия и Африка. Приднестровье было связано с Южной Европой (характерным признаком этой культуры было ручное рубило). К востоку от этой культурной области лежала область азиатско-ашельской культуры: массивные рубящие орудия с широким рабочим краем, чоппинги, чопперы. Они найдены в Казахстане, Средней Азии, на Алтае, Дальнем Востоке и обнаруживают некоторое сходство с соанской нижнепалеолитической культурой Пакистана и Индии.
Известны два типа поселений нижнего палеолита: открытые и пещерные.
Открытые поселения, видимо, были связаны с местами охоты и добычи камня. Коллективы людей жили в неглубоких гротах или на площадках под навесом скалы, где сооружались жилища из веток и шкур. Известные нам остатки жилищ свидетельствуют об оседлости архантропов, существование у них первобытных коллективов, собственности на жилище, на близлежащие охотничьи территории и на запасы растительной и мясной пищи. Возникновение же коллективной формы собственности было связано с коллективными производственными отношениями. Оседлый образ жизни положил начало обособлению мужского и женского труда. Видимо, уже тогда за женщиной начала закрепляться определенная сфера общественно-трудовой деятельности: она должна была заботиться о воспитании детей, поддержании огня, заготовке топлива, растительной пищи; мужчины занимались охотой.
№ 9
Мустьерский период сменяет позднеашельскую археологическую эпоху в Евразии. Мустьерская эпоха совпала с концом рисс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского оледенения в Евразии. Территория расселения неандертальцев была обширнее, их приспособленность к окружающей среде была выше, чем у людей раннего палеолита. Природные условия, в которых жили неандертальцы, принципиально отличались от современных. В результате значительного увлажнения и некоторого общего похолодания климата в северных областях Европы, Азии и Америки образовались мощные ледяные покровы, занявшие огромные пространства северных и средних широт. Значительная часть современной Восточно-Европейской равнины была покрыта льдом. Центр этого оледенения лежал в Скандинавии. Другой мощный ледяной барьер находился в Западной Сибири (Таймырский ледник), а на северо-востоке Азии и севере Америки возвышался Чукотский ледяной барьер. На многие миллионы квадратных километров простиралась безмолвная, необитаемая ледяная пустыня. Толщина льда в некоторых местах доходила до двух километров. Некоторые представления о древнем леднике дает ледяной массив современной Гренландии.
Климат ледниковой эпохи отличался большой влажностью, лето было прохладным, а зима сравнительно мягкой. В предледниковой зоне ландшафт в основном был тундровый и лесотундровый: травы и кустарники служили кормом для травоядных животных — мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей. В степях обитали бизоны и зубры, ближе к ледникам —типичные представители приледниковой зоны: мускусный овцебык и песец.
Значение ледниковых природно-климатических условий в антропогенезе чрезвычайно велико. Дело в том, что в мустьерский период развитие человека достигло такого уровня, который позволил приспособиться и устоять в суровых природных условиях. В свою очередь, новые условия несомненно активизировали сознательную деятельность человека и позволили сделать следующий значительный шаг по пути прогресса. Появление одежды, совершенствование способов добывания огня и освоение жилищ способствовали расселению первобытного человека на новых, ранее не освоенных территориях.
В мустьерский период были освоены просторы Крыма, Южной Украины, Молдовы, Средней Азии, южных районов Сибири и Дальнего Востока; неандертальцы расселились на север в приледниковую зону.
Известно много мустьерских стоянок. Они бывают открытого типа и пещерные. Около 30 мустьерских стоянок известно только в Крыму. Среди них выделяются поселения Заскальная VI, Пролом II, Киик-Коба, Волчий, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба, Ак-Кая I—V и др. Особое значение имеют многослойные стоянки Заскальная и Пролом. Мощно и последовательно залегающие слои Заскальной дали большое количество каменного инвентаря и позволили проследить развитие аккайской мустьерской культуры Крыма и ее связь с местным ашелем. Наиболее характерными для аккайской культуры Крыма являются бифасы, мустьерские остроконечники, скребла, односторонние и двуК мустьерской эпохе относятся и самые ранние сохранившиеся захоронения, такие, как в гротах Тешик-Таш в Средней Азии и в Староселье в Крыму. Появление погребений несомненно связано с осмысленным представлением о жизни и смерти. Этот факт исторически важен, так как свидетельствует о весьма развитых представлениях о природе и человеке, жизни и смерти, душе и потустороннем мире, т. е. тех мировоззренческих ценностях, которые лежат в основе всех религий мира.
С долговременными поселениями, коллективной трудовой деятельностью, в основе которой лежала охота, и развитием сознания связано сложение примитивной родовой организации. Длительное сожительство, преодоление животных инстинктов, забота не только о своих потребностях, но и о потребностях всего коллектива, постоянная взаимосвязь и поддержка несомненно были характерны уже для первых общин неандертальцев. Кавказ с классическими мустьерскими традициями, тяготевший к Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье, где население и традиции культуры были больше связаны с зоной Центральной Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Сибирь, связанные с галечной центральноазиатской техникой. Таким образом, процессы формирования культуры палеантропов и пути заселения ими просторов Евразийского континента были очень сложными. Даже отдельные памятники Крыма, Кавказа и других территорий имеют достаточно специфический облик. Выделяется, например, так называемое зубчатое мустье стоянок Северного Кавказа. Внутри сред-неазиатско-казахстанской зоны по приемам обработки камня выделяются поселения Тешик-Таш, Кайрак-Кумы, Ходжикент, где известны левалуа-мустьерские материалы западного облика.
№12
Искусство возникло в палеолите. В верхнем палеолите оно представлено анималистической пещерной живописью, антропоморфной скульптурой малых форм из кости и камня, гравировкой и барельефом на кости, каменных плитках и роге.
Первые произведения первобытного искусства были обнаружены в 30-х годах прошлого века. Это были гравировки на кости. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи: в 1879 г. испанский археолог М. де Саутуола обнаружил на сводах испанской пещеры Алътамира нарисованных кирпичнево-крас-ной охрой бизонов и лошадей. Это был первый памятник многокрасочной палеолитической живописи. Открытие Саутуолы представляется эпохальным по своему значению, и тем не менее оно было встречено в штыки. В то время в науке господствовали определенные взгляды на так называемого допотопного человека как существо весьма дикое и отсталое. Только двадцать лет спустя, когда подобные рисунки были открыты в пещерах Франции, причем среди них встречались изображения вымерших животных палеолитической эпохи, стало ясно, что это произведения палеолитического искусства.
В настоящее время известно около сорока пещер с остатками палеолитической живописи. Среди них открытая в 1959 г. на берегу р. Белой в Башкирии Капова пещера (Шульган-Таш), своды которой покрыты изображениями мамонтов, носорогов, лошадей. Все рисунки выполнены красной краской на коричнево-серой поверхности стен. Открытие живописи на сводах Каповой пещеры имело принципиальное значение, так как до этого палеолитическая живопись была представлена только росписями в пещерах Франции, Испании иЮжной Германии. Этот факт наводил на мысль, что лишь обитатели западноевропейской зоны создавали произведения пещерной живописи. И вот палеолитическая живопись обнаружена на другом, противоположном конце Европейского материка, у Уральских гор. Спустя Двадцать лет после открытий в Каповой пещере в глубине Игнатиевской пещеры (Ямазы-Таш) в бассейне р. Белой также были обнаружены палеолитические изображения. Произведения палеолитической живописи известны в местности Каменная Могила около Мелитополя. Внутри пещеры Чаклина обнаружены изображения бизонов, пещерного льва и антропоморфного существа. Палеолитическое искусство отличается поразительной точностью • передаче наиболее существенных признаков человека и животных, Дня него характерна простота форм. Наиболее ранние изображенияконтурные и однотонные, более поздние, как правило, многоцветные, передают объем и форму животного. Но не только в этом сказалось мастерство древних художников. Оно отразилось и в умении передать динамику, разнообразные позы и характерные особенности животных. Лошади, быки, олени часто показаны в беге. Палеолитическое анималистическое искусство достигло весьма высокого уровня. Однако древним художникам было чуждо понятие художественной перспективы, поэтому фигуры нарисованы в одной плоскости и не связаны единым сюжетом, не соблюдены размеры и пропорции рисунков. Тем не менее уже в этом раннем искусстве обнаруживаются зачатки повествовательных полотен. Таковы, например, групповые изображения стада животных в Альтамире, рисунки скачущих лошадей в Ляско, группа переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.
Сюжеты первобытного искусства показывают, какие мысли и чувства руководили создававшими их людьми. Хотя палеолитическая живопись содержит образцы реалистического изображения окружающего мира, смысловая сторона ее значительно глубже. В связи с этим высказано несколько представлений. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые имели ценность в качестве объектов охоты, вероятно, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магии. В Альтамире, например изображены рожающие самки бизонов, а рядом—ритмически повторяющиеся знаки лунного цикла. Вероятно, это временная перспектива жизни и размножения животных.
В верхнем палеолите широко распространяется гравировка по кости и камню, тонко передающая образы людей и диких животных. Графические изображения многочисленны и разнообразны: от неопределенного нагромождения линий до реалистических, с определенными портретными особенностями рисунков голов людей и образов животных палеолитической эпохи. Большая группа таких произведений обнаружена на Украине в гротах Чаклина, Чуринг и в гроте Мамонта у Мелитополя.
Можно выделить несколько больших групп гравированных изображений на пластинах: портретные и бытовые повествовательные зарисовки, смысловые сцены и отдельные изображения, знаково-ка-лендарные системы, в частности календарные записи лунно-солнечного календаря на подвеске и пластине, обнаруженных в Мальте. Мальтийская пластина рассматривается некоторыми археологами как счетная календарно-астрономическая таблица с обозначением годовых оборотов Солнца, Луны, месячных оборотов Луны и оборотов Венеры. Третьим видом палеолитического искусства были скульптурные изображения малых форм. В большинстве своем они воссоздают образ женщины, также встречаются антропоморфные фигуры без признаков пола, животные, птицы. Скульптуры невелики, всего 5—12 см, вырезаны из кости и камня. Женские статуэтки являются принадлежностьюмногих верхнепалеолитических поселений Евразии. Выделяются четыре крупные области искусства: пиренейско-дордоньская, дунайско-мо-равская, деснинско-донская и ангарская. Это небольшие по размерам фигурки обнаженной женщины в полный рост со сложенными на животе руками. Женская фигура изображена натуралистически правдиво, но несколько утрированно. Известны две группы фигур: европейская и сибирская. Европейские фигурки изображают женщин с Подчеркнутыми признаками пола: свисающими грудями, массивными бедрами, выпуклым животом. Сибирские фигурки не имеют таких Моделированных форм, они более вытянутые, с зауженными бедрами И плечами. Некоторые сибирские статуэтки изображают женщину, одетую в меховую одежду. Статуэтки представлены тремя типами: классическим, изображающим женщин правильного телосложения, с немного утрированными формами; худощавым, передающим образ вытянутых пропорций, с удлиненными ногами и туловищем; тучным, изображающим женщину с массивными бедрами, большими грудями и объемным животом. Интересно, что на всех скульптурах голова показана обобщенно, в виде утолщения, в большинстве случаев совершенно отсутствует лицо.