Графика, прикладное искусство

В культурной жизни Украины имела большое значение графика, а именно гравюра. Известные мастера этого жанра – И. Мигура, И. Щирский, Л. Тарасевич. Особенное распространение приобретает историческая тематика, популярностью пользуются произведения, посвященные важнейшим событиям в жизни народа, например, военным победам, видным историческим деятелям. Примером может быть гравюра И. Зубрицкого "Осада Пугачева турками". Мастером графического портрета был Д. Голяховский (портрет Петра I, Феофана Прокоповича и др.).

В XVIII веке продолжает развиваться жанр книжной иллюстрации. В этом жанре работает Л. Тарасевич, создавший иллюстрации к "Киево-Печерскому патерику" (1702) и другим книгам. Дальнейшее развитие получило оформление рукописных книг. Несомненную художественную ценность представляют рисунки В. Григоровича-Барского к его дорожным запискам во время путешествия по Польше, Греции, Италии, странам Ближнего Востока в середине XVIII века.

Графика стала одним из ведущих жанров в украинском изобразительном искусстве.

Совершенствуется и декоративно-прикладное искусство, традиционно популярное на Украине. Это керамика, гутное стекло, деревянные, металлические и ковровые изделия, вышивки, в которых проявились эстетические вкусы народа, стремление к прекрасному, богатая фантазия. Основное место в прикладном искусстве принадлежало изделиям из дере­ва (мебель, посуда, резьба).

В различных регионах Украины: Гунульщине, Северной Буковине, Восточной Галичине, Полтавшине и Полесье – складывается школа ковроткачества с присущей ей специфической техникой исполнения, цветовой гаммой и орнаментом. Особенностью, объединяющей все направления этой школы, является тонкое восприятие природы и воссоздание украинского пейзажа на ковровом полотне.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Украинская художественная культура первой половины XIX века, наследуя лучшие традиции предшествующих этапов ее развития.

Эта эпоха ознаменована деятельностью выдающихся украинских ученых: историка Д.И. Зубрицкого, М.А. Максимовича, работавшего в области истории, археологии, этнографии, источниковедения, археографии; историков М.Ф. Берлинского, Н.В. Закревского, слависта О.М. Бодянского и других. Невозможно переоценить роль Т.Г. Шевченко в развитии украинской культуры. Великий писатель, выдающийся график и живописец, он в то же время раскрывает свое творческое лицо и как ученый. Работая художником Временной комиссии для разбора древних актов (1845 – 1847), он глубоко интересуется историей, археологией, этнографией, фольклором.

В конце XVIII – начале XIX вв. создаются типографии в различных городах Украины, развивается книгопечатание.

Фольклористы начинают собирать и публиковать произведения народной поэзии. Один из первых сборников издал Н.А. Церетелев "Опыт собрания старинных малороссийских песен" (1819). М.А. Максимович опубликовал три сборника: "Малороссийские песни" (1827), "Украинские народные песни" (1834), "Сборник украинских песен" (1849). Интерес к народному творчеству Украины испытывают А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Н.В. Гоголь.

Из произведений народного творчества черпала темы, сюжеты, образный язык украинская литература.

Литература

Ведущее место в литературе конца XVIII – первой половины XIX вв. принадлежит И.П. Котляревскому (1769 – 1838).

И.П. Котляревский - зачинатель новой украинской литературы, первый ее классик, самая крупная фигура до появления Т.Г. Шевченко.

Литературная и общественная деятельность Котляревского проходила в Полтаве. Здесь он обратился к театру, будучи его главным директором. Для Полтавского театра Котляревский написал пьесы "Наталка-Полтавка" и "Солдат-Чародей", в которых ведущие роли исполнял в 1819 – 1821 гг. М.С. Щепкин. Сотрудничество талантливых писателя и актера привело к тому, что на это время Полтавский театр стал ведущим на Украине.

Литературное наследие И.П. Котляревского – это поэтические и драматургические произведения. Среди них самое значительное – поэма "Энеида", над которой писатель трудился более четверти века, опера – драма "Наталка-Полтавка", водевиль "Солдат-Чародей", стихотворение "Песня князю Куракину", перевод "Ода Сафо" и другие.

В творчестве Котляревского украинский язык сформировался как литературный. Он обогащался достижениями в прозе, поэзии и драматургии многий талантливых писателей: П.П. Гулака-Артемовского, Г.Ф. Квитки-Основьяненко, Е.П. Гребенки, Л.И. Боровиковского, А.М. Метлинского, Н.И. Костомарова, М.Н. Петренко и др.

Одним из наиболее талантливых продолжателей Котляревского явился Григорий Федорович Квитка-Основьяненко (1778 – 1843). В своей литературной деятельности проявил себя как очеркист, поэт, фельетонист, беллетрист, драматург и исто­рик: писал на русском и украинском языках, продолжая традиции сатирико-обличительной литературы. Славу писателя-классика принесли Квитке-Основьяненко украинские повести и рассказы, изданные двумя сборниками в 1834 и 1837 гг. под названием "Малороссийские повести, рассказываемые Грыцьком Основьяненком". Публиковались они в различных журналах и альманахах ("Утренняя звезда", "Маяк" и другие).

Евгений Павлович Гребенка(1812 – 1848), поэт, прозаик и издатель, сыграл заметную роль в украинской литературе, способствуя развитию в ней романтизма и реализма. Был одним из организаторов украинских литературных сил своего времени.

Свой творческий путь Гребенка начал как переводчик "Полтавы" А.С. Пушкина на украинский язык. Наиболее ценными в его творческом наследии являются басни (1834), изданные в сборнике "Малороссийские присказки". Басни написаны ярким народным языком.

Кроме басен Гребенка создал поэтические романтические произведения – "Челн", "Украинская мелодия", "Маруся", "Лес" и др., которые по своей образной системе близки народно-песенному творчеству. Некоторые из них стали народными песнями, например, "Украинская мелодия", "Черные очи" ("Очи черные, очи страстные") и другие.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861)

Гениальный украинский поэт, занимающий видное место в мировой литературе. Основатель новой украинской литературы, он утвердил в ней критический реализм, создал народные по духу и форме произведения, превратил литературу в трибуну народных интересов и стремлений, Шевченко сыграл громадную роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа.

Широко известна история выкупа юного Шевченко, акция, в которой приняли участие поэты Жуковский, Гребенка, художники Брюллов, Сошенко и др. Благодаря участию старших друзей, Шевченко сумел окончить Академию художеств и стать известным живописцем и графиком. За великолепные офорты в 1860 г. он получил звание академика-гравера.

Одновременно с занятиями изобразительным искусством Шевченко пишет свои поэтические произведения на украинском и русском языках. В 1840 г. появляется его первый поэтический сборник "Кобзарь", включающий первоначально всего восемь произведений, в 1841 г. – поэма "Гайдамаки", в 1842 г. – отрывок драмы "Никита Гайдай", в 1844 г. – поэмы Тамалия", "Тризна" и "Бесталанная". Все эти и другие произведения принесли Шевченко славу народного поэта не только в Украине и в России, но и в других славянских странах.

Десятилетие 1847 – 1857 – годы ссылки Т.Г. Шевченко в Оренбургские степи, а затем на пустынный берег Каспия. Но и там, несмотря на запрещение, он творит как поэт и художник. Он создал поэмы "Солдатский колодец", "Варнак", "Цари" и другие, где по-прежнему раскрывает свои вольнолюбивые мечты и устремления. В ссылке Т.Г. Шевченко написал несколько повестей на русском языке. В повестях Шевченко обращается к автобиографическому материалу ("Художник", "Музыкант" и другие). В ссылке вел Т.Г. Шевченко "Дневник", изданный им в 1857 – 1858 гг. Это глубокие размышления о действительности, литературе и искусстве. Автор проявляет себя как мыслитель, философ, как человек, не сломленный трудностями.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте, помяните

Незлым, тихим словом.

Театр и музыка

В первой половине XIX в. на Украине театральное дело получает свое развитие в крепостных театрах, существовавших в богатых помещичьих усадьбах. В повести Т.Г. Шевченко "Музыкант" упоминается о крепостном театре помещика Г.С. Тарновского в с. Качановка на Черниговщине, музыкантов которого обучал М.И. Глинка. В этих театрах шли пьесы И.П. Котляревского, Г.Ф. Квитки-Основьяненко и других. Именно эти крепостные театры способствовали распространению театрального образования, оживлению театральной жизни; в них раскрылись таланты многих актеров и музыкантов.

Дальнейшееразвитие получили в этот период любительские театры. Выдающимся организатором, режиссером и актером одного из них, действовавшего в Полтаве, был И.П. Котляревский. В Украине и за ее пределами был известен любительский театр Д.П. Трощинского, деятельность которого проходила в с. Кибинцы на Полтавщине. В 1812 году руководителем и режиссером этого театра был В.А. Гоголь-Яновский, отец Н.В. Гоголя.

В первой половине XIX в. в Украине по-прежнему была популярна народная музыка, в основном, песни: колядки, щедровки, веснянки, купальские и жатвенные, колыбельные, думы, исторические песни и другие. Народными стали песни на слова Т.Г. Шевченко "Думы мои...", "Ревет и стонет Днепр широкий", "Завещание". Большой популярностью пользуется и в наше время песня М. Петренко "Дивлюсь я на небо" и многие другие. Появляются нотные сборники украинских песен. Так, историк, этнограф, поэт и композитор Н.А. Маркевич опубликовал книги "Украинские мелодии" (1831) и "Народные украинские напевы" (1840).

Значительный вклад в развитие украинского музыкального искусства внес композитор Д.С. Бортнянский, создатель духовной, глубоко гуманной музыки. Его хоровые концерты исполняются и в наши дни. Одним из первых украинских композиторов-профессионалов в Галиции стал М.М. Вербицкий, обращавшийся к различным музыкальным жанрам: песням, хорам, музыке к театральным представлениям.

Наши рекомендации